РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Исследователи обсудили контексты взаимодействия моды
02.06.2020

Исследователи обсудили контексты взаимодействия моды

29 мая 2020 г. в РГГУ прошел межвузовский научный круглый стол «Мода — искусство — литература: контексты взаимодействия», организованный учебно-научным Институтом высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского.


 Ученые из РГГУ, НИУ ВШЭ и Российской академии наук встретились, чтобы обсудить взаимоотношения моды с литературой и визуальными искусствами, вклад писателей и художников в формирование и развитие модных образов и влияние визуальных режимов, связанных с восприятием моды, на культуру в целом.

Первая секция круглого стола, «Культурно-исторические контексты моды», была посвящена моде как феномену западной визуальной культуры рубежа XIX-XX вв. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ Ольга Вайнштейн выступила с докладом «“The latest thing for boys”: “Маленький лорд Фаунтлерой” в контексте детской моды 1880-х годов», в котором рассматривались источники образа главного героя знаменитой повести Фрэнсис Бернетт и его влияние на детскую моду конца XIX в. Независимый исследователь Алексей Котельвас представил доклад «Длинный узкий шарф: семантика одного аксессуара в русской портретной живописи начала ХХ в.», где предложил интригующую интерпретацию культурных функций этого модного предмета, который мы можем увидеть на знаменитых полотнах Серова и Коровина.

Следующая секция носила название «Режимы видения, стратегии соблазнения», и в ней речь пошла о фигуре зрителя, чьему взгляду явлен спектакль моды, и способам взаимодействия с этим зрелищем. Кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Оксана Гавришина в своем докладе «Деталь и движение: фрагментарное видение в живописи Эдуарда Мане» обратилась к понятию живописного фрагмента, который в творчестве французских художников середины XIX в. получил самостоятельное, центральное значение, и к тем формам зрительского вовлечения, которые предполагал этот новый формат. Выступление кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Ирины Сироткиной «Драпировка в искусстве, психиатрии и философии: фотографии Клерамбо, взгляд Лакана и складка Делёза» было посвящено уникальному фотографическому архиву французского психиатра Г.-Г.Клерамбо, который не только служил удовлетворению тайных пороков автора, но и оказал ключевое влияние на развитие французской теории в XX в. Наконец, кандидат культурологии, старший научный сотрудник ИВГИ РГГУ Ксения Гусарова в своем докладе «Взгляд сквозь поверхность: “Шокирующие шляпы” Ги Бурдена» рассказала о новом языке модной образности, с которым экспериментировал знаменитый фотограф в своих первых работах для французского Vogue.

Заключительная секция «Мода в контексте советской идеологии» объединила доклады, посвященные противоречивому феномену советской моды. Сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ, преподаватель магистерской программы «Индустрия моды. Теории и практики» в МВШСЭН Е.А.Кулиничева в своем выступлении на тему «Вестиментарные проекты Варвары Степановой и поиски “пролетарского содержания” в моде» обратилась к истокам этого явления, проанализировав дискуссии 1920-х годов о сущности моды и ее применимости к советскому строю. Доклад кандидата филологических наук, доцента Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ Татьяны Дашковой «“Шуба из лавсана грубого помола”: контексты представления моды в журнале “Крокодил” 1950-60-х годов» был посвящен карикатурам на модников в известнейшем советском сатирическом журнале. Эти изображения не только выражают широкий спектр нормативных представлений и идеологических предписаний, но и отличаются исключительным художественным качеством, создавая собственный стиль, и, таким образом, являют яркую страницу в истории репрезентаций моды.

Круглый стол «Мода — искусство — литература: контексты взаимодействия» прошел на платформе Zoom и собрал более 80 слушателей. Все доклады вызвали большой интерес аудитории и сопровождались оживленной дискуссией.