24 ноября в РГГУ состоялось заседание Ученого совета, главной темой которого стало обсуждение учебного процесса в режиме онлайн.
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования, обучение в российских вузах проводится в дистанционном формате до 6 февраля 2021 года. Весной нынешнего года в течение нескольких месяцев в вузе уже велись занятия в дистанционном формате, и этот опыт очень помог в ноябре оперативно перевести учебный процесс в онлайн.
«Для бесперебойного осуществления обучения в дистанционном формате в РГГУ задействованы 358 аккаунтов корпоративного доступа на платформе Zoom, около 100 преподавателей используют личные аккаунты», — рассказал в своем выступлении ректор РГГУ Александр Безбородов.
«В этом учебном году Учебно-методическое управление организовало работу цифровых волонтеров. Они помогают преподавателям эффективно проводить занятия из мультимедийных аудиторий университета, которых в РГГУ становится все больше», — отметил Безбородов.
Переход на дистанционный формат обучения весной и нынешней осенью потребовал от вуза серьезных финансовых вложений. «Мы закупаем лицензии на новые сервисы видеоконференцсвязи для дистанционной работы, для работы в цифровой среде», — пояснил ректор.
Университет продолжит работу по созданию единой электронной базы знаний, поскольку значение онлайн-образования будет расти. «Подобная база нам очень нужна так же, как система профессиональной переподготовки кадров профессорско-преподавательского состава, работающего в цифровое образовательной среде», — подчеркнул Александр Борисович.
Особое внимание в своем выступлении ректор уделил проведению тренингов для эмоциональной стабильности во время обучения в формате онлайн. Эти задачи возложены на Институт психологии им. Л.С. Выготского.
Проректор по учебной работе Надежда Архипова подчеркнула необходимость создания в РГГУ собственных онлайн образовательных курсов, поскольку без них обучение в будущем станет невозможным.
Первый проректор – проректор по научной работе Ольга Павленко рассказала о заинтересованности международной образовательной онлайн-платформы Coursera в сотрудничестве с РГГУ. «Есть два типа онлайн-обучения: внутренний — для университета и внешний — созданный для дальнейшего экспорта в мировое образовательное пространство», — пояснила Ольга Вячеславовна и добавила, что если РГГУ хочет стать таким центром экспорта онлайн-образования, то необходимо соответствовать высоким требованиям к составлению таких курсов.
Начальник Учебно-методического управления Василий Маколов рассказал, что диспетчерский отдел уже приступил к подготовке расписания на второй семестр. В управлении рассчитывают, что обучение весной продолжится в очном формате. «Тем не менее при формировании расписания мы объединяем в единый день занятия преподавателей из группы риска, чтобы студенты могли в этот день не приезжать в РГГУ. Мы это делаем на тот случай, если все же будет смешанный формат обучения», — пояснил Маколов.
В ходе заседания члены ученого совета рассмотрели и приняли проект Положения о руководителе укрупненной группы специальностей и направлений (УГСН), проект Положения о сетевой форме реализации образовательных программ в РГГУ, проект Положения о конкурсе «Проектные научные коллективы РГГУ» и проект Положения о конкурсе «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».
Проректор по проектной деятельности Лариса Пастухова представила отчет о проведенном с 19 по 21 ноября II Всероссийского семинара-совещания по воспитательной работе с обучающимися в образовательных организаций высшего образования. Организатором мероприятия выступило Минобрнауки России.
«Мы провели конкурс-мониторинг практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования, – рассказала Лариса Сергеевна. – По сути, все вузы РФ в рамках большого конкурса представили свои лучшие практики, связанные с воспитательной деятельностью».
В рамках всероссийского семинара-совещания была реализована программа по повышению квалификации. Лекторы ведущих российских вузов сделали уникальную программу, благодаря которой в рамках работы семинара более 30 человек смогли пройти повышение квалификации.
На заседании было также объявлено о том, что с 5 ноября Николай Трифонов назначен на должность проректора по безопасности, проректором по административной и социальной работе назначен Ираклий Болквадзе.
К ученому званию доцента были представлены: Ксения Воробьева по научной специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, Надежда Иванова по научной специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, Михаил Саламатов по научной специальности 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Также на заседании получили аттестаты доцентов Дмитрий Антонов по научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры и Ольга Черкаева по научной специальности 24.00.03 – Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов.