РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Соискателям и ученым секретарям


Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней

Порядок организации работы диссертационных советов

Проведение заседания диссертационного совета при защите диссертации

Тайное голосование и работа счетной комиссии

Тайное голосование при проведении заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме

! О направлении аттестационных дел в ВАК с 15.04.2024


Перечень документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет

Диссертационный совет принимает к предварительному рассмотрению диссертацию при представлении соискателем ученой степени следующих документов:

  1. Заявления соискателя ученой степени на имя ректора (с визой председателя / ученого секретаря) о размещении диссертации на сайте РГГУ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  2. Заявления соискателя ученой степени на имя председателя диссертационного совета о принятии к рассмотрению и защите диссертации (приложение № 1 к Положению о совете …);
  3. Распечатки страницы с сайта РГГУ с размещенным полным текстом диссертации (в случае представления диссертации, оформленной в виде научного доклада, соискатель ученой степени представляет в диссертационный совет подтверждение размещения на сайте РГГУ списка публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, со ссылкой, содержащей сетевой адрес (URL), используемый для прямого доступа к этим публикациям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо копии указанных публикаций);
  4. Заверенной копии документа установленного образца о высшем образовании (диплом специалиста, диплом магистра, свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) - для соискателя ученой степени кандидата наук (лица, освоившие программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами, представляют диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) с приложением к нему; лица, получившие образование в иностранном государстве, дополнительно представляют копию документа, удостоверяющего признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, с предоставлением тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям высшего образования, полученного в Российской Федерации (специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), за исключением случаев, когда высшее образование, полученное в иностранном государстве, подпадает под действие международных договоров о взаимном признании, либо получено в иностранной образовательной организации, входящей в перечень, который устанавливается Правительством Российской Федерации) (2 экз.);
  5. Заверенной копии диплома кандидата наук - для соискателя ученой степени доктора наук (лица, получившие ученую степень в иностранном государстве, дополнительно представляют копию свидетельства о признании ученой степени, полученной в иностранном государстве, за исключением случаев, когда иностранные ученые степени подпадают под действие международных договоров Российской Федерации, а также получены в иностранных образовательных организациях и научных организациях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) (2 экз.);
  6. Документа о сдаче кандидатских экзаменов - для соискателя ученой степени кандидата наук (за исключением соискателей ученых степеней, освоивших программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, по которой подготовлена диссертация, или соискателей, освоивших программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми требованиями) (1 экз.).
    Результаты кандидатских экзаменов, полученные до 13 июля 2014 г., подтверждаются удостоверением об их сдаче. Результаты кандидатских экзаменов, полученные после 13 июля 2014 г., подтверждаются справкой об обучении или о периоде обучения. Результаты кандидатских экзаменов, полученные после 15 октября 2021 г., подтверждаются справкой об их сдаче;
  7. Диссертации в электронном виде и на бумажном носителе, оформленной в соответствии с п. 30 Положения о совете ..., в количестве экземпляров, необходимом для передачи в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская государственная библиотека", федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти", библиотеку РГГУ, оппонентам и ведущей организации, а также рукописи автореферата диссертации (при наличии автореферата) в машинописном виде на бумажном носителе и в электронной форме. Титульные листы (обложки - для диссертации, оформленной в виде научного доклада) представленной на бумажном носителе диссертации (приложения № 2 и 2.1 к Положению о совете ...), обложка рукописи автореферата диссертации (приложение № 3 к Положению о совете ...), подписываются соискателем ученой степени;
  8. Положительного заключения организации, где выполнялась диссертация (требования к заключению - п. 16 Положения о присуждении ученых степеней, а также Положение о порядке подготовки заключения организации, где выполнялась диссертация, утв. приказом ректора РГГУ от 28.02.2020 г.), утвержденного руководителем (заместителем руководителя) организации. Подпись руководителя (заместителя руководителя) организации должна быть заверена печатью данной организации (при наличии) (2 экз.);
  9. Отзыва научного руководителя для соискателей ученой степени кандидата наук или отзыва научного консультанта для соискателей ученой степени доктора наук (при наличии консультанта) (2 экз.).

Оформление диссертации

(п. 30 Положения о совете...)

Диссертация оформляется в виде рукописи и имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист (обложку - для диссертации, оформленной в виде научного доклада),
  2. Оглавление,
  3. Текст диссертации, включающий в себя: введение, основную часть (основное содержание - для диссертации, оформленной в виде научного доклада), заключение, список литературы, список научных публикаций, в которых изложены основные научные результаты диссертации - для диссертации, оформленной в виде научного доклада (с указанием квартилей научных изданий (при наличии)).
    Текст диссертации также может включать список сокращений и условных обозначений, словарь терминов, список иллюстративного материала, приложения.
    Введение к диссертации включает в себя актуальность избранной темы, степень ее разработанности, цели и задачи, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, методологию и методы диссертационного исследования, положения, выносимые на защиту, степень достоверности и апробацию результатов.
    В основной части текст диссертации подразделяется на главы и параграфы или разделы и подразделы, которые нумеруются арабскими цифрами (основное содержание работы кратко раскрывает содержание глав (разделов) диссертации - для диссертаций, оформленных в виде научного доклада).
    В заключении диссертации излагаются итоги выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы.

Титульный лист диссертации (рекомендуемый образец)

Автореферат диссертации

(п. 25 Положения о степени...)

     По диссертациям, принятым к защите, должен быть напечатан на правах рукописи автореферат объемом до 2 авторских листов для диссертации на соискание ученой степени доктора наук и до 1 авторского листа - для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
     По диссертациям на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук по историческим, педагогическим, политическим, психологическим, социологическим, филологическим, философским, экономическим, юридическим отраслям науки, искусствоведению, культурологии и теологии объем автореферата может составлять до 2,5 и до 1,5 авторского листа соответственно.
     В автореферате диссертации излагаются основные идеи и выводы диссертации, показываются вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость приведенных результатов исследований, содержатся сведения об организации, в которой выполнялась диссертация, об оппонентах и ведущей организации, о научных руководителях и научных консультантах соискателя ученой степени (при наличии), приводится список публикаций автора диссертации, в которых отражены основные научные результаты диссертации.
     Диссертация в виде научного доклада рассылается членам диссертационного совета, принявшего диссертацию к защите, и заинтересованным организациям как автореферат.
     Автореферат диссертации рассылается членам диссертационного совета, принявшего диссертацию к защите, и заинтересованным организациям не позднее чем за 1 месяц до дня защиты диссертации.
     Перечень организаций, которым автореферат диссертации рассылается в обязательном порядке, определяется положением о диссертационном совете.
     Других адресатов, которым необходимо направить автореферат диссертации, определяет диссертационный совет, принявший диссертацию к защите.

Обложка диссертации в виде научного доклада (рекомендуемый образец)

Обложка автореферата диссертации (рекомендуемый образец)

Рассылка автореферата

Документы, представляемые в Минобрнауки России при положительном решении по результатам защиты диссертации

В течение 30 дней со дня защиты диссертации в Минобрнауки России на бумажном носителе направляются:
1. Сопроводительное письмо (формируется автоматически ФИС ГНА после загрузки в систему всех необходимых сведений и документов соискателя);
2. Оригинал заключения диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук.

Перечень документов аттестационного дела соискателя, хранящегося в РГГУ

Аттестационное дело соискателя на бумажном носителе и в электронной форме вместе с экземпляром диссертации хранится в РГГУ в течение 10 лет.

В аттестационное дело входят следующие документы и материалы:

  1. Копия сопроводительного письма на бланке РГГУ в Минобрнауки России;
  2. Заключение диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук;
  3. Заявление соискателя в диссертационный совет;
  4. Копия страницы с сайта РГГУ с размещенным полным текстом диссертации, заверенная председателем и ученым секретарем диссертационного совета;
  5. Заверенная копия документа установленного образца о высшем образовании (диплом специалиста, диплом магистра, свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) - для соискателя ученой степени кандидата наук (лица, освоившие программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами, представляют диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) с приложением к нему; лица, получившие образование в иностранном государстве, дополнительно представляют копию документа, удостоверяющего признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, с предоставлением тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям высшего образования, полученного в Российской Федерации (специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), за исключением случаев, когда высшее образование, полученное в иностранном государстве, подпадает под действие международных договоров о взаимном признании, либо получено в иностранной образовательной организации, входящей в перечень, который устанавливается Правительством Российской Федерации);
  6. Копия диплома кандидата наук, заверенная в установленном порядке - для соискателя ученой степени доктора наук (лица, получившие ученую степень в иностранном государстве, дополнительно представляют копию свидетельства о признании ученой степени, полученной в иностранном государстве, за исключением случаев, когда иностранные ученые степени подпадают под действие международных договоров Российской Федерации, а также получены в иностранных образовательных организациях и научных организациях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации);
  7. Документ, подтверждающий сдачу кандидатских экзаменов (за исключением соискателей ученой степени, освоивших программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, по которой подготовлена диссертация, или соискателей, освоивших программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми требованиями);
  8. Диссертация соискателя;
  9. Автореферат диссертации. В случае защиты диссертации, оформленной в виде научного доклада, автореферат не печатается;
  10. Заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель ученой степени;
  11. Выписка из протокола заседания диссертационного совета о создании комиссии диссертационного совета для предварительного ознакомления с диссертацией;
  12. Выписка из протокола заседания диссертационного совета о приеме диссертации к защите;
  13. Текст объявления о защите диссертации с указанием даты размещения на сайте ВАК (формируется автоматически в ФИС ГНА);
  14. Список адресатов, которым направлен автореферат диссертации (с указанием даты рассылки), подписанный ученым секретарем диссертационного совета;
  15. Отзывы оппонентов, ведущей организации на диссертацию, другие отзывы, поступившие на диссертацию, включая отзыв научного руководителя или научного консультанта, и автореферат диссертации, с обязательным указанием шифра и наименования научной специальности в соответствии с Номенклатурой, по которой защищена диссертация;
  16. Стенограмма заседания диссертационного совета (первый экземпляр), подписанная председательствующим и ученым секретарем диссертационного совета и заверенная печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет (при наличии печати);
  17. Явочный лист членов диссертационного совета, подтверждающий их присутствие на заседании диссертационного совета при защите диссертации;
  18. Бюллетени тайного голосования в запечатанном конверте - при проведении очного заседания;
  19. Протокол счетной комиссии -  при проведении очного заседания;
  20. Протокол с результатами голосования - при проведении заседания в удаленном интерактивном режиме;
  21. Аудиовидеозапись заседания диссертационного совета в машиночитаемом цифровом формате, фиксирующая ход заседания в соответствии с порядком, определенным пунктами 36-41 Положения о совете...;
  22. Информационная справка;
  23. Опись документов, имеющихся в деле, подписанная ученым секретарем диссертационного совета;
  24. Опись документов, загруженных в ФИС ГНА (формируется автоматически ФИС ГНА после загрузки в систему всех необходимых сведений и документов соискателя).

О внесении информации в ФИС ГНА

Анализ ошибок допущенных при оформлении аттестационных документов соискателей ученой степени доктора и кандидата наук в диссертационных советах РГГУ