16 декабря в РГГУ состоялась VI Международная научно-практическая конференция с международным участием «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты лингвистических кафедр, кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы ФРиСО РГГУ и кафедры зарубежной философии РГГУ, а также представители МГИМО, Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и зарубежные исследователи – из Института стимулирования экономики и Свободного университета имени Черноризца Храбра (Болгария), почетные гости.
Задачи конференции были сформулированы следующим образом: развитие международного научного сотрудничества, создание условий для проведения совместных исследований силами учёных разных стран и университетов; апробация и обсуждение результатов исследований, выполненных в рамках ведущих парадигм современной дидактики, методики, педагогики, психологии, лингвистики, филологии, философии с использованием как традиционного, так и новейшего научного инструментария.
Ученые различных направлений предложили яркую экспозицию исследований в области общего языкознания, теории и методики обучения иностранным языкам, цифрового образовательного контента, что отражает широкий спектр интересов и панорамность научного мышления выступающих.
Преподаватели общеуниверситетской кафедры иностранных языков ведут занятия на многих факультетах РГГУ, поэтому, закономерно, иностранный язык понимается частью парадигмы мультидисциплинарных исследований и рассматривается в оптике предметно-языкового интегрированного обучения, отличительной особенности обучения языку для профессиональных целей (LSP) в нелингвистическом университете постмодерна. В современном мире иностранный язык из специальности всё больше превращается в язык для специальности, а профессионально ориентированное обучение иностранным языкам перерастает в иноязычное профессиональное образование, успешность практической реализации которого обеспечена инновационной концепцией профессиональной лингводидактики. Проблемное поле конференции охватывало исследования по динамике трансформаций медийной среды, получающей отражение в актуализации лексического пространства и контекстуализации понятийного аппарата в сфере рекламы. Иллюстративно демонстрировалась образовательная технология создания глоссариев профессиональных терминов, формирования языковой и дискурсивной лингвокреативности в дискурсе экономической рекламы и решения вопросов социолингвистической адаптации для реализации аппелятивной функции рекламного текста с учетом «культурной дистанции» [А. Фэрнхем, С. Бочнер].
В содержательном плане процесс изучения иностранных языков реализуется посредством связи психологических и лингво-педагогических элементов: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта действий по неизвестному ранее алгоритму, опыта эмоционального отношения к миру Педагогические процессы все более подчиняются закономерностям саморазвития, важными становятся новые проявления социального, субъектного, предметного и технологического компонентов в изучениииностранных языков Сравнительный анализ выявил четыре основные группы универсальных компетенций, для формирования которых при обучении иностранному языку рекомендуется соблюдать дидактический принцип сознательности, опираться на личностно-деятельностный подход, использовать интерактивные формы и технологии проблемного обучения, осуществлять тщательный отбор учебных материалов проблемного характера. Интерактивные формы обучения, в свою очередь, выступают триггером компетенций эмоционального интеллекта, что в контексте современной системы образования ориентирует студентов на повышение мобильности, адаптацию к меняющимся условиям и средствам обучения.
Особое внимание на пленарном и секционном заседаниях было уделено использованию деятельностных технологий на занятиях по иностранному языку в соответствии с ФГОС высшего образования, закрепившим поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Основной принцип системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а студенты получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, создающей положительный эмоциональный фон занятия. В частности, оценивался дидактический потенциал аутентичных видео в обучении иностранному языку. В условиях дефицита аудиторных часов и перехода к дистанционному формату их использование дает широкий спектр возможностей искусственно смоделировать погружение в языковую среду с последующим чтением и просмотром видеоблогов и обсуждением на форумах, что обеспечивает личностно-ориентированный подход, стимулирует познавательную деятельность, организует и активизирует самостоятельную работу учащегося, сочетая контроль с самоконтролем Авторы работ аргументировано доказали актуальность интенсивного развития поликультурного образования, воспитывающего способность оценивать явления с позиции разных культур и социально-экономических формаций; соблюдать нормы коммуникации, принятые в различных социосферах
Дальнейшая логика развития подвела выступающих к осмыслению вопросов цифрового инструментария педагогического контроля знаний, позволяющего преподавателю с наименьшими временными затратами оценить уровень подготовленности студентов, с одной стороны, и оптимизировать учебный процесс на основе полученных данных, – с другой, обеспечивая такие преимущества, как технологичность, объективность, массовость, а также возможность применения при дистанционном образовании. При этом сама процедура разработки фонда оценочных средств по иностранному языку, подбора сценария тестовых заданий выступает самостоятельной научно-методической задачей, требующей определенных компетенций в области тестологии. В качестве примера эффективного сервиса названа онлайн платформа Wizer.me В полной гармонии с концептом англоязычного ресурса предстала и концепция контроля качества знаний французских разработчиков национальных сертификатов, в основе которой заложены три принципа: валидность, надежность, применимость.
В целом, примечательно, что в фокусе общего интереса оказались не только ценностные ориентации и коммуникативные стратегии мейнстрима – носителей английского языка, – но и тенденции последних лет, связанные с цифровизацией и активным использованием социальных сетей, влекущим за собой изменения в языковой сфере других языков. Так, выступления коснулись политики в отношении статуса современных норвежских диалектов и их влияния на формирование национальной и локальной идентичности; проблем изучения лексических единиц испанского литературного языка как языка национального и при этом межнационального для испаноязычного латиноамериканского сообщества, знаменитого разнообразием историко-культурных контекстов, алиментарным и темпоральным кодами каждой конкретной страны; дидактического и методологического потенциала корпусной лингвистики при обучении немецкому языку. Болгарские исследователи предложили к обсуждению вопросы языка управления и маркетинга 5.0 в развитии национальной экономики, специфики языкового гуманизма формирования кадров в структуре здравоохранения Болгарии
Естественным продолжением этих тем стало исследование функции преподавателя в эпоху обучения «экранного» поколения студентов: подготовка специалиста, владеющего иностранным языком как средством коммуникации для решения проблем профессионального и социального характера, а также успешного международного сотрудничества. Кроме того, выпускник должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, т.е. иметь определенный уровень информационной культуры.
Выступающие обращали внимание на то, что язык в процессе обучения в нелингвистическом университете выступает медиумом специальных знаний в реализации образовательной профессиональной программы
В экспертной дискуссии обсуждались результаты практических исследований, основанных на технологии создания и использования интеллект-карт – MIND-MAPPING – как информационной основы при обучении иноязычной коммуникации в условиях цифровой среды и иллюстративном анализе особенностей работы над оригинальным литературным текстом на практических занятиях со студентами-психологами.
Проведенная конференция показала, что филология переходит от общего гуманитарного подхода к новым тенденциям – развитию цифровой гуманитаристики, сближению с новейшей философией, антропоцентризмом, социологией Отрадно отметить, что научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры зиждется на солидной аналитической работе, обладает практической значимостью и в большой степени отражает спектр направлений учебного процесса в РГГУ Особенностью конференции является ее научно-практическая направленность, что дает возможность обозначить перспективы дальнейших научных и научно-методических изысканий преподавателей кафедры и их коллег
Оргкомитет выражает признательность участникам и гостям конференции за яркие научные выступления и заинтересованное обсуждение представленных исследований
14 февраля, 21 марта и 11 апреля 2025 г. в РГГУ были проведены заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия». Организатором встреч выступила кафедра иностранных языков РГГУ.
25 февраля 2025 г. под руководством доцентов кафедры иностранных языков РГГУ И.И. Воронцовой и Н.В. Якуниной прошло первое в весеннем семестре заседание студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации».
В первом семестре 2024/2025 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ.
5 ноября 2024 г. в РГГУ прошло заключительное в осеннем семестре заседание постоянно действующего студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка И.И. Воронцовой и Н.В. Якуниной.
25 октября 2024 г. на основании Перечня научных мероприятий РГГУ на 2024 год прошла VIII Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
31 октября в рамках «Дней Студенческой науки РГГУ – 2023» состоялось очередное заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка Воронцовой И.И. и Якуниной Н.В.
В первом семестре 2022-2023 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организуемый кафедрой иностранных языков РГГУ. Проведено 3 заседания научного семинара: 23.09, 11.11. и 16.12.2022 г.
Во втором семестре 2021-2022 учебного года кафедра иностранных языков РГГУ выступила организатором и провела три заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия»: 04.02, 04.03. и 08.04.2022 г.
25 февраля в РГГУ состоялась VII Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
В первом семестре 2021-2022 учебного года кафедра иностранных языков РГГУ провела 3 заседания (26 октября, 17 ноября и 24 декабря) постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия». Семинар включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2021 год.