российский
государственный
гуманитарный университет

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "История и философия науки" в 2019 г.

Часть 1. Философия науки (для всех специальностей):

  1. Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.
  2. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. Возникновение академий в Новое время.
  3. Наука как социальный институт. Эволюция университета как института науки. Основные тренды развития современного университета в условиях глобализации экономики.
  4. Позитивистская традиция в философии науки. Философия науки логического позитивизма.
  5. Стандартная (неопозитивистская) модель научного знания, ее достоинства и ограниченность.
  6. Пост-позитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания.
  7. Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы и ее важнейшие составляющие. Томас Кун о несоизмеримости научных парадигм.
  8. Философия науки К. Поппера. Принцип фальсификации. Эволюционная модель развития науки.
  9. Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
  10. Майкл Полани о личностном знании.
  11. Методологический анархизм П. Фейерабенда.
  12. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Факты, классификации, эмпирические законы. Теоретическая нагруженность фактов.
  13. Теоретическое знание, его особенности и виды.
  14. Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации.
  15. Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как один из источников формирования псевдо-наук. Псевдонаучные учения в естествознании и гуманитарных науках.
  16. Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её критический анализ.
  17. Этика науки. Этическая ответственность ученых и свобода научного исследования.

Материалы к семинарам по 1 части - 1

Материалы к семинарам по 1 части - 2

Материалы к семинарам по 1 части - 3

Часть 2. Философия социально-гуманитарных наук.

  1. Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.
  2. Оппозиция натурализма и культуроцентризма в методологии социально-гуманитарных наук. Роль естествознания как образца для СН; позитивизм, натуралистические программы в СН. Подчеркивание специфики гуманитарных наук (герменевтика, неокантианство).
  3. Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.
  4. Модели «экономического человека» и теория рационального выбора. Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений.
  5. Основные модели исторического процесса в философии истории ХIХ в. (Гегель, Маркс, Неокантианская модель исторического познания - Марбургская школа).
  6. История как текст. Проблемы переживания, понимания, истолкования истории (Дильтей, Гадамер).
  7. Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.
  8. Пост-структурализм. Влияние его идей на методологию гуманитарных наук. Нарратив и мета-нарратив. Смерть автора. Проблема симулякра.
  9. Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев).
  10. Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский).
  11. «Презентизм» и «антикваризм» как методологическая дилемма историко-культурного анализа.
  12. «Презентизм» и «антикваризм» как ключевая методологическая проблема исторического познания.
  13. Философская рефлексия идеи университета. Трансформации проекта университета в условиях сверх-сложности и неопределенности.
  14. Коммуникативные аспекты образования. Проект пост-исторического университета.
  15. Идея образования в оптиках критики. Политика знания в образовательном дискурсе.

Материалы к семинарам по 2 части - 1

Материалы к семинарам по 2 части - 2

Материалы к семинарам по 2 части - 3

Материалы к семинарам по 2 части - 4