РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Студенты посетили ГМИИ им. А.С. Пушкина
16.03.2023

Студенты посетили ГМИИ им. А.С. Пушкина

15 марта студенты Учебно-научного Центра изучения религий под руководством кандидата исторических наук и доцента кафедры истории религий Елены Владимировны Шаповаловой посетили Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина


В ходе групповой экскурсии студенты второго, третьего и четвертого курса побывали в нескольких залах. Еще на входе учащиеся внимательно рассмотрели здание музея, сделанного в неоклассическом стиле в виде античного храма с ионическими колоннами. Здесь Елена Владимировна Шаповалова рассказала историю музея изобразительных искусств, основанного профессором Московского государственного университета Иваном Владимировичем Цветаевым в 1912 году.

Сама экскурсия включала в себя посещение нескольких залов Государственного музея для знакомства с собранием предметов европейского искусства Средних веков и Ренессанса. Особое внимание было акцентировано на копии мозаик и картин, а также на слепках со скульптур эпохи Возрождения, созданных под личным контролем Ивана Владимировича Цветаева. На определенных произведениях искусства учащиеся рассмотрели изменение символического и образного ряда культуры раннего Нового времени по сравнению со средневековым.

Вместе с этим студенты проанализировали тему взаимоотношений государственной власти и религии в искусстве Средних веков и эпохи Ренессанса. Так, в начале экскурсии, учащиеся смогли внимательно рассмотреть копию торжественных мозаик из базилики Сан-Витале в Равенне, изображающих византийского императора Юстиниана и его жену Феодору в окружении свиты и священнослужителей. Приношение даров императорской четы храму во многом перекликается с библейским сюжетом поклонения волхвов, вышитым на подоле длинного плаща императрицы.

Большое внимание было уделено флорентийскому искусству и тому, как семья Медичи покровительствовала ему. В итальянском дворике студенты обсудили различие между «Давидами» Донателло и Микеланджело. Первый Давид, совершенно не похожий на другие традиционные изображения библейского героя, стоял во дворе Палаццо Медичи в качестве символа свободы Флоренции и республиканских ценностей, личное участие к которым хотело подчеркнуть семейство Медичи. В то время как Давид Микеланджело, изображенный перед схваткой с великаном Голиафом, стал символом свободы и борьбы за независимость Флорентийской республики от рук тех же самых Медичи.

После экскурсии студенты свободно посетили другие залы Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а некоторые побывали на выставке «Всеобщий язык».

Текст: Центр изучения религий РГГУ
Фото: Центр изучения религий РГГУ