На Философском факультете РГГУ ведётся обучение аспирантов по следующим специальностям:
- 09.00.03 - история философии (по философским наукам)
- 09.00.11 - социальная философия (по философским наукам)
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "История и философия науки" в 2019 г.
Часть 1. Философия науки (для всех специальностей):
- Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.
- Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. Возникновение академий в Новое время.
- Наука как социальный институт. Эволюция университета как института науки. Основные тренды развития современного университета в условиях глобализации экономики.
- Позитивистская традиция в философии науки. Философия науки логического позитивизма.
- Стандартная (неопозитивистская) модель научного знания, ее достоинства и ограниченность.
- Пост-позитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания.
- Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы и ее важнейшие составляющие. Томас Кун о несоизмеримости научных парадигм.
- Философия науки К. Поппера. Принцип фальсификации. Эволюционная модель развития науки.
- Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
- Майкл Полани о личностном знании.
- Методологический анархизм П. Фейерабенда.
- Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Факты, классификации, эмпирические законы. Теоретическая нагруженность фактов.
- Теоретическое знание, его особенности и виды.
- Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации.
- Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как один из источников формирования псевдо-наук. Псевдонаучные учения в естествознании и гуманитарных науках.
- Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её критический анализ.
- Этика науки. Этическая ответственность ученых и свобода научного исследования.
Материалы к семинарам по 1 части - 1
Материалы к семинарам по 1 части - 2
Материалы к семинарам по 1 части - 3
Часть 2. Философия социально-гуманитарных наук.
- Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.
- Оппозиция натурализма и культуроцентризма в методологии социально-гуманитарных наук. Роль естествознания как образца для СН; позитивизм, натуралистические программы в СН. Подчеркивание специфики гуманитарных наук (герменевтика, неокантианство).
- Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.
- Модели «экономического человека» и теория рационального выбора. Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений.
- Основные модели исторического процесса в философии истории ХIХ в. (Гегель, Маркс, Неокантианская модель исторического познания - Марбургская школа).
- История как текст. Проблемы переживания, понимания, истолкования истории (Дильтей, Гадамер).
- Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.
- Пост-структурализм. Влияние его идей на методологию гуманитарных наук. Нарратив и мета-нарратив. Смерть автора. Проблема симулякра.
- Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев).
- Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский).
- «Презентизм» и «антикваризм» как методологическая дилемма историко-культурного анализа.
- «Презентизм» и «антикваризм» как ключевая методологическая проблема исторического познания.
- Философская рефлексия идеи университета. Трансформации проекта университета в условиях сверх-сложности и неопределенности.
- Коммуникативные аспекты образования. Проект пост-исторического университета.
- Идея образования в оптиках критики. Политика знания в образовательном дискурсе.
Материалы к семинарам по 2 части - 1
Материалы к семинарам по 2 части - 2
Материалы к семинарам по 2 части - 3
Материалы к семинарам по 2 части - 4