РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Школа педагогического мастерства
07.04.2005

Школа педагогического мастерства

Прошедшее 7 апреля заседание Школы педагогического мастерства отличалось принципиально особым подходом к рабочему процессу. Слушателям Школы был предложен мастер-класс «Типичные проблемы преподавателя высшей школы: психологические пути решения», проведенный преподавателем...


07.04.2005

Школа педагогического мастерства



И.К. Безменова

Прошедшее 7 апреля заседание Школы педагогического мастерства отличалось принципиально особым подходом к рабочему процессу. Слушателям Школы был предложен мастер-класс «Типичные проблемы преподавателя высшей школы: психологические пути решения», проведенный преподавателем кафедры социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского И.К. Безменовой. В процессе проведения мастер класса И. К. Безменова предложила слушателям, разделенным на три подгруппы, рассмотреть ситуации, которые могут возникнуть в преподавательской практике, сформулировать причины проблем, дать свои пояснения и рекомендации.

После выступления представителей подгрупп И.К. Безменова прокомментировала типичные проблемы, возникающие в преподавательской практике. Были проанализированы следующие три типа проблем:
  • «ролевой конфликт» (возникновение противоречивых требований, предъявляемых человеку разными социальными ролями). В целях разрешения подобной проблемы, особое внимание уделяется расстановке приоритетов ролей и текущих дел человека, соблюдение критериев степени их важности и срочности.
  • «эмоциональное выгорание» (состояние разочарования и крайней усталости, которые свойственны работникам социальных сфер). Помощью «ухода» от этой проблемы становится выработка человеком внутренней ответственности, а также разработка и проведение анти-стрессовых мероприятий и собственной стратегии поведения.
  • «конфликт ценностей» (человек устанавливает равно высокий приоритет для нескольких противоречащих друг другу ценностей). Личностные ценности человека стоят превыше всего и определяют его поведение, они выступают основой для оценок в определенных ситуациях. Пересмотр личностных ценностей человека возможен только под влиянием референтных ему людей, т.е. тех, чье мнение важно для человека.


Таким образом, Ирина Константиновна не только определила данные проблемы с точки зрения социальной психологии, но и продемонстрировала на практике слушателям Школы педагогического мастерства возможность обсуждения учебного материала со студентами в формате дискуссии в рабочих подгруппах.

Пресс-центр