РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ
08.10.2007

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

4 октября в РГГУ состоялось первое в этом учебном году заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории.


08.10.2007

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

  4 октября в Российском государственном гуманитарном университете состоялось первое в 2007/2008 учебном году заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

Семинар открыла директор Центра д-р ист. наук, проф. Н.И. Басовская. Она подчеркнула оригинальность и историко-культурную значимость обсуждаемой на семинаре  темы: «Российская интеллектуальная повседневность в визуальных образах(XVIII – начало  XXI в.)»,   а также рост интереса к ней со стороны академического сообщества.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

С основным докладом выступила И. П. Кулакова – кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории истории русской культуры Исторического ф-та МГУ и  Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ; автор монографий  «Университетское пространство и его обитатели: Московский университет в историко-культурной среде ХVIII века»;  «История московского жилья»; лауреат Макариевской премии 2007 г.

В докладе И. П. Кулаковой были  рассмотрены особенности интеллектуального быта России разных эпох в их визуальном воплощении. Автор продемонстрировал  способы самопрезентации интеллектуалов в различные исторические эпохи сквозь призму анализа формы и содержания их рабочих кабинетов.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

 И.П. Кулакова подчеркнула, что свою задачу видит преимущественно в том, чтобы обозначить основные направления в истории кабинета в контексте развития науки, высшего образования и социокультурной ситуации России в целом.

Основное внимание докладчика было обращено на то, как культурные стереотипы и ценностные установки преломляются в визуальных образах приватного пространства, создаваемого интеллектуалами прошлого и наших дней. Главная теоретико-методологическая проблема, рассмотренная И.П. Кулаковой, – методы  исследования пространства кабинета.  Автор доклада высказала мнение о том, что, применяя в анализе визуальных образов категории  «публичности» и  «приватности», можно выявить противоположные по сути функции кабинета – уединение и  общение, актуализирующиеся в различных культурных ситуациях. На определенном этапе именно кабинет (наряду с салоном и гостиной) становится пространством интеллектуального общения. Образ кабинета, по мнению докладчика,  можно рассматривать как  текст, знаковыми составляющими которого являются  подчеркнутый аскетизм обстановки или нарочитая пышность; роль атрибутов кабинета, выходящих за пределы их изначальной функции; размещенные в пространстве  кабинета вещи и изображения и др. Все эти слагаемые создают образы, считает докладчик, настолько индивидуальные, что ничто другое не может характеризовать российского интеллектуала точнее, чем его кабинет.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

Доклад И.П. Кулаковой вызвал живой отклик собравшихся. В ходе обсуждения выступили О.В. Гавришина, А.В. Захаров, И.А. Корноухова, А.Б. Росляков и др. В их выступлениях были предложены новые подходы к изучению кабинета в перспективе визуальной антропологии: выделение женского кабинета как особого пространства, разграничение понятий рабочего и домашнего кабинета, изменение пространства домашнего кабинета в ранний советский период, особенности влияния компьютера на идею кабинета. Был также поднят один из кардинальных теоретических вопросов визуальных исследований: о возможностях и границах интерпретации визуального ряда отдельно от текста.

В заключительном слове Н.И. Басовская отметила перспективность изучения кабинета как особого пространства интеллектуальной деятельности, в особенности деятельности ученого.

В работе семинара приняли участие преподаватели и сотрудники РГГУ, Государственного Исторического музея, Института этнологии и  антропологии РАН,  МГУ, Университета Российской академии образования, студенты и аспиранты РГГУ.