РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Zoom-семинары как новый формат проведения пар: преподаватели РГГУ подвели итоги первой недели дистанционного обучения
23.03.2020

Zoom-семинары как новый формат проведения пар: преподаватели РГГУ подвели итоги первой недели дистанционного обучения

Мы спросили у наших преподавателей, каково это - учить студентов в режиме онлайн? У кого-то уже был опыт в проведении вебинаров и дистанционных курсов, а кто-то впервые открыл для себя возможности Интернет-пространства для образования. И главное, они поделились своим мнением, что лучше: очные занятия или онлайн-обучение?

О переходе на дистанционное обучение вы можете узнать здесь.


Мне кажется, в современном мире идеальный вариант – это сочетание очного и дистанционного методов обучения. Живого общения, среды, объединяющей студентов и преподавателей, спонтанно возникающих вопросов, идей, обсуждений и т.п. не заменит ничто – даже видеоконференции. А главная ценность вузовского образования, на самом деле, именно в этом – в среде, в научной и творческой коммуникации.

Виктория Малкина, заведующая кафедрой теоретической и исторической поэтики, заместитель декана ИФИ по научной работе

Я раньше тестировала разные платформы для дистанционного обучения, так что определилась с форматом довольно быстро. Семинары провожу в Zoom: там можно подключить много народу, все друг друга слышат и видят, можно показывать презентацию и организовать для себя виртуальную доску при помощи любой из программ на собственном компьютере. В чате студенты могут задавать дополнительные вопросы, которые приходят в голову, чтобы не перебивать говорящего.

Лекции записываю заранее и выкладываю на Youtube. Плюс отдельно есть файл Google Docs с общим доступом, где студенты задают вопросы по лекциям, а иногда и сами на них отвечают друг другу. Задания я итак всегда рассылаю по электронной почте, а баллы по каждому занятию выставляю в файле Google Docs, открытом студентам для просмотра, так что тут ничего не изменилось. Есть пока отдельные технические проблемы у некоторых студентов, но, надеюсь, они решатся.

Но, безусловно, в каких-то случаях выигрывает и он-лайн: позволяет объединить людей, находящихся в разных местах, экономит время на дорогу, сборы и т.п. Я бы сказала, что он-лайн обучение и другие формы дистанционного образования – не замена всего на свете, а просто удобные инструменты в ряду других.


В эти дни я в полной мере почувствовал, что университет исторически наследует благоговейной дисциплине монастыря и корпоративной ответственности цеха.

Александр Марков, профессор кафедры кино и современного искусства ФИИ

Преподавание с помощью программы Zoom казалось непривычным только потому, что исчез этап подготовки: когда пока едешь в метро, еще раз выстраиваешь план занятия, а входя в корпус, начинаешь немного иначе себя чувствовать.

Но преимуществ Zoom-семинара оказалось очень много. Это и интонационно доверительный разговор, и возможность взять книгу с полки, зачитать цитату и вернуть на полку, и ускорение разговора при общении в чате: студенты в чате пишут вопросы по ходу занятия, реплики, сомнения и несогласия, а ты отвечаешь. Главное, что само средство общения часто определяет тему, и читая каждый год курс по теории медиа, я в этом убеждаюсь.

Главной темой наших Zoom-семинаров по теории современного искусства и психологии искусства стала “сильная программа” (по Д. Блуру) социально-гуманитарного знания, своего рода его высшая математика, показывающая, как ситуацию определяют не просто отдельные акторы, но сложные наложения предпосылок и обстоятельств, которые можно постичь только “в поле”, и обсуждая самые модные направления современной теории, мы в этом убеждались.

Как раз Zoom и стал таким полем, позволяющим выяснить, что происходит с образованием в удаленном доступе, как меняются и привычки, но и как возникает новое усиленное внимание, даже если студент во время занятия идет по парку. Отношение устной и письменной речи становится другим, не просто устное слово и конспект, но общение в чате, и как раз обсуждать концепцию письма Деррида становится более чем уместно. Конечно, университет как место, где ты встретишься с дорогими коллегами и друзьями с разных факультетов, не заменит никакое онлайн-общение, но как форма работы оно должно встать теперь в один ряд с лекцией, семинаром, выездным занятием и практикой.


Должен быть микс: без очных занятий в вузе учить(ся) никак нельзя. Но какое-то количество занятий можно перевести на обучение он-лайн. Соотношение может быть разным, но нужен полный контроль за работой студентов, т.к. в ходе лекции для «дистанционщиков» я проверял и знаю, что многие из них включают он-лайн на компьютере, но саму лекцию не слушают, если их не видно.

Алан Абаев, декан факультета рекламы и связей с общественностью

До нынешней ситуации я немного работал он-лайн. Например, проводил он-лайн лекции и записывал вебинары для студентов дистанционной формы обучения. Целый курс пока не записывал.

Сейчас я провожу свои занятия на платформе Zoom. Накануне пишу в личном кабинете группе, у которой предстоит занятие, что занятие состоится на Zoom и напоминаю о заданиях. Задания от студентов получаю по электронной почте. В ходе занятия я выкладываю в личном кабинете какую-либо презентацию по дисциплине. Параллельно высылаю студентам по электронной почте ссылку для подключения к конференции через Zoom. Студенты подключаются, я вижу, кто и как подключился. Потом здесь же выкладываю презентацию. Т.к. у меня сейчас только семинары — студент (тот, чья презентация демонстрируется) — рассказывает. Потом я задаю вопросы, комментирую. Также активизирую участие других студентов в обсуждении. Время от времени в ходе занятия прошу студентов в чате отписаться — слышат ли они меня. Это для контроля.

Студенты относятся к ситуации с пониманием. Не все из них имели доступ к личному кабинету — сейчас эта проблема решается. Я планирую все активнее задействовать ЭИОС для контакта со студентами до, во время и после занятия.

Основной минус «дистанционки» — она требует высокой самоорганизации от студента по подготовке к занятиям и концентрации в процессе занятия. Для преподавателей минус — необходимость перестроиться на новую форму работы. Плюсы — экономия времени и сил.


Один час живого занятия онлайн по интенсивности и трудозатратам равен трем-четырем часам офлайн.

Иван Курилович, старший научный сотрудник Учебно-научного центра феноменологической философии ФФ

Ранее я выступал организатором дистанционных деловых переговоров, вебинаров, проводил таким образом интервью и участвовал в исследовательских семинарах с коллегами, но занятий со студентами дистанционно я ранее не вел. Сейчас я читаю лекции и провожу семинары посредством Zoom, параллельно использую файл в Google Docs для демонстрации философско-аналитической работы с текстом.

Очевидно, что любой посредник, и технические средства тоже — дополнительный риск сбоя и дополнительная ресурсоемкая зона контроля, поэтому дистанционная работа требует от преподавателей существенно больше времени на подготовку и большей концентрации в процессе. Но и вовлеченность студентов тоже выше.

Онлайн-курс в большей мере делает обучение «перевернутым», то есть предполагает самостоятельное изучение студентами материалов так, чтобы ценное время лекции и, тем более, семинара тратилось на уточнение и закрепление знаний, а не их первичное начитывание. Т.е. это вызов еще и нашим студентам. К счастью, студенты философского факультета обладают большой гибкостью и дисциплиной ума, чтобы справиться в любых обстоятельствах.