РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ
13.10.2008

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

7 октября 2008 г. состоялось первое в 2008/2009 учебном году заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.


13.10.2008

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

   

7 октября 2008 г. состоялось первое в 2008/2009 учебном году заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.

     В своем вступительном слове директор Центра, д.и.н., профессор Н.И. Басовская отметила, что исследования визуальности  и развитие междисциплинарных подходов к ней - серьезный стимул для обновления методологии истории.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

     Доц. И.П.Кулакова коротко подвела итоги работы семинара за 1,5-летний период его существования,  подчеркнув  разнонаправленность и оригинальность методов, продемонстрированных докладчиками. Участники семинара познакомились с планами его работы  на будущий год.

     С основным докладом выступила Т.Ю. Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур и Русской антропологической школы РГГУ. В докладе  «Значимая незаметность»: мода и эротика в советском довоенном кинематографе» ею были рассмотрены основные культурные смыслы и антропологические характеристики моды и эротики в связи с  историко-культурными и медиальными особенностями советского кинематографа 1930х - начала 40-х годов.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

Т.Ю.Дашкова подчеркнула, что эротизм 30-х гг. - это, в конечном счете, наши представления, накладывающиеся  на материал прошлого. При этом «неразличимость» культурных форм для современного видения может указывать на важные особенности киноантропологии фильмов «большого стиля». Были рассмотрены характер репрезентации одежды и тела, режимы предъявления модного и эротического поведения, а также возможные причины «невнимания»/сокрытия интереса к нему.

В докладе было указано на отсутствие интимных пространств в демонстрируемых сценах, на особенности показа частной жизни людей. Свои соображения Т.Ю.Дашкова проиллюстрировала фрагментами из х/ф «Горячие денечки» (1935, реж. А. Зархи, И. Хейфиц), «Три товарища» (1935, реж. С. Тимошенко), «Волга-Волга» (1938, реж. Г. Александров), «Богатая невеста» (1938, реж. И. Пырьев), «Моя любовь» (1940, реж. В. Корш-Саблин), «Светлый путь» (1940, реж. Г. Александров), «Сердца четырех» (1941, выпуск на экран 1945, реж. К. Юдин) и др.

     Автор доклада высказала мнение о том, что в целом в фильмах этого периода  был предельно редуцирован показ частной жизни, семьи, специфически представлялся процесс ухаживания, и главным было становление трудящегося героя.

Заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ

     Доклад И.П. Кулаковой вызвал живой отклик собравшихся. В ходе обсуждения выступили О.В. Гавришина, А.В. Захаров, М.И.Мотошилова, С.В.Просина, А.А.Петрова, Е.А.Воронцова, И.П.Кулакова, О.Д.Шемякина и др.

В выступлениях указывалось на то, что существует опасность «вчитывания» наших представлений о сексуальности в материал 30-х годов. Выступавшие ссылались на личный опыт общения с пожилыми людьми и родственниками.  Обсуждался вопрос, насколько реально отражало кино одежду людей тех лет.  О.В.Гавришина отметила, что не стоит противопоставлять кино и реальность, поскольку это совершенно разные ситуации опосредования.  Говоря о кино следует говорить об устойчивых типизациях.

 Слушателями доклада были предложены новые подходы к изучению темы в перспективе визуальной антропологии: обращение к другим источникам, например, к фотокарточкам с изображением актеров (являющимся продолжением «жизни» экранных образов). В заключительном слове И.П.Кулакова отметила перспективность изучения кино как опыта видения человека.

В работе семинара приняли участие преподаватели и сотрудники РГГУ, Государственного Исторического музея, Гос. респ. Центра русского фольклора  ГРЦ  РФ, Московского дома фотографии, истфака МГУ, Университета Российской академии образования, ФИИ РГГУ, Соцфака РГГУ, студенты и аспиранты РГГУ.