РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники
16.12.2005

72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники

16 декабря закончил свою работу 72-й Пленум Российского Национального Комитета по истории науки и техники.


16.12.2005

72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники

16 декабря закончил свою работу 72-й Пленум Российского Национального Комитета по истории науки и техники. Его организаторами являлись Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии Наук, Московский Политехнический музей и Российский государственный гуманитарный университет. 

 

72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники  72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники

Обсуждались вопросы:

  •  о новом кандидатском экзамене по истории и философии науки; 
  •  о работе курсов МГУ по переподготовке специалистов для преподавания истории и философии науки;
  •  о новых интегральных возможностях истории науки и техники: исследования, музейное дело и преподавание. Представление новой формы сотрудничества;
  •  история науки и техники в современном образовании. Опыт применения новых образовательных технологий и т.д.

 

72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники  72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники 

 

По итогам пленума было принято Решение:

Решение
Пленума Российского Национального Комитета
по истории науки и техники

Москва, 9 декабря 2005 г.

Рассмотрев различные аспекты современного состояния преподавания истории науки и техники в вузах Российской Федерации, участники Пленума сочли необходимым отметить следующее:

1. Анализ тенденций развития современного образования показывает, что оно испытывает острую потребность в историко-научном подходе, как эффективном и, возможно, единственном способе преодоления все возрастающей дисциплинарной разобщенности знания, а также методической основы адекватности управления знаниями в целом. Истории науки и как академической дисциплине, и как научному сообществу необходимо осознать этот вызов современности и найти достойный ответ.

2. Учитывая системный интегральный характер истории науки и техники, ее удивительную совместимость с цифровыми технологиями, целесообразно уже сейчас создать международный исследовательский центр по разработке и апробации новейших образовательных технологий на базе историко-научного подхода к формированию предметного содержания изучаемых дисциплин.

3. Несомненно, первым шагом на этом пути должна стать вузовская институализация истории науки и техники с введением специальности аналогичной 07.00.10 ВАК, в связи с чем необходимо подготовить соответствующее ходатайство перед Федеральным агентством по образованию.

4. Актуальным представляется объединение усилий (в исследовательском, методическом, организационном и др. планах) историков науки и техники работающих в исследовательских организациях, вузах и музеях при решении как тематических задач, так и при разработке конкретных проектов имеющих актуальное общественное значение как в Национальном, так и в Международном масштабах.

5. Новый масштаб задач встающих перед историей науки и техники, а также и новые возможности открывающиеся перед ней, в связи с развитием цифровых технологий, могут быть соотнесены лишь на базе новых методологических и методических подходов. Уровень разработки таких подходов, реализуемый на кафедре истории науки РГГУ, совместно с кафедрой истории науки и техник ИИЕТ РАН, дает основание определить кафедру как научно-методический центр преподавания истории науки и техники в России.

72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники  72-й Пленум Российского национального комитета по истории науки и техники