20 октября 2008 года в Центральной аудитории Российского государственного гуманитарного университета открылась IV Ассамблея Всемирного форума «Интеллектуальная Россия». Ее главная тема - «Просвещение народа в стратегии инновационного развития России».
20 октября 2008 года в Центральной аудитории Российского государственного гуманитарного университета открылась IV Ассамблея Всемирного форума «Интеллектуальная Россия». Ее главная тема - «Просвещение народа в стратегии инновационного развития России».
Первым мероприятием Ассамблеи стал II Всероссийский съезд деятелей народных университетов. Местом его проведения неслучайно стало здание Московского государственного народного университета им. А.Л. Шанявского - учебного заведения, основанного в 1908 году и открытого для абитуриентов без различия по национальному, политическому и религиозному признаку. В здании одного из самых демократичных учебных заведений дореволюционной России, в аудитории, открытой в 1912 году для студентов университета им. Шанявского и принимавшей с тех пор немало видных ученых и общественных деятелей, собравшиеся обсудили актуальные вопросы современного образования и просвещения.
Президент Всемирного форума «Интеллектуальная Россия», сопредседатель Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», Председатель Совета Федерации С.М. Миронов зачитал приветствие, направленное участникам съезда Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Президент РФ напомнил о богатых традициях народного образования России, признал важность популяризации и пропаганды народного образования сегодня и пожелал участникам съезда плодотворной работы.
С.М. Миронов выразил благодарность ректору и всем сотрудникам РГГУ за теплый прием, напомнил о давних просветительских традициях университета им. А.Л. Шанявского. Он рассказал о целях форума «Интеллектуальная Россия», подчеркнув необходимость возрождения и преумножения традиций народного образования и просвещения.
Член Президиума РАН, президент Общества «Знание» России, академик С.Н. Багаев отметил важность народного образования и просвещения в системе инновационного развития России как значимого фактора стабильного развития государства, призвал направить усилия государства, бизнеса и институтов гражданского общества для эффективного развития этого направления. Он напомнил о просветительских традициях России, рассказал о деятельности общества «Знание», в частности - о проекте Всероссийского народного университета.
С.М. Миронов в своем докладе напомнил, что ХХ век стал веком революций, в корне изменивших образ жизни. Он признал, что информационная революция поставила Россию перед выбором: интенсивная модернизация или безнадежное отставание от стран-лидеров. С.М. Миронов подчеркнул важность просветительского ресурса, указал на необходимость создания комплексной системы вложений в «человеческий капитал». Он перечислил главные задачи, стоящие перед системой народного образования и просвещения, - такие, как юридическое, финансово-экономическое, культурное просвещение общества, формирование информационной культуры, пропаганда экологической культуры и здорового образа жизни.
С.М. Миронов напомнил, что университеты в России издавна были не только образовательными, но и просветительскими и культурными центрами, призвал возродить традиции публичных лекций, открытых заседаний научных обществ, научно-популярного книгоиздания. Он выразил уверенность в том, что народные университеты могут стать действенным институтом гражданского общества. (с полным текстом выступления можно ознакомиться на сайте С.М. Миронова: http://www.mironov.ru/firstface/appearances/293.html)
Президент Российской академии образования, академик РАО Н.Д. Никандров посвятил свое выступление основным характеристикам информационного общества, подчеркнул роль мультимедийных средств в народном просвещении, указал на разрушительные результаты воздействия некоторых телевизионных программ и рекламы на сознание подрастающего поколения.
Президент Евразийского физического общества профессор С.П. Капица привлек внимание собравшихся к проблеме качества образования, к девальвации самого понятия «университет», к проникновению рынка в систему высшего образования. С.П. Капица резко негативно отозвался о работе современного телевидения, назвав его «преступной организацией по развращению народа». Он подчеркнул, что на участниках съезда лежит серьезная ответственность: им предстоит выработать эффективную программу решения этих проблем.
Ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар рассказал собравшимся об истории создания университета А.Л. Шанявского. Он также напомнил об истории этого незаурядного человека, отдавшего много лет жизни военной службе, ставшего успешным коммерсантом и положившего немало сил на создание поистине народного университета. Е.И. Пивовар рассказал о популярности этого учебного заведения, о его соответствии потребностям в подготовке слушателей.
Ректор РГГУ сообщил, что РГГУ продолжает просветительские традиции университета им. А.Л. Шанявского, однако признал, что в современных учебных заведениях этой стороне деятельности уделяют недостаточно внимания. Е.И. Пивовар напомнил, что задача университета не только в организации обучения, но и в предоставлении широких возможностей для самообразования.
Зав.кафедрой москвоведения, заслуженный профессор РГГУ, академик РАО С.О. Шмидт напомнил о том, что университет им. А.Л. Шанявского не только открыл доступ к образованию широким слоям населения, но и предоставил возможность продолжить научную и педагогическую деятельность профессорам, покинувшим в 1911 году Московский университет. С.О. Шмидт подчеркнул, что одной из важнейших функций университета является подготовка выпускников в дальнейшей научной деятельности, организация аспирантуры и докторантуры. Он призвал к возрождению традиции проведения открытых лекций, просветительскую роль которых трудно переоценить, и предложил проект популяризации и развития краеведения.
Ректор Современной Гуманитарной Академии, профессор М.П. Карпенко подчеркнул, что возрождение традиций народного просвещения сегодня необходимо в новых формах. Он отметил очевидные плюсы системы непрерывного образования, отметил особенности ситуации, сложившейся сегодня в системе российского высшего образования, когда число абитуриентов практически совпадает с числом выпускников средних школ.
Председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи И.В. Пономарев привлек внимание собравшихся к проблеме «утечки мозгов», к оттоку кадров за рубеж и возможной утрате Россией своих конкурентных преимуществ. Он подчеркнул необходимость эффективного использования потенциала существующей системы высшего образования.
Собравшиеся также обсудили актуальные проблемы, с которыми сталкивается народное просвещение сегодня, проблемы и перспективы развития современной системы образования. Участниками съезда было принято «Обращение участников II Всероссийского съезда деятелей народного университета» и предложения по составу Всероссийского совета движения народных университетов.
В ходе заседания собравшиеся неоднократно упомянули о том, что I Всероссийский съезд народных университетов состоялся 100 лет назад, в 1908 году, и выразили уверенность, что в XXI веке стратегии развития народного образования и просвещения станут чаще уделять заслуженное внимание.