РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В книжную лавку «У Кентавра» поступила книга «Граф Дракула: опыт описания»
26.12.2019

В книжную лавку «У Кентавра» поступила книга «Граф Дракула: опыт описания»


Авторы книги – старший преподаватель кафедры древних языков факультета теоретической и прикладной лингвистики РГГУ Татьяна Михайлова и заведующий кафедрой литературной критики Михаил Одесский. Они последовательно развивают идею о том, что образ вампира сформировался в традиционном фольклоре, а затем стал частью современной массовой культуры и искусства.

В книге изучаются признаки, определяющие уникальность вампиров, классифицируются концепции вампиризма и высказываются предположения об условиях возникновения и распространения этих представлений. Специальные разделы посвящены «историческим вампирам» и Брэму Стокеру – автору «канонических» литературных текстов о вампирах «Дракула» и «Леди в саване». В заключительных главах рассмотрены современные трансформации образа вампира: от поразительного социального проекта, предполагавшего использование вампирического опыта для построения коммунизма (теории и практическая деятельность утописта-врача А.А. Богданова), до кинематографического «вампиризма».

«Вампир – уникальный персонаж, - пишут авторы. - И, по-видимому, уникальность его таится в том, что он предмет не классически чистых фольклорных штудий, но – да простится академический жаргонизм – междисциплинарных исследований. Образ вампира подлежит определению не посредством привычного исторического анализа (от фольклорного зарождения образа – к проникновению в литературу и массовую культуру), а, так сказать, в “обратной перспективе”: от тиранического доминирования в современном социуме – к фольклорному источнику. А точнее, требуется совмещение и постоянное переключение двух “перспектив” – исторической и “обратной”.

Такого рода методологическая специфика обусловлена явной диспропорциональностью между значимостью вампира в культуре XX–XXI веков и его локальностью, смутностью, нечеткостью (слабой дифференцируемостью среди близких сверхъестественных существ) в традиционном фольклоре.

Компоновочный состав образа вампира, который манифестируется в исторической и “обратной” перспективе, чрезвычайно сложен. Вампир – подобно ведьмам, привидениям, колдунам – образ, который функционировал в традиционном фольклоре различных народов как интерпретативная реакция на некие события (бытовые, медицинские, ритуальные и т. п.).

В традиционный фольклор справедливо включать “вампирические” репутации некоторых государственных деятелей (прежде всего – валашского воеводы XV века Влада Дракулы). Однако само по себе возникновение легенды о политиках-монстрах, наделенных сверхвозможностями, никак нельзя относить к дифференциальным признакам вампиров: к примеру, полоцкого князя Всеслава Брячеславича летописи изображают оборотнем, а соратник Петра I Яков Брюс слыл колдуном. Своеобразие монстров-кровососов здесь выражается в другом: слава Дракулы-вампира распространилась не современниками, а английским писателем рубежа XIX–XX веков Брэмом Стокером. И хотя есть основания предполагать, что современники думали о своем государе примерно то же самое, но без стокеровского романа исследователи этим едва ли занялись бы и едва ли эксплицировали скрытое “вампирическое” послание XV века. “Вампирическая” репутация валашского воеводы открывается исключительно в “обратной” перспективе, а в исторической перспективе эта репутация, по мнению, например, патриотически настроенных румынских историков, вообще не существовала».

Авторы приходят к выводу, что вампир – в отличие от оборотней, возвращающихся покойников и прочей нечисти – получил известность благодаря усилиям не столько фольклористов и любителей народной старины, сколько бюрократов и теологов-пропагандистов.

Приобрести новинку можно в книжной лавке РГГУ «У Кентавра».