4 декабря 2008 года состоялось очередное заседание научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории на тему "Вторая мировая война глазами немецкого солдата".
4 декабря состоялось очередное заседание научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории на тему «Вторая мировая война глазами немецкого солдата».
Семинар открыла директор Центра, доктор исторических наук, профессор Н.И. Басовская. В своем вступительном слове она отметила, что показ основанного на фотоматериалах документального фильма в ходе обсуждения научной проблематики визуальной антропологии будет проходить в рамках семинара впервые.
Основной доклад «Вторая мировая война глазами немецкого солдата» на семинаре представил выпускник РГГУ, кандидат исторических наук Д.Ю. Хохлов. Продолжением его доклада стали выступления доктора искусствоведения, профессора, директора Учебно-научного центра «История и экранная культура» РГГУ Л.М. Рошаля, автора сценария документального фильма «Фотолюбитель» (2004 г., режиссер И. Гедрович, основан на материалах, выявленных и описанных Д.Ю. Хохловым), и доктора исторических наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук, заведующего кафедрой аудиовизуальных документов и архивов РГГУ В.М. Магидова.
Д.Ю. Хохлов рассказал об обнаружении им несколько лет назад во время студенческой архивной практики фотоальбома немецкого солдата 1939-1943 гг., а также его дневниковых записей, о дальнейшей работе с этими материалами, вылившейся сначала в дипломную работу, а затем в кандидатскую диссертацию, защищенную в РГГУ в 2007 г. Докладчик сделал упор на том, что автор фотоальбома «усредненно примечателен» в том смысле, что нашедшие отражение в его альбоме взгляды на роль немецкого народа, армии, будущее немецкой нации представляют собой основные пропагандистские установки руководства нацистской Германии в предвоенный и военный периоды.
Отметив, что фильм участвовал в целом ряде международных кинофестивалей и получил множество наград, Л.М. Рошаль поделился своими соображениями относительно принципов отбора и организации видеоматериала, которыми он руководствовался. В.М. Магидов рассказал о трудностях обнаружения и сохранения фотодокументов военного времени в российских и зарубежных государственных и частных архивах. Он также обратил внимание на то, что альбом немецкого солдата, досконального изученный Д.Ю. Хохловым, можно рассматривать как частный случай бурного процесса развития фотолюбительства в Западной Европе того времени.
Логическим продолжением выступлений стал показ фильма «Фотолюбитель». В развернувшемся после него живом обсуждении были рассмотрены вопросы, связанные с перспективами изучения и возможными историко-антропологическими подходами к фотографии как объекту исследования, в частности, к фотографии военного времени. В обсуждении этих вопросов приняли участие А.В. Захаров (РГГУ), О.Ю. Бессмертная (РГГУ), И.П. Кулакова (МГУ/РГГУ), О.Д. Шемякина (МГУ) и другие.
С заключительным словом выступила директор УНЦ ВАиЭ Н.И. Басовская. Она обратила внимание на потрясающую силу воздействия фильма и на некоторые особенности лежащего в его основе видеоряда. Н.И. Басовская также подчеркнула, что в XX в. визуальная реальность становится мощным фактором, во многом определяющим само человеческое бытие.
В работе семинара участвовали преподаватели и научные работники ГИИМ, ГУ-ВШЭ, Института всеобщей истории РАН, МГУ, Московского дома фотографии, Немецкого исторического института в Москве, преподаватели, сотрудники и студенты РГГУ.