РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Всероссийская  научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»
14.05.2007

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

14-15 мая 2007 г. на Факультете истории искусств Российского государственного гуманитарного университета прошла Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение».


14.05.2007

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

14-15 мая 2007 г. на Факультете истории искусств Российского государственного гуманитарного университета прошла Всероссийская  научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение».

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

 Целью настоящей конференции являлось обсуждение света, тени и отражений как  важнейших средств художественной выразительности в архитектуре, живописи, скульптуре, фотографии, кино, телевидении, перформансе и видео-арте.  Для обсуждения исторической динамики света тени и отражений в контексте различных художественно - исторических парадигм конференция была разделена два тематических блока. Первый  был посвящен обсуждению роли света, тени и отражений в контексте художественных направлений  модернизма и постмодернизма; второй - роли света, тени и отражений  в контексте художественных культур Древнего мира, Средних веков, Возрождения и Нового времени. 

В состав участников вошли  как известные  ученые, так и молодые исследователи Российского государственного гуманитарного университета, Российского института искусствознания, Российского института культурологии,  Московского государственного университета, Театрального института  им. Б.Щукина, Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Европейского университета в Санкт-Петербурге,   Московского государственного педагогического университета,  музея – заповедника Пскова, Госуниверситета г. Воронеж,  Академии управления г. Тольяти

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

Конференцию открыл проректор по научной работе РГГУ профессор Д.П.Бак, который отметил актуальность затрагиваемой на конференции проблематики, ее привлекательность для междисциплинарных исследований. Д.П. Бак поприветствовал участников и гостей  конференции, отметил разносторонний характер докладов, обширную научную географию, представленную именами ученых из различных научных учреждений г. Москвы, а также приехавших из Санкт-Петербурга, Тольяти, Воронежа, Пскова.

  Со вступительным словом выступила декан факультета истории искусств, директор Музейного центра РГГУ  И.В. Баканова, которая  отметила, что исследования света, тени и отражений, как специфических характеристик визуальности в изобразительном искусстве – серьезный стимул для обновления методологии истории искусства и ее интеграции в структуру гуманитарного знания.   

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

 14 мая тематика докладов была связана с обсуждением роли света, тени и отражений в искусстве модернизма и постмодернизма. В  докладах Е.В. Шахматовой (Москва) «Черный квадрат» К.Малевича в свете мистических учений Востока», Г.А.  Загянской (Москва) «Белое и черное как носители цветового начала. Теория и практика Владимира Фаворского»  были поставлены проблемы внутреннего диалога мастеров авангарда с представлениями о свете, тени и отражении в  религиозных учениях  Востока и Запада. 

В докладах Е.А. Якимович (Москва) «Фотография: зеркало реальности или отражение невидимого», Н. В. Смолянской (Москва) «От тени к проекции: трансформация концепции изображения в эпоху кинематографа и новых технологий», А. С. Тюпкина  (Москва) « Светотень и ее восприятие»,  А.А. Деникина (Москва) «О некоторых особенностях художественного    языка современного видео»,  Т.А. Дьяковой (Воронеж) «Свет и отражения в лэнд-арте», И.Н.  Захарченко (Москва) «Свет как фактор формирования «музея без стен», О. В. Ефремовой  (Тольяти) «Свет как элемент тектоники и пластики архитектурных пространств» были  затронуты проблемы новой эстетической роли  светотеневых проекций, рассмотрены  их функции  в фотографии,  видеоперформансах, кино и телевидении, новой музейной архитектуре, светодизайне и ленд-арте.

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

15 мая  обсуждались проблемы света, тени и отражений в искусстве от Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового времени. В докладе  В. Г. Белозёровой (Москва) «О светотени в традиционной китайской живописи»  были рассмотрены проблемы соотношения эстетической и живописной сущности категорий света и тени в истории живописи Китая.

В докладах Е. А.  Тюниной (СПб) «Свет и тень в скульптуре: анализ особенностей «линейного» и «живописного» стилей», М. С. Стравец  (Москва) «Стиль как отражение «Kunstwollen», Г.  Н. Иншаковой (Москва) «К вопросу о роли зеркальных изображений на древнегреческих украшениях», Д. А. Калиничева (Москва «Использование принципа отражения в композиционных приемах аттической вазописи 570-540 гг. до н.э.»  были затронуты вопросы методологии изучения света и тени как элементов образного языка скульптуры и орнаментики.

Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение»

В докладах В. М.  Рожнятовского  (Псков) «Отражения от поверхности воды как часть световой декорации древнерусского храма.», Н. Ю. Вавилиной  (Москва) «Эксперимент с зеркалом Филиппо Брунеллески в контексте художественных, философских и естественнонаучных взглядов кватроченто»,  Л. Ю.  Лиманской (Москва),  А.В. Костина (Москва) «К вопросу о влиянии трактата Франса Агилона  «Opticorum libri sex» на живописные эксперименты П.П.Рубенса», Е.В.  Васильевой (Москва) «Естественная магия» в пространстве камеры – обскуры: свет и тень как средства зрелищного восприятия живописи XVII – XVIII вв.»  были рассмотрены проблемы светотеневых проекций  в контексте  эволюции естественнонаучных и философских представлений  от средних веков до нового времени.

В завершение основной части конференции состоялась дискуссия между участниками конференции, были затронуты возможные перспективы дальнейшего сотрудничества, совместных проектов и публикаций.

Пресс-центр РГГУ