Замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский выступил с докладом на XIII Общем собрании Российского исторического общества.
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, на сегодняшний день все, кто получает высшее образование в нашей стране, в обязательном порядке осваивают на первом курсе дисциплину «История России». Три года назад мы взялись за её полное обновление. С 1 сентября 2023 года эта обязательная дисциплина стала преподаваться в большем объеме – 144 академических часа – и на качественно новой содержательной основе. Авторским коллективом на базе Института российской истории РАН был подготовлен учебник «История России» для неисторических специальностей и шесть отраслевых модулей к нему. Сейчас они активно используются в образовательном процессе во всех университетах страны, включены в большинство электронно-библиотечных систем.
Благодаря этим мерам, предпринятым Российским историческим обществом и Министерством, удалось добиться измеримого прогресса в уровне знаний студентов. В мае мы провели соответствующий мониторинг, опросив обучающихся, которые осваивали курс «История России» по новым учебникам. Большинство участников мониторинга – 68,8% – выполнили предложенные задания на уровне выше среднего. Напомню, что в прошлом году доля «хорошистов» и «отличников» составляла всего 45,8%.
Мы рассматриваем обновление курса «История России» как успешный пилотный проект. Впереди – переход к новой национальной системе высшего образования. Одной из ее отличительных черт станет единство подходов к содержанию социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых на непрофильных направлениях подготовки. При разработке так называемого «социально-гуманитарного ядра» предполагается не только сохранить нынешний объем курса «Истории России», но и закрепить обязательную долю лекционных и практических занятий, а также централизованно предусмотреть проведение части занятий в историко-краеведческих музеях. Особое внимание планируем уделить более тесной синхронизации курса «История России» с курсом «Основ российской государственности». Знаю, что сейчас этот вопрос волнует многих преподавателей.
Уважаемые коллеги!
Принципиально важной задачей для нас остается подготовка профессиональных историков. Вот уже третий год Минобрнауки России и Российское историческое общество совместно работают над тем, чтобы обеспечивать сбалансированное распределение бюджетных мест на исторические специальности в межрегиональном разрезе. В этом учебном году по УГСН «История и археология» на бакалавриат и магистратуру суммарно было выделено 5301 место. Таким образом за три последних года прирост составил 189 мест. И хотя в следующем году учебном году нас ждет незначительное сокращение КЦП, их все равно будет выделено больше, чем в 2022 году.
Постепенный рост качества высшего исторического образования положительно сказывается на трудоустройстве выпускников. Из 5 230 историков, закончивших вуз в прошлом году, доля трудоустроенных составляет 75,6%. А их средняя заработная плата достигает 92,5 тыс. рублей. При этом, если отдельно смотреть на выпускников магистратуры, то их средний заработок превысит 110 тыс. рублей. Иными словами, историки сегодня востребованы. В этом, конечно, большой вклад преподавателей, которых хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить.
При переходе к новой системе высшего образования продолжительность подготовки в вузе будет варьироваться в зависимости от специальности. Идея в том, чтобы готовить человека к профессиональной деятельности в один такт – без последующего «доучивания» в магистратуре. Планируем, что в таком случае обучение по историческим специальностям в рамках базового высшего образования будет занимать пять лет. При этом выпускник сразу же сможет получить ещё и квалификацию преподавателя. Это позволит ему рассматривать для себя педагогическую карьеру без необходимости переучиваться.
Обсуждая будущее высшего исторического образования, следует иметь в виду, что сама историческая наука сегодня тоже шагнула далеко вперед. Динамику ее развития, не в последнюю очередь, задает применение современных цифровых методов. Для того, чтобы обеспечить постоянный прирост научного знания по истории и смежным наукам системно поддерживаем работу подведомственных Министерству институтов РАН. Многие из наших уважаемых коллег–директоров присутствуют сегодня в этом зале.
Большие усилия прилагаются нашими научными организациями и на международном треке. О важности научной дипломатии сегодня уже было сказано. Следует учитывать, что исторические источники, в первую очередь имперского и советского периодов, отложились именно в наших архивах и изучаются российскими научными коллективами. По этой причине, например, ряд сотрудников ведущих российских научных организаций были приглашены казахстанской стороной принять участие в подготовке многотомной «Истории Казахстана».
Ключевую роль в поддержании контактов с историческим сообществом стран ближнего зарубежья играет Институт всеобщей истории РАН, по линии которого курируется Международная ассоциация руководителей институтов истории стран СНГ, в текущем году отмечающая 20-летие. Активное участие в работе с зарубежными партнерами принимает Институт археологии РАН. В прошлом году им были организованы археологические экспедиции в Киргизии, Узбекистане и Казахстане. А Институтом истории материальной культуры РАН после длительного перерыва были вновь начаты полевые работы в Республике Южная Осетия.
С тем, чтобы и дальше развивать связи с молодыми гуманитариями из зарубежных стран Российским историческим обществом при поддержке Минобрнауки России на регулярной основе проводятся Международные исторические школы. Уже в сентябре такая школа состоится в Томском государственном университете, а в октябре – в Кабардино-Балкарском государственном университете.
Завершая своё выступление, хотел бы упомянуть ещё об одном проекте. Он называется «Профессия – историк» и реализуется Российским историческим обществом при поддержке Института развития интернета. Речь идет о серии из десяти коротких роликов, помогающих старшеклассникам, планирующим поступать на гуманитарные направления подготовки, погрузиться в увлекательный мир исторических профессий. Знаю, что первый ролик, посвященный профессии архивиста, уже готов. Впереди второй, посвященный преподавательскому труду. Не сомневаюсь, что результаты проекта ещё не раз пригодятся нашим вузам в периоды приемных кампаний.
Благодарю за внимание.
Текст: Российское историческое общество
Фото: Российское историческое общество
Состоялось заседание оргкомитета Всероссийского конкурса студенческих проектов «Российская государственность». Со вступительным словом перед участниками выступил ректор РГГУ Андрей Логинов.
В рамках приемной кампании Российский государственный гуманитарный университет запустил умные чат-боты.
Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.
11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».
Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.
В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.
Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.
4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.