РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Школа педагогического мастерства
26.01.2006

Школа педагогического мастерства

26 января 2006 г. состоялось первое в этом году заседание Школы педагогического мастерства РГГУ, которая начала второй семестр своей работы.


26.01.2006

Школа педагогического мастерства

 

26 января 2006 г. состоялось первое в этом году заседание Школы педагогического мастерства РГГУ, которая начала второй семестр своей работы.

Открыл заседание главный куратор Школы педагогического мастерства, начальник методического отдела РГГУ И.А. Коссов. Он представил докладчика заседания -  д-ра ист. наук, проф., зав. кафедрой всеобщей истории, проректора РГГУ по учебной работе Наталию Ивановну Басовскую, подготовившую педагогическое эссе «Может ли лекция быть непроблемной?».

Школа педагогического мастерства  Школа педагогического мастерства

Затем участникам заседания были розданы буклеты, в которых были представлены интервью с воспоминаниями о лекциях преподавателей РГГУ. Среди них были такие известные ученые как Г.А. Белая, Н.П. Ерошкин, А.М. Зверев, Ю.В. Манн, С.О. Шмидт.

Наталия Ивановна начала свое выступление с объяснения жанра, выбранного ею – «педагогического  эссе». Она отметила, что ее работа представляет собой цикл раздумий, собственные наблюдения, но не является лекцией о лекции. Она рассказала, что ее педагогическое эссе – это мысли вслух о том, что, по ее мнению, может называться лекцией.

Н.И. Басовская

Как отметила Н.И. Басовская, существует критика современной профессорской лекции, поскольку такой жанр, как лекция, сегодня достаточно упрощен и сужен. Лекция не может быть прямым научением знаниям и навыкам. Таким образом, отвечая на вопрос, что же такое лекция, Наталия Ивановна рассказала, что, на ее взгляд, лекция – это не повествование, не пересказ событий или фактов. Хотя эти элементы должны присутствовать в лекции, они не являются главными. Лекция – это, прежде всего, публичное решение проблемы. Лекция обязательно должна готовиться заранее и предлагать поэтапное решение различных проблем. Более того, по мнению Н.И. Басовской, в лекции должна быть загадка.

Школа педагогического мастерства  Школа педагогического мастерства

Наталия Ивановна подчеркнула, что традицию лекционных занятий нужно хранить. Лектор всегда ведет студентов за собой, так как он интеллектуально и морально выше, но они идут вместе в образовательном процессе.

Лекция как общественное событие, по словам Н.И. Басовской, реализуется на Западе. Например, лекции нобелевских лауреатов – это всегда событие, поскольку они готовят их тщательнейшим образом. Это их жанр, их «визитная карточка». Лекция для них – квинтэссенция интеллектуальной деятельности.

Наталия Ивановна также отметила, что у лекции помимо образовательной функции есть воспитательная, и преподаватели должны это осознавать. На лекции можно воспитывать роль личности: осознание себя личностью и готовность ее раскрыть, уважение к интеллектуальному труду, к знаниям и их самоценности, уважение к духовности, а также внимание учащихся.
Важным моментом в современных лекциях, по мнению Наталии Ивановны, является визуализация, так как это дополнительный способ активизации интеллектуальной работы, мысли вслух.

Школа педагогического мастерства 

Затем была показана небольшая презентация из курса лекций «История средних веков Западной Европы», которые читает Н.И. Басовская. В ней присутствовали фрагменты из фильма «Властелин колец. Две башни», в которых показательными для студентов являлись орудия и одежда воинов, штурм крепости, ощущения, передаваемые актерской игрой и т.д.

В завершение заседания была проведена дискуссия, в ходе которой присутствующие задавали вопросы.