РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Как мотивировать себя учиться дома. Оп...


Как мотивировать себя учиться дома. Опыт студентов РГГУ
06.04.2020

Как мотивировать себя учиться дома. Опыт студентов РГГУ

Сегодня сами студенты поделятся впечатлениями от дистанционного обучения: с какими проблемами они сталкиваются, как мотивируют себя заниматься дома и скучают ли по очным занятиям?


Я отношусь к условиям «домашнего образования» так же, как и к обычной учебе — это знания, которые нужны мне. Хотя сейчас, когда заниматься приходится больше, пытаюсь расставлять приоритеты в предметах (успешно ли? — другой вопрос).

Элина Середина, студентка 2 курса бакалавриата факультета культурологии

Я люблю онлайн-платформы, они зачастую дают материал дозированно и поэтапно — в вузе мне не хватает этой систематизации. Проходила несколько курсов на Coursera, связанных в основном с развитием персональных качеств и повышением продуктивности. Советам спикеров стараюсь постоянно следовать в обычной жизни, хотя получается, если честно, не всегда.

Определенно могу сказать, нагрузка увеличилась. Мы проводим занятия по видеосвязи, а некоторые отрабатываем письменно. Если в офлайн обучении можно прочитать материалы к семинару и на паре в устной (и относительно свободной) форме поделиться рассуждениями, то теперь приходится много писать, а это занимает, конечно, больше времени и требует более кропотливой и вдумчивой работы. Зато не остаётся тех, кто «отсиживается» на парах — учиться приходится всем.

Большинство заданий выполняю на планшете, с него же занимаюсь по видеосвязи, поэтому рабочее пространство — стол у окна, где много света, а на столе по минимуму: стакан воды, наушники, планшет и тетрадь с карандашом. Но конечно, некоторые работы пишутся лёжа на диване, куда же без этого?

Плюс дистанционки — возможность заниматься в комфортных условиях. Можно «быть» на семинаре, не вставая с дивана или писать эссе под любимый сериал. Но я за очные занятия. Мне трудно сидеть в четырёх стенах, я люблю атмосферу вуза с форматом диалога с преподавателем, одногруппниками. Живого общения сейчас безумно не хватает, его не заменить онлайн-конференцией.


Домашние задания и закрепление материала – все увеличилось в два раза и требует большей концентрации и сил. За своим рабочим столом я провожу за день в среднем около 8 часов.

Надежда Бондарь, студентка 1 курса бакалавриата факультета истории, политологии и права

Во время подготовки к ЕГЭ все мое обучение проходило онлайн. В основном я занималась на таких платформах, как Skype и Zoom. Мне очень нравился новый формат изучения предметов. Я могла, сидя дома в любимой комнате, получать всю необходимую информацию, которая, разумеется, пригодилась на экзаменах.

С возвращением в мою жизнь «онлайн-уроков» я скорректировала распорядок моего дня для комфортной учебы. Дистанционное обучение подарило возможность не опаздывать и высыпаться. Пары проходят в максимально домашней обстановке: в пижаме, с чаем и котом.

Мотивация учиться приходит ко мне сама. Я понимаю, что знания сами по себе не смогут задержаться у меня в голове, поэтому я беру себя в руки и сажусь учить новый материал. Мое рабочее место организовано так, чтобы мне было комфортно и приятно заниматься.

Для преподавателей дистанционный формат - это что-то новое и непривычное, как и для студентов. Все стараются освоить онлайн-платформы, проверять домашнее задание в электронном виде. Преподаватели делают все, чтобы нам было комфортно учиться.

Определенно очные занятия для меня намного продуктивнее и привычнее. Живой контакт с преподавателем и с группой не заменит ни одна онлайн-платформа. Главные минусы онлайн-обучения: длительное нахождение за компьютером, зависимость от стабильности Интернета и самой техники. Плюсы: возможность заниматься дома в комфорте, не тратить время на дорогу и оставаться в безопасности. В любом случае, весь опыт онлайн-образования, который мы получим сейчас, поможет нам в будущем!


Сразу скажу, что я в восторге от дистанционки. Но это просто личное эмоциональное впечатление.

Ольга Жарова, студентка 4 курса бакалавриата Института психологии им. Л.С. Выготского

Раньше я онлайн только пару уроков иностранного языка брала, и было это не очень. Связано это с плохим качеством Интернет-связи, она прерывается, картинка опаздывает, а звук, особенно важный, когда изучаешь произношение, тоже мог подводить. В реальности, конечно, урок был бы лучше из-за специфики предмета.

С психологией такая же штука: нельзя научиться психологии не взаимодействуя с реальными людьми. Я знаю, что существуют «консультации» психолога по Skype, но, ребята, это треш. И вот почему.

При общении в Интернете с человеком по тому же Skype мы теряем около 50% информации, которую могли бы получить даже при условии идеальной связи. Настоящее общение с людьми — моя будущая профессия.

Почему же я всё-таки так довольна дистанционкой? Да потому что у нас в общем и во время очных занятий не было особой практики взаимодействия с людьми. Наше обучение было в основном теоретическим. Получение знаний от преподавателя — это не общение, а потому без разницы, как он его даст: скинет в чат, литературу посоветует или сам расскажет. А на дистанционных занятиях время экономится просто великолепно!

Стали задавать реально больше. По некоторым предметам у нас стало работы больше, чем было вместе на лекциях, семинарах и дома, но это стало очень удобно: просто читаешь литературу, осваиваешь, думаешь, сама статьи ищешь, никуда не надо ездить. Но это теоретическая работа, самостоятельная и по делу, тоже необходимая. А поскольку кроме теории могло ничего и не быть, то мы ничего не потеряли, только приобрели.

К тому же, я считаю, что такой переход очень полезен всем: с возрастом возрастает боязнь что-то менять, пробовать новое, я хочу этого избежать. Без новых действий или выполнения обыденных дел по-новому мозг «засыхает».

Мы стали осваивать общение в Интернете, пусть это и неполноценное общение, но нам удалось подготовить групповой проект по связи в WhatsApp и это было очень продуктивно, удобно, весело (и безопасно).

Моё рабочее место никак не поменялось, а организовать я всегда себя могла со своим «синдромом отличницы». В целом стало больше времени на самоорганизацию и самостоятельное образование, не побоюсь этого сказать, а мне это очень нравится.


Домашних заданий очень много - как-то раз я делала физкультуру в текстовом документе Word 4 часа.

Лида Чуркина, студентка 1 курса бакалавриата Института филологии и истории

Это не первый опыт удаленного обучения – готовясь к ЕГЭ, я занималась с репетиторами по Skype. На мой взгляд, это очень удобно, ведь не надо тратить время на дорогу. Именно поэтому сейчас я встаю в 8 утра, а не в 5:30, чтобы попасть на первую пару.

Главный соблазн дистанционного обучения – это неформальная обстановка. Иногда во время онлайн-пары я отвлекаюсь на переписки с друзьями или кофе, но всегда возвращаюсь к реальности. Ноутбук - большой мотиватор в моей работе. Если б не удаленка, я бы еще пару месяцев откладывала его покупку, тратясь на что-то другое, более развлекательное. Я работаю за ноутбуком целый день, периодически прерываясь на отдых.

В целом, колоссальный объем работы – это плюс. Выполняя семинары удаленно, самостоятельно и письменно, я чувствую, что усваиваю больше информации. Почти все мои преподаватели смогли перейти на онлайн-формат. Поначалу были проблемы с подключением или связью, но потом и студенты, и преподаватели блестяще освоились в таких платформах, как Zoom и Discord. И все же я предпочитаю очные занятия – на дистанте не хватает коммуникации с одногруппниками и педагогами, а также внеучебной институтской деятельности.


Обучение не стало сложней, наоборот, больше комфорта (чай заварить можно, не нужно тратить время на дорогу, что для меня огромный плюс).

Наталия Железова, студентка 1 курса магистратуры факультета международных отношений и зарубежного регионоведения

Раньше у меня был опыт обучения на онлайн-платформах, таких как Coursera или Skillbox, но это все-таки курсы по желанию, немного другое отношение. Хотя в качестве самообразования оказались очень познавательны.

В основном сейчас занятия протекают в формате свободного обсуждения тем, преподаватели пытаются наладить дискуссии по тематике предмета. Либо обсуждаем вопросы, связанные с магистерской работой. Не могу сказать, что объем нагрузки сильно изменился, скорее всего, это будет очевидно, когда курсы будут подходить к окончанию и потребуется аттестация в онлайн-формате. Для многих преподавателей все-таки онлайн-формат вызывает некоторые сложности. Начиная с момента работы в новой программе или качества связи.


Материалы по теме: