РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Наши статьи


Все права защищены. Разрешается копирование материалов сайта с обязательным указанием авторов и активной гиперссылки.

Наши статьи


Психологические особенности адаптации первокурсников к ВУЗу

Высокий уровень адаптивности – обязательное свойство современного специалиста. Непременным требованием к выпускнику вуза должно быть развитие в себе способности приспосабливаться к быстрым переменам жизненных ситуаций, оценка его способности "включиться" в существующий технологический процесс.

Тем не менее, психологические особенности адаптационного процесса студента-первокурсника, выявление оптимальных способов включения личности в деятельность, а также социально-психологические факторы, влияющие на успешность адаптации, остаются все ещё достаточно неизученными.

Попробуем в этом разобраться.

При исследовании процесса адаптации к вузу большое значение имеет психологический возраст, в котором находятся первокурсники. Теперь уже в вузы поступают шестнадцатилетние, а это означает, что многие из них не вышли из подросткового кризиса. Другая часть успешно его прошла. А третья стоит на пороге юношеского кризиса. Поэтому при всей внешней однородности, все первокурсники очень разные. И в этом заключается главная особенность различий адаптации к студенческой жизни.

Вчерашним школьникам необходимо время для адаптации к новым условиям, новым формам и методам обучения в университете. Довольно часто адаптация не приводит к желаемым результатам, поскольку метод «проб и ошибок» не позволяет точно определить всю сумму объективных условий, которыми вызваны психологические трудности обучения в вузе. Поэтому многим студентам так и неясно, куда нужно направить свои усилия, что преодолевать и как преодолевать.

Анализ причин трудностей, возникающих у первокурсников при адаптации к вузу, дал основание для условного разделения их на два блока: объективные, то есть заключающиеся в новой системе образования, организации учебной деятельности и субъективные, в основном индивидуально-психологического характера.

Среди объективных – удаленность места проживания от вуза (приходится добираться около двух часов), большая загруженность, непривычный объем самостоятельной работы. Наиболее типичные субъективные трудности: отсутствие навыков быстрого конспектирования, нерациональный режим дня, неорганизованность, лень, слабая сила воли.

У вчерашнего школьника нет навыков обучения в вузе. Учебная деятельность в высшей школе должна быть сформирована и это её новый этап развития. Поэтому одной из главных психологических особенностей периода адаптации первокурсника является умение учиться в вузе: самостоятельно организовывать свой учебный процесс, выстраивать навыки публичного выступления, умение планировать свое время, умение готовиться к экзаменам и сдавать их.

Учебный процесс в вузе совсем другой, чем в школе. Главной трудностью является переход от урочной системы образования к лекционной. Этот переход требует определенных навыков быстрого конспектирования, самостоятельный поиск нужной информации.

Сложность адаптации заключается еще и в том, что школьное обучение и вузовское отличаются коренным образом по степени ответственности учащегося за свое развитие.

Из-за этого разрыва складывается и следующая психологическая особенность первокурсника – неготовность к самостоятельному обучению и развитию.

В школе было нетрудно учиться находясь под контролем родителей, учителей, и внешнего окружения взрослых. В вузе зона ответственности за учебу переносится на первокурсника полностью. Неумение организовывать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе является для первокурсников серьёзной проблемой.

Полноценная учебная деятельность поворачивает обучающегося на себя и требует оценки («кем я был?» и «кем я стал?»). Для успешного усвоения знаний, студенту требуется самостоятельно контролировать процесс своего обучения. Но при той свободе, которая существует в университете, сделать это вчерашним школьникам очень трудно. Для подобного усилия над собой, требуются высокий уровень сознательности, а также мотивация к обучению. Среди большинства первокурсников, сознательность и мотивация к учебе либо отсутствует, либо представлена сравнительно нечётко.

Получается, что у первокурсников нет умения учиться в высшей школе, то есть учебная деятельность оказывается несформированной.

Новая социальная среда, в которую попадает вчерашний школьник, поступив в университет, вызывает чувство растерянности и желание ухода от проблем без прямого их решения. Происходит это от того, что большинство первокурсников, в течение всего периода вхождения в университетскую жизнь, находится в состоянии постоянного стресса, который собственными силами зачастую преодолеть не могут.

Первокурсник освобождается от опеки родителей (особенно если учёба проходит в другом городе), ощущает свободу посещений лекций, выучиванию уроков, получает свободу в выборе друзей и собственного окружения.

Однако эйфория от поступления длится непростительно долго. На это уходит примерно два месяца учебного времени, столь необходимого для включения в учебный процесс. Это выступает одной из сложностей адаптации первокурсников.

На наш взгляд, «проблема первокурсника» заключается ещё и в том, что процесс адаптации к вузу наслаивается на процесс формирования личности.

Мы знаем, что эмоциональная и социальная составляющие в этом возрасте занимают ведущее место (ведь ни для кого не секрет, что многие студенты пришли не учиться, а общаться). А что сейчас? У первокурсников недостаточно живого общения. Психологический климат в группе неоднозначный, за время пандемии ослабились навыки живого общения, учебная деятельность не сформирована, статус студента, к которому они так стремились, не подтверждается. Все это усиливает стресс, который итак вызывает реальная социальная ситуация. Это повышает тревожность, страх перерастает в фобии, панические атаки, эмоциональное опустошение, внутренняя агрессия усиливается, и не находит выхода, что ведет к самоповреждению и депрессивному поведению.

Нашему первокурснику некуда идти, и некому его поддержать, и он идет в Психологическую службу за поддержкой.

Роль Психологической службы в этой ситуации возрастает, это не только психологическая поддержка во время консультаций (как средство коррекции, в целях более эффективной адаптации), это системно-выстроенная работа со всеми подразделениями университета (деканатом, кураторами групп, замдеканами, управлением по работе со студентами, а в сложных ситуациях, – связь с родителями). В РГГУ эта система выстроена и работает очень оперативно.

Хотелось бы отметить особенность адаптации иногородних студентов.

Первокурсник, живший в среднем и малом городе, селе, должен адаптироваться и к образу жизни в крупном городе. Многие ребята приехали из маленьких городов, сёл, и жизнь в большом городе очень непривычна для них. Для адаптации к новым реалиям жизни требуется некоторое время. Очень важно в этой ситуации организовывать ознакомительные экскурсии по городу, где они теперь живут, и культурно-просветительские мероприятия.

Особое внимание у нас уделяется адаптации к вузу детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии. Этим ребятам нужна особая психологическая поддержка. Она осуществляется на нескольких этапах.

Первый этап, в начале учебного года, после тьюторской недели, проходят индивидуальные встречи-знакомства с каждым первокурсником, где определяются болевые точки и снимается барьер отчуждения. Болевые точки самые разные – это и психологический климат в комнате проживания, получение всех материальных пособий, юридическая поддержка в решении личных проблем, помощь в обучении однокурсниками-волонтерами, если в этом есть необходимость (учебная подготовка у этих ребят не очень сильная). Это и бытовые вопросы, жизненно-необходимые: умение распределять бюджет, покупка одежды, приготовление пищи и т.д.

На втором этапе это уже плановые встречи, расширенные консультации, где обсуждаются текущие вопросы подготовки к сессии, планов на каникулы.

На третьем этапе анализ результатов первой сессии, психологическая поддержка в пересдачах (если она необходима), и психологическое сопровождение студента в течение учебного года. 

Психологическая служба РГГУ

Пилюк Т.М., ведущий психолог


Психологическая служба РГГУ: дистанционное обучение и карантин в период пандемии коронавируса

(В статье рассказывается о работе Психологической службы в период сложной эпидемиологической обстановки весной/летом 2020 г.)

Сегодня студенты и преподаватели вынуждены оптимизировать свою работу через интернет. Сотрудники Психологической службы РГГУ, которые оказывают психологическую поддержку даже в это непростое время, ответили на главные вопросы, касающиеся психологической помощи. Они рассказали, как эффективно распределять нагрузку на дистанционном обучении, поделились советами, которые помогут сохранить спокойное эмоциональное состояние в условиях карантина.

Дистанционное обучение

– Есть ли плюсы у дистанционного образования с точки зрения обучаемости?

Да, есть. На наш взгляд, дистанционное обучение имеет два существенных преимущества. Первое – возможность сэкономить время на дорогу до вуза и обратно. Для некоторых студентов это может быть весьма актуально. Второе – возможность посмотреть лекции в записи, если реализована система записи лекций. Это увеличивает шансы достигнуть полного прохождения лекционного материала.

При этом мы пока можем говорить о плюсах больше с потенциальной точки зрения, так как в нашей стране и в наших вузах дистанционное обучение еще не стало нормой, чем-то привычным. Да, у студентов на протяжении нескольких лет уже была возможность выбирать и посещать различные дистанционные курсы на разных образовательных платформах, в том числе зарубежных, но все же это были скорее отдельные эпизоды обучения, которое оставалось очным.

– Откуда легче учиться//работать – из дома или из офиса//института?

Все это очень индивидуально. Легче работать и учиться там, где комфортнее, где созданы необходимые условия, при помощи которых можно в полной мере реализовать себя и получить необходимую для работы или учёбы информацию.

Так, среди удобств обучения из дома – отсутствие дороги, то есть сохранение времени и сил, которые ежедневно студенты и сотрудники тратят на то, чтобы добраться до вуза/аудитории/кабинета. Также это возможность самому планировать режим обучения, в какой-то момент поставить происходящее на паузу, отдохнуть и приступить к продолжению изучения материала или работе после восстановления сил.

Удобство обучения в вузе и работы в офисе – наличие заранее известной внешней структуры в виде времени начала и конца обучения, рабочего или учебного места, спланированного графика и тех людей, которые часто призваны контролировать процесс обучения или работы. Эта внешняя структурированность может выступать опорой, поддерживающей и упорядочивающей деятельность.

Еще следует учитывать то, что мы все очень разные. И то, что является плюсом для одного, может быть недостатком или трудностью для другого. Например, человеку, любящему общение и присутствие других людей рядом, будет не хватать привычной атмосферы, следовательно, ему может быть сложнее слушать преподавателя в онлайн-формате и усваивать материал. А для того, кто любит оставаться в одиночестве, кто с трудом воспринимал лекции, проводимые для всего потока в одной аудитории, обучение в онлайн-формате будет даваться легче и может положительно сказаться на эффективности и успеваемости.

– В чем состоит главная сложность дистанционного обучения?

Скорее всего, если спросить разных студентов и/или преподавателей, каждый из них даст свой ответ.

Мы видим следующие сложности данного формата:

– Посоветуйте, что делать нашим студентам, чтобы надолго не “выпадать из учебного процесса”?

Для тех, кто привык следовать строгому ежедневному графику и расписанию не составит труда перестроить его на новый лад. Сложнее будет тем, кто праздно относился к своим ежедневным обязанностям. Начните с составления расписания дня и постарайтесь ему следовать. Может быть полезна попытка соблюдать привычный режим сна и бодрствования, не забывать о привычных процедурах (душ, зарядка, завтрак, время для чтения и т.д.). Для студента учёба - это его работа, которую он должен выполнять ежедневно и по расписанию. Станьте требовательным менеджером своей жизни.

Организуйте рабочее пространство и зону для отдыха. Продумайте освещение. В рабочей зоне не должно быть дефицита света, а вот в зоне для отдыха позаботьтесь о комфортном свете. Не забывайте проветривать помещение. Продумайте приоритетные и второстепенные задачи. Смартфоны и другие любимые гаджеты на время работы не должны Вас беспокоить. Попросите членов семьи приглушить за стеной звук телевизора, отложить занятие вокалом и не выяснять отношения за дверью на время Вашей работы.

Ситуация, с которой мы все сейчас столкнулись, не ординарная, и важно понимать, что у многих возникнут разного рода трудности. Чем быстрее удастся понять, что на неопределённый период времени текущая ситуация единственно возможная реальность, тем лучше. Реальность изменилась, и необходимо затратить время и силы на поиски способов полноценного существования уже в рамках новой реальности. Также важно поддерживать связь с одногруппниками и преподавателями, обсуждать задания, задавать вопросы, делиться возникающими трудностями. Совместность помогает вовлечённому отношению к учёбе.

Так как трудности могут быть очень разными, то и способы поддержки тоже. Некоторые из возможных трудностей и способов поддержки:

Трудность: не хватает обычного, человеческого общения не по теме занятий-лекций-домашнего задания.

Способ поддержки: найти возможность связываться с друзьями-близкими-любимыми и общаться о себе, о том, что происходит (по телефону, через мессенджеры и соцсети).
Трудность организации рабочего времени и пространства (дома ничего не хочется делать, трудно найти уединенное место), трудности с дисциплиной, с тем, чтобы прийти вовремя на занятие, прослушать материал и сделать домашнее задание.
Способ поддержки: пробовать составлять планы на день, отмечать, что удалось выполнить и благодарить себя за сделанное; создавать себе понятные и наполняющие ритуалы для начала и завершения деятельности, чтобы разграничивать «время для дома» и «время для учебы/работы»; поговорить с родными, объяснить ситуацию и попросить какое-то время в течение дня не тревожить и не беспокоить вас (насколько это возможно).
Трудность: переполненность эмоциями, мешающими учиться, воспринимать информацию и делать что-то осмысленное (страхом, тревогой, злостью, отчаянием, раздражением).
Способ поддержки: дать себе время на то, чтобы побыть с текущими переживаниями, признавая, по возможности, свое право чувствовать то, что вы чувствуете. Мы все сейчас в ситуации неопределенности, все так или иначе перестраиваем свою жизнь, и, прежде чем начать действовать, нам бывает нужно прожить возникающие эмоции и дать им место.

Если вы ощущаете, что пока не готовы что-то проживать и чувствовать, это тоже нормально. Наша нервная система бережет нас от излишних потрясений и помогает нам справиться со стрессом наилучшим и привычным для нас способом. Найдите тот способ, который будет возможным и доступным для вас сейчас.

Чтобы дать себе минимальную поддержку, можно выполнять следующие действия:

Если чувствуете, что вам невыносимо быть с возникающими переживаниями, попросите поддержки – поговорите с друзьями, близкими, родителями, обратитесь к психологу.

Помните, что преподаватели на связи и готовы помочь в решении учебных вопросов, а Психологическая служба университета не прекращает свою деятельность в условиях самоизоляции и в рабочем режиме проводит индивидуальные и групповые консультации.


Карантин

– Поступают ли сейчас какие-то новые запросы в нашу психологическую службу, если да, то на какую тему их больше?

Поступают, и их количество варьируются от времени, проведенного в режиме самоизоляции, на карантине.

Некоторые отказывались поначалу от общения с психологом онлайн, потому, что им был необходим очный контакт, эффект реального присутствия в одной комнате, когда можно было бы обратиться к психологу напрямую.

Затем ситуация стала меняться. Есть и старые клиенты, и те, кто записался впервые. Среди новых запросов много тех, что связаны с выросшим уровнем фоновой тревожности. Повысился также уровень саморефлексии: студенты захотели больше познавать себя, обратиться внутрь себя, к проблемам на которые раньше могло не хватать времени.

По мере длительного нахождения на карантине, стали возникать ситуации, когда самостоятельно справиться с проблемой или искать совета у близких и родных не получается, а ждать, пока все вернется в привычное русло, трудно. В этой ситуации правильно обратиться за помощью наших специалистов онлайн.

– В чем проблема социальной депривации – почему людям так сложно сидеть дома?

Довольно непросто коротко ответить на этот вопрос. Нужно понимать, что эволюционно мы устроены так, что при отсутствии страха человеку сложно долго ограничивать своё поведение так, чтобы чего-то избегать. Можно понимать разумом, что выходить из дома не нужно, но эмоции берут своё: хочется погулять, позаниматься спортом или встретиться кем-то из друзей. Вирус невидим для глаза и потому не вызывает реакцию страха. Некоторые по-прежнему отрицают угрозу коронавирува (потому что она не доступна для их органов). Также проблема восприятия может быть связана с недоверием к источникам информации.

Людям довольно сложно находиться дома по разным причинам. Кто-то может ощущать себя запертым дома как в клетке или в камере, учитывая введение мер по рекомендованной изоляции и строго регламентированным случаям покидать дом. Навязывание данных правил может восприниматься как ограничение свободы, причем вынужденное, что может приводить к страху, панике и злости от невозможности выйти наружу и самому определять маршруты своих передвижений и действий.

В настоящей ситуации вероятно возникновение ощущения, что вокруг что-то происходит, кто-то принимает решения, но от конкретных людей ничего не зависит. И это ощущение потери контроля может сильно угнетать и давить на психику. Также может быть трудно находиться постоянно, 24 на 7, с родными и близкими, часто не имея возможности побыть одному и отдохнуть от присутствия других людей.

Может возникать и совершенно противоположная ситуация: когда человек жил один, но постоянно общался с другими людьми на работе, учебе, гуляя и занимаясь другими делами. И вдруг он оказался в своей квартире в совершенном одиночестве без привычного живого общения.

Жизнь – это, с одной стороны, движение, течение, постоянное изменение, а с другой стороны, контакт, отношения (жизнь переживается через контакт с тем, что ощущается как ценное). В отсутствие движения люди ощущают застой, отсутствие важных контактов приводит к чувству одиночества и депрессивным переживаниям. Людям хочется избавиться от них, и они начинают относиться к самоизоляции не так строго.

Ну и конечно не стоит забывать об экономических причинах. Некоторые студенты вынуждены подрабатывать, получая зарплату за фактически проделанную работу. В связи с закрытием многих компаний на карантин они остались без денег и вынуждены искать возможности для подработки.

В условиях угрозы от коронавирусной инфекции и длительного пребывания в режиме самоизоляции также могут усиливаться проявления тревоги, депрессии, утрачиваться навыки повседневного общения, возникать мании, навязчивые идеи и фобии. В этом случае лучше не ждать, а обратиться за помощью для облегчения эмоционального состояния.

– Отличается ли восприятие текущей эпидемиологической ситуации у подростков и взрослых людей ?

Отличается, но нужно учитывать индивидуальные особенности. Дело не столько в возрасте, сколько в осознанности, ответственности за себя, своих близких, понимании последствий, которые изменят качество жизни или заставят поменять свои планы на ближайшее будущее. Среди наших студентов много ребят, которые работают и самостоятельно оплачивают своё обучение и проживание в Москве. Несмотря на юный возраст на них лежит тяжёлое бремя ответственности за себя и свою семью, за выплату кредита на образовательные услуги.

К сожалению, кто-то уже потерял работу, у кого-то сорвались планы на стажировку в различных компаниях, как в нашей стране, так и за рубежом. Возникли проблемы с прохождением преддипломной практики. Под вопросом будущее трудоустройство. Нам ещё только предстоит оценить всю тяжесть и последствия пребывания на самоизоляции в условиях сложной эпидемиологической ситуации.При этом кто-то уже сейчас активно подключается к волонтёрскому движению и не стоит в стороне от общей беды.

Стоит также учитывать, что взрослые люди часто отвечают не только за себя, но и за детей (в том числе подростков), своих пожилых родителей, а также других членов семьи. Поэтому, в их восприятии последствия коронавируса связываются острее с ожиданием негативных социально-экономических эффектов: увольнений, сокращений, уменьшения объема работы и зарплаты, потери источника финансирования в виде собственного малого или среднего бизнеса. 

Взрослые и работающие люди с большей вероятностью будут задумываться об этом и встречаться с данными темами-вопросами-последствиями чаще, чем подростки и студенты.

– Будет ли усугубляться эмоциональное напряжение у людей при длительном карантине? Какие социальные факторы будут в наибольшей степени влиять на чувства людей?

Трудно сказать точно, что будет происходить с эмоциональным напряжением. Это зависит от людей, их отношения к происходящему и их действий.

Вероятно, будут те, кто через какое-то время сможет найти опору в себе и в том, что происходит, и в их жизни карантинно-эмоциональная волна достигнет своего пика и пойдет на спад.

Есть люди, которым в принципе тяжело находиться в такой неопределенной ситуации, для которых происходящее очень сильный стресс. И, если они будут находиться в данной ситуации, не имея возможности или желания обратиться за помощью или поддержкой, то им может становиться все труднее и труднее в эмоционально-психологическом плане.

Для кого-то отсутствие привычных коммуникаций с друзьями, коллегами и родственниками выбивает почву из-под ног, а для кого-то избыток коммуникаций с членами семьи или соседями по квартире, общежитию, коммуналке станет непосильной ношей и приведёт к тяжёлым конфликтам.

– Как можно бороться с различными психосоматическими проявлениями тревоги в домашних условиях?

Борьба с тревогой явно не поможет стать более спокойным и устойчивым. Первый и важный шаг – это признать тревогу и свое право тревожиться.

Опасность и особенность тревоги в том, что, проживая ее, мы фактически переносимся или в прошлое, или в будущее, при этом теряя контакт с настоящим и способность совершать действия, адекватные происходящему.

Поэтому, если мы хотим быть более устойчивыми и способными управлять собой, нам важно, во-первых, замечать и осознавать, что мы начали тревожиться, и, во-вторых, после того, как мы это заметили, разными способами пробовать возвращать себя в реальность и в настоящее.

Понаблюдайте за собой, поймите, что для вас значит «тревожиться», когда и как вы начинаете это делать. Признайте за собой право тревожиться, можете даже поблагодарить себя за то, что Вы таким образом хотите себя максимально защитить сейчас.

После того, как вы заметили, что тревожитесь, что частично или полностью потеряли связь с реальностью, Вы можете остановиться и попробовать вернуть себя в настоящее, прекратить создавать в теле стрессовый отклик и накручивать себя еще больше.

Для подобного возвращения себя в настоящее есть множество способов.

Наиболее универсальные и доступные из них это обращение внимания на дыхание и на позу тела, ощущение опоры и внимание к окружающей обстановке.

Когда вы заметили, что стали тревожиться и осознали это, вы можете переключить внимание на дыхание, например, сказать себе, что сейчас сделаете три цикла дыхания. И внутренне считать каждый вдох и выдох. Затем вы можете заметить, в какой позе вы находитесь, проговорить ее про себя и вслух.

После обратить внимание на то, где ваше тело соприкасается с другими поверхностями, где в теле вы чувствуете опору (в стопах, в ягодицах, в спине).

Вы можете внимательно посмотреть вокруг, на то место, где находитесь, мысленно или вслух называя предметы, описывая их свойства или цвета, можете поиграть с собой в игру, например, найти и назвать все красные предметы. Можете также взять какой-то из предметов в руки, почувствовать его структуру, вес, подвигать его по полу или покатать в руках.

И после этого разграничить то, что вы видели в страхах-воображении, когда тревожились, и то, что есть в реальности (например: «Я испугался, что заболею и меня увезут на скорой, но сейчас я не болею, я нахожусь дома, я соблюдаю меры безопасности, рядом со мной родители, и я выбираю поддерживать себя в реальности, вместо того, чтобы паниковать еще больше»).

После того, как вы вернулись в реальность, стали ощущать себя «в теле», вы можете при желании поискать и найти наиболее подходящий способ успокоить себя, снизив количество возбуждающих и тревожащих факторов, и добавив то, что вас радует, вдохновляет и умиротворяет.

– Какие меры сейчас предпринимает психологическая служба РГГУ, чтобы помочь сотрудникам, студентам и преподавателям справиться с текущей ситуаций?

Прежде всего, хотим отметить, что Психологическая служба РГГУ продолжает свою работу. Все вопросы оперативного характера четко и слаженно решаются с куратором Психологической службы – проректором по социальной и воспитательной работе со студентами Ираклием Болквадзе.

Мы перешли на дистанционный формат и готовы оказывать помощь и проводить онлайн-консультации по телефону, через скайп, телеграмм и мессенджеры. Предварительная запись проводится по телефону и электронной почте (расписание работы есть на странице Психологической службы на сайте РГГУ). Мы вместе со всеми осваиваем и новые форматы работы. Наши психологи, помимо консультаций, общаются с коллегами из психологических служб других ВУЗов из Москвы и регионов, участвуют удаленно в вебинарах и телеконференциях, а также готовы предложить новые варианты онлайн-работы, например, групповую форму психологической работы «Круг поддержки», в которую могут записаться наши студенты.

Ситуация с коронавирусной инфекцией и дистанционным режимом учебы и работы новая и для Психологической службы. В психологической среде существовал некоторый скептицизм в отношении работы по видео-связи, телефону, переписке, но сейчас, когда данные виды коммуникации стали единственно возможными, встаёт уже другой вопрос - о том, как максимально эффективно использовать эти каналы связи.

При всем негативе от последствий эпидемии, находясь на удаленной работе дистанционной учебе или в режиме самоизоляции, нельзя забывать и о позитивных чувствах, которые необходимо пробуждать и культивировать в себе в эпоху «нового Декамерона», пандемии коронавируса, таких как: гуманизм, эмпатия, сочувствие. Помощь и взаимоподдержка помогут снять и социальное, и внутреннее напряжение, апатию, тревогу, нервозность, а социальной атомизации общества возможно и необходимо противопоставить социальную солидарность.

Всегда рады помочь Вам!
Психологическая служба РГГУ

Кондратьев Д.Н., и.о. руководителя, психолог
Пилюк Т.М., ведущий психолог
Фролова Л.Н., психолог I категории
Кислюк М.В., экзистенциальный и гуманистический психолог
Яныкина М.А., творческий психолог, телесный практик


Психологическая служба РГГУ: первое знакомство. В помощь первокурсникам и не только



В начале нового учебного года мы хотим представить вам новое подразделение – Психологическую службу РГГУ. Она образована в университете не так давно и работает в формате бесплатных ежедневных консультаций (по рабочим дням, по предварительной записи) для студентов, сотрудников и преподавателей РГГУ. Службу курирует проректор по социальной и воспитательной работе со студентами Ираклий Болквадзе. В ее штат входят профессиональные психологи-консультанты.

На странице Психологической службы на сайте РГГУ можно ознакомиться с графиком ее работы, получить информацию о специалистах, а также выбрать, к кому записаться (по телефону или электронной почте), согласовав удобное время и день заранее.

Начать знакомство с работой психологов предлагаем с темы помощи первокурсникам. В РГГУ большое внимание уделяется работе с ними, одной из ведущих программ является предоставление психологической помощи и поддержки с момента поступления. Предлагаем вашему вниманию беседу с сотрудниками Психологической службы на эту тему.

Что тревожит первокурсников прежде всего, какие непривычные ситуации их ждут?

С одной стороны, это проблема адаптации в группе, связанная с тем, что появляются новый коллектив, новые правила, новая формализованная и неформализованная иерархия. С другой, это возможность наверстать упущенное и начать заново свою жизнь в группе с точки зрения отношений и предъявления себя, пытаться проживать себя иначе, приблизиться к своему идеальному Я в новом коллективе. Многие первокурсники пытаются реализовать модели поведения, характерные для своего идеального Я в их представлениях о взрослости. У них вызывает тревогу непонимание того, каким ты должен быть, как правильно, эффективно и комфортно занять свое место в группе с тем, как это могут видеть окружающие.

Непривычные ситуации – это, прежде всего, адаптация к новой учебной деятельности, иное отношение преподавателей, когда никто не бегает за тобой, не заставляет тебя учиться. Среди часто встречающихся страхов у обучающихся первого года - боязнь неправильного профессионального выбора ВУЗа, направления деятельности, адаптации к будущей профессии. Среди личностных страхов - боязнь не найти подходящего человека, дружеского или романтического общения. Страх отвержения, непринятия, использования.

Взрослая жизнь интенсифицирует прошлый личностный опыт при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами. При выходе из «парниковой среды» семьи / школы жизнь первокурсника серьезно усложняется. Университетский возраст больше связан с мыслями о формировании будущих семейных и/или устойчивых партнерских отношений. Становятся видны паттерны, установки конструктивного и деструктивного поведения, построения отношений, которые оказывают сильное влияние на дальнейшую взрослую жизнь. Фокусируются установки, становится ярче конфликт каких-то личных ценностей и тех, что приняты в социуме в качестве нормы. Это возраст, в котором формируются азы психологии политической культуры, мотивации выбора и будущего электорального поведения. Закладываются типы социальной активности или пассивности, избегания или участия в протестных или провластных мероприятиях, выбор и поиск лидеров, объединений, партий, групп, которые бы отражали интересы молодых людей. И в это же самое время возможно осознание, выделение и столкновение с миром «чужих», текущий или будущий конфликт с руководителями, работодателями, органами власти, желание или нежелание служить в армии и т.д.

Также стоит отметить, что проблемы, страхи, тревоги иногородних студентов и студентов-москвичей отличаются. Дополнительная поддержка часто необходима тем, кто переезжает на новое место учебы, меняет место жительства. Непросто сразу начать жить с незнакомыми людьми на крохотной территории – в общежитии, где разные личные ценности, привычки, разница в отношении к своему личному пространству и пространству других (пример, как делить одну ванную, один холодильник, распределять содержимое полок, шкафов, выбор кроватей). Непривычной и тревожащей для многих может стать и ситуация столкновения с другой культурой, другим бытом, обычаями и ценностями соседей из других стран, других наций и народностей, других этносов. Важно правильно, чутко и максимально внимательно отнестись к потребностям первокурсников и попытаться урегулировать возникающие проблемы.

Почему, по мнению специалистов, психологическая поддержка на этом этапе необходима? Как раньше мы справлялись без нее?

Психологическая поддержка первокурсников, всех обучающихся, необходима потому, что это кризис определенного этапа жизни, а сопровождение в период кризиса – чрезвычайно важно, чтобы пройти его с наименьшими потерями для личности и окружающих. Это период становления человека как личности, формирования его индивидуальности, разотождествленности с ценностями своей семьи, близких, поиски своих личных ценностей, соотнесение их с общественными нормами и моральными ценностями.

На этом жизненном этапе возможны и проявления деструктивного, асоциального, саморазрушающего поведения личности. Здесь студенту-первокурснику может быть необходим нейтральный собеседник, помощник, доверитель. Это тот самый человек, который обсудит с ним проблемные ситуации, не осуждая его поведение, не укоряя в правильности или неправильности его взглядов. Нужен специалист, психолог.

Да, раньше справлялись и без психологической поддержки. Но жизнь стремительно меняется. В целом, особенно в крупных и средних городах, мегаполисах, в развитых странах, возросло качество, эффективность и осознанность жизни. Ранее меньше задумывались, что человек – это личность, что он может и имеет право быть собой, что есть то, что отличает его от других. Что можно выражать свои потребности, требования, призывы не в виде революции, а виде диалога, преодолевать конфликтность, приходить к компромиссам, уметь взаимодействовать разными способами, обращать внимание на многовариантность решения проблем.

Растёт требование к мобильности, увеличивается влияние цифровизации и виртуальной реальности. Базовые потребности стали удовлетворяться лучше. Качество жизни стало лучше, вопрос выживания уже не стоит так остро, как несколько десятков лет назад, на первый план выходят другие вопросы: нравится ли нам жить, можем ли мы быть собой и оставаться в контакте с другими, что для нас имеет смысл. В своей жизни мы всё чаще стали руководствоваться краткосрочными и долгосрочными целями, жить не одним днем, а думать на перспективу. Необходимость находить персональные ответы на все эти вопросы является стрессовой ситуацией для человека любого возраста, в связи с чем и нужна психологическая поддержка.

Нынешнее поколение более «ранимо», менее «готово» к взрослой жизни, учебе?

На наш взгляд, современное поколение является скорее более чувствительным, нежели ранимым. В особенности это касается вопросов равенства полов, возможностей, социальной справедливости, защищенности, свободы выбора. Если говорить о мотивации к учебе, то подготовка к ЕГЭ чем-то напоминает модель обучения в университете, подготовку к экзаменам. Для одних это стимул к развитию, мотивация к освоению новых знаний и дисциплин, тогда как другие могут столкнуться с проблемой тяжелого усвоения учебного материала, трудностями в коммуникации, что может повлиять на их эмоциональное состояние и привести к общему упадку ресурса. Такие процессы не должны оставаться без внимания и поддержки со стороны специалиста, психолога.

Новое поколение меньше подвержено влиянию авторитетов, меньше всецело и безапелляционно доверяет людям старшего возраста только потому, что «у них опыт». Они склонны больше доверять и реагировать на тех, с кем они имеют общие ценности или тех, кто своими действиями вызывает их уважение. На это оказывают влияние повысившийся уровень цифровой грамотности и информатизации, рост общения в социальных сетях, популярность видеоблогов и влияние видеоблогеров на жизнь в оценке тех или иных ее явлений.

Тем не менее, сейчас ВУЗ воспринимается как полувзрослая жизнь, достаточное число первокурсников пока не готовы одновременно и учиться, и работать, а также жить самостоятельно, отдельно от родителей. На развитие, обучение и «дозревание» им нужно больше времени, чем предшествующим поколениям. И это общемировая тенденция, присущая не только российским студентам-первокурсникам. В отличие от поколения их родителей (поколения «лихих 90-х», которые во время острого социального, общественно-политического кризиса были дополнительно мотивированы и «простимулированы» принимать решения, выходить замуж, рожать детей, работать) современная молодёжь не инфантильна, как часто можно услышать именно от старшего поколения. Возникновение данного мифа связано с незнанием / непринятием данных о том, что сейчас происходит смещение возраста зрелости, возраста взросления. Кроме того, ожидания родителей и самих студентов-первокурсников от самих себя нередко разнятся, что часто связано не с «безответственностью» и «ленью» молодёжи, а, напротив, с их большей чувствительностью к самим себе, к своим реальным возможностям и, что важно, своим ограничениям.

Как могут помочь психологические консультации, какой есть опыт у нас в стране и за рубежом по их проведению? В чем вы видите цель вашей деятельности?

Если говорить о психологическом консультировании, то единого стандарта, который бы подходил всем студентам, не существует. В решении заявленных студентом личным трудностей большую роль играют особенности личности самого студента, его жизненной ситуации, субъективного переживания и оценки трудностей, с которыми он или она столкнулись. Практический опыт консультирования показывает, что, в среднем, студенту может потребоваться от 5 до 15 консультаций на тему адаптации к новым условиям обучения и жизни в целом, а также помощи по другим вопросам, связанным с индивидуальными особенностями личности и ее способа проживания той или иной жизненной истории.

Стоит отметить, что существуют некоторые различия в формате оказания университетской психологической помощи в отечественном и зарубежном подходах. За рубежом, в частности в американо-европейской системе, психологическая служба, как правило, выведена за пределы ВУЗа и работает на основании аутсорсингового контракта со специализированными службами, в то время как в стенах ВУЗа психологическую помощь могут оказывать практикующие студенты старших курсов. В российской практике психологическая служба ВУЗа находится внутри его системы.

В нашей стране, где исторически доминировал патерналистский подход, у студентов и их родителей не было привычки обращаться за помощью в решении проблем к профессиональному психологу, не было достаточно средств, чтобы оплатить его услуги, а также возможности правильно выбрать специалиста из-за отсутствия понимания критериев выбора. Поэтому сейчас все больше ВУЗов берут на себя ответственность за психологическое сопровождение и помощь обучающимся, предлагая свою поддержку не только студентам, но и преподавателям, сотрудникам университета, находящимся в постоянном взаимодействии со студентами.

Сейчас в России мы можем наблюдать конфликт, связанный со столкновением устаревающих, но всё ещё существующих стереотипов о том, что обращение за психологической помощью к специалисту является чем-то постыдным и говорит о слабости человека, с осознанием необходимости такой поддержки как одной из важных предпосылок «хорошо исполненной жизни» любого человека. Именно поэтому важно, чтобы отношения с психологической службой ВУЗа строились на доверии, а психолог не ассоциировался с оценками и учебой.

Проект по оказанию психологической помощи и поддержки студентов, преподавателей и сотрудников РГГУ рассчитан именно на такую перспективу. Мы видим целью формирование психологической культуры, содействие профессионально-личностному развитию, поиск самостоятельного выхода из трудных жизненных ситуаций и, как следствие, качественное изменение жизни человека. Ведь по существу цель всей этой работы сводится к одной простой идее: чтобы человек мог сам проживать свою хорошую жизнь.

Всегда рады помочь Вам!
Психологическая служба РГГУ

Кондратьев Д.Н., и.о. руководителя
Пилюк Т.М., ведущий психолог
Фролова Л.Н., психолог I категории
Володкевич Л.В., психолог, экзистенциальный консультант, сексолог
Кислюк М.В., экзистенциальный и гуманистический психолог