РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Константин Могилевский о развитии исторического образования в высшей школе на Общем собрании РИО
11.06.2025

Константин Могилевский о развитии исторического образования в высшей школе на Общем собрании РИО

Замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский выступил с докладом на XIII Общем собрании Российского исторического общества.


Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!

Как вы знаете, на сегодняшний день все, кто получает высшее образование в нашей стране, в обязательном порядке осваивают на первом курсе дисциплину «История России». Три года назад мы взялись за её полное обновление. С 1 сентября 2023 года эта обязательная дисциплина стала преподаваться в большем объеме – 144 академических часа – и на качественно новой содержательной основе. Авторским коллективом на базе Института российской истории РАН был подготовлен учебник «История России» для неисторических специальностей и шесть отраслевых модулей к нему. Сейчас они активно используются в образовательном процессе во всех университетах страны, включены в большинство электронно-библиотечных систем.

Благодаря этим мерам, предпринятым Российским историческим обществом и Министерством, удалось добиться измеримого прогресса в уровне знаний студентов. В мае мы провели соответствующий мониторинг, опросив обучающихся, которые осваивали курс «История России» по новым учебникам. Большинство участников мониторинга – 68,8% – выполнили предложенные задания на уровне выше среднего. Напомню, что в прошлом году доля «хорошистов» и «отличников» составляла всего 45,8%.

Мы рассматриваем обновление курса «История России» как успешный пилотный проект. Впереди – переход к новой национальной системе высшего образования. Одной из ее отличительных черт станет единство подходов к содержанию социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых на непрофильных направлениях подготовки. При разработке так называемого «социально-гуманитарного ядра» предполагается не только сохранить нынешний объем курса «Истории России», но и закрепить обязательную долю лекционных и практических занятий, а также централизованно предусмотреть проведение части занятий в историко-краеведческих музеях. Особое внимание планируем уделить более тесной синхронизации курса «История России» с курсом «Основ российской государственности». Знаю, что сейчас этот вопрос волнует многих преподавателей.

Уважаемые коллеги!

Принципиально важной задачей для нас остается подготовка профессиональных историков. Вот уже третий год Минобрнауки России и Российское историческое общество совместно работают над тем, чтобы обеспечивать сбалансированное распределение бюджетных мест на исторические специальности в межрегиональном разрезе. В этом учебном году по УГСН «История и археология» на бакалавриат и магистратуру суммарно было выделено 5301 место. Таким образом за три последних года прирост составил 189 мест. И хотя в следующем году учебном году нас ждет незначительное сокращение КЦП, их все равно будет выделено больше, чем в 2022 году.

Постепенный рост качества высшего исторического образования положительно сказывается на трудоустройстве выпускников. Из 5 230 историков, закончивших вуз в прошлом году, доля трудоустроенных составляет 75,6%. А их средняя заработная плата достигает 92,5 тыс. рублей. При этом, если отдельно смотреть на выпускников магистратуры, то их средний заработок превысит 110 тыс. рублей. Иными словами, историки сегодня востребованы. В этом, конечно, большой вклад преподавателей, которых хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить.

При переходе к новой системе высшего образования продолжительность подготовки в вузе будет варьироваться в зависимости от специальности. Идея в том, чтобы готовить человека к профессиональной деятельности в один такт – без последующего «доучивания» в магистратуре. Планируем, что в таком случае обучение по историческим специальностям в рамках базового высшего образования будет занимать пять лет. При этом выпускник сразу же сможет получить ещё и квалификацию преподавателя. Это позволит ему рассматривать для себя педагогическую карьеру без необходимости переучиваться.

Обсуждая будущее высшего исторического образования, следует иметь в виду, что сама историческая наука сегодня тоже шагнула далеко вперед. Динамику ее развития, не в последнюю очередь, задает применение современных цифровых методов. Для того, чтобы обеспечить постоянный прирост научного знания по истории и смежным наукам системно поддерживаем работу подведомственных Министерству институтов РАН. Многие из наших уважаемых коллег–директоров присутствуют сегодня в этом зале.

Большие усилия прилагаются нашими научными организациями и на международном треке. О важности научной дипломатии сегодня уже было сказано. Следует учитывать, что исторические источники, в первую очередь имперского и советского периодов, отложились именно в наших архивах и изучаются российскими научными коллективами. По этой причине, например, ряд сотрудников ведущих российских научных организаций были приглашены казахстанской стороной принять участие в подготовке многотомной «Истории Казахстана».

Ключевую роль в поддержании контактов с историческим сообществом стран ближнего зарубежья играет Институт всеобщей истории РАН, по линии которого курируется Международная ассоциация руководителей институтов истории стран СНГ, в текущем году отмечающая 20-летие. Активное участие в работе с зарубежными партнерами принимает Институт археологии РАН. В прошлом году им были организованы археологические экспедиции в Киргизии, Узбекистане и Казахстане. А Институтом истории материальной культуры РАН после длительного перерыва были вновь начаты полевые работы в Республике Южная Осетия.

С тем, чтобы и дальше развивать связи с молодыми гуманитариями из зарубежных стран Российским историческим обществом при поддержке Минобрнауки России на регулярной основе проводятся Международные исторические школы. Уже в сентябре такая школа состоится в Томском государственном университете, а в октябре – в Кабардино-Балкарском государственном университете.

Завершая своё выступление, хотел бы упомянуть ещё об одном проекте. Он называется «Профессия – историк» и реализуется Российским историческим обществом при поддержке Института развития интернета. Речь идет о серии из десяти коротких роликов, помогающих старшеклассникам, планирующим поступать на гуманитарные направления подготовки, погрузиться в увлекательный мир исторических профессий. Знаю, что первый ролик, посвященный профессии архивиста, уже готов. Впереди второй, посвященный преподавательскому труду. Не сомневаюсь, что результаты проекта ещё не раз пригодятся нашим вузам в периоды приемных кампаний.

Благодарю за внимание.

Текст: Российское историческое общество
Фото: Российское историческое общество

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
14 июля 2025
РГГУ проверит студентов на знание основ российской государственности

Состоялось заседание оргкомитета Всероссийского конкурса студенческих проектов «Российская государственность». Со вступительным словом перед участниками выступил ректор РГГУ Андрей Логинов.

14 июля 2025
Для абитуриентов 2025 в РГГУ разработали умные чат-боты

В рамках приемной кампании Российский государственный гуманитарный университет запустил умные чат-боты.

14 июля 2025
Филипп Тараторкин, и.о. директора Историко-архивного института РГГУ: Архивы и архивные документы стоят на страже исторической правды

Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.

13 июля 2025
Переход на новую модель высшего образования: дискуссия с участием РГГУ

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.

11 июля 2025
Выпускники РГГУ: праздник знаний и достижений!

11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.

11 июля 2025
«Идеал, но вполне достижимый»: представители РГГУ — о мерах для повышения рождаемости в стране

Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».

10 июля 2025
Выпускник РГГУ: Главное — не ограничиваться теорией. Уже во время учёбы пробуйте себя в реальных проектах

Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.

10 июля 2025
Ректор РГГУ Андрей Логинов стал наставником Всероссийского конкурса Знание.Лектор в номинации «Карьера и саморазвитие»

В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.

09 июля 2025
Выпускница РГГУ: У каждой территории есть определённая идентичность, которую необходимо подсвечивать с помощью правильно подобранных инструментов и разработанных стратегий

Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.

08 июля 2025
Состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам Гуманитарного колледжа РГГУ

4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.