РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



История как корень политики. Интервью с ректором РГГУ Е.И.Пивоваром
26.07.2010

История как корень политики. Интервью с ректором РГГУ Е.И.Пивоваром

Куда пойти учиться: История как корень политики. Интервью с ректором РГГУ Е.И.Пивоваром


26.07.2010

История как корень политики. Интервью с ректором РГГУ Е.И.Пивоваром

История как корень политики. Интервью с ректором РГГУ Е.И.Пивоваром

Куда пойти учиться

№ 28 2010

Ефим Иосифович, расскажите, пожалуйста, сказывается ли на количестве абитуриентов РГГУ так называемая «демографическая яма»? То есть, можно ли сказать, что подавать документы приходит меньше людей, чем в прошлом году?

Совершенно наоборот: если прошлым летом к 5 июля у нас лежало 4 тыс заявлений от абитуриентов (а всего на 1000 бюджетных мест пришлось 75 тыс заявлений), то сейчас на 5 июля у нас в приемной комисии 8 тыс заявлений. И это при том, что число вузов, куда можно поступать, ограничено пятью. Вы видете очередь стоит с самого утра.

Но у каждого вуза - своя ниша. Я точно это знаю, поскольку помимо РГГУ преподаю на историческом факультете МГУ. Те, кто заканчивает вуз, становятся родителями и приводят своих детей туда же. И я уже видел своих учеников, которые приводили к нам своих детей, и даже внуков. Кроме того, у каждого вуза есть своя ниша трудоустройства выпускников. И это тоже надо учитывать, поскольку это важнее, чем падение количества школьников. 

Может быть, Вы опишете ниши трудоустройства выпускников истфака МГУ и РГГУ?

Истфак МГУ — это историческое образование. А в РГГУ есть как историко-филологический факультет, так и историко-архивный институт, институт восточных культур и античности, а также целый комплекс других гуманитарных предметов. Если говорить в целом, то историки из МГУ раньше часто шли работать и специалистами по связям с общественностью, и политологами, и имиджмейкерами, и журналистами. Теперь же в целом ряде вузов имеются специальные программы для каждого из этих направлений. Сейчас жесткая привязанность человека к его специальности по диплому в гуманитарной сфере — это отчасти анахронизм. Гуманитарное образование не имеет такого конкретного работодателя, как естественно-научное. Гуманитарии идут и в гоструктуры, и преподавать в школы и вузы, в СМИ (газеты, радио, ТВ, электронные СМИ) и т.п. Очень много телеведущих и телекорреспондентов закончили РГГУ: международник канала «Россия» Сергей Пашков, телеведущие Андрей Малахов («Пусть говорят») и Тина Канделаки («Самый умный»), Максим Галкин также заканчивал РГГУ. Много среди выпускников РГГУ специалистов по HR (управлению персоналом на предприятии) и т.п.

Недавно в РГГУ состоялась конференция по поводу образования Ассоциации школьных учителей истории и обществознания. Почему именно ваш университет стал «лицом» этих наук?

Спасибо, за комплимент, нам, конечно, хотелось бы быть их лицом, но пока мы им еще не являемся (смеется). Прошлой осенью появилась программа «РГГУ-школе». Это совпало с объявленной Президентом РФ инициативой «Наша новая школа»  и реализуемым Министерством образования и науки комплексом мер в данной области, включая и Ассоциацию учителей истории и обществознания. Ведь от школьного учителя истории во многом зависит представление подрастающего поколения об обществе и политике.

И, хотя мы не являемся педвузом (хотя формально в дипломах наших историков и философов указана профессия преподавателя), мы хотели бы влиять на ситуацию в школе. То есть, консультировать педагогов по вопросам современного обществоведения, помогать в решении задач ЕГЭ по истории и обществознанию, в профориентации детей. Если выпускнику все равно, куда пойти учиться, то именно это и создает очереди в приемных комиссиях. Особенно когда родители и дети не очень ориентируются в новых вузовских программах  Ведь в прошлом году у нас был случай с абитуриенткой Ивановой, которая подала документы в РГГУ на 33 программы, на 22 (!) из них поступила, и ни на одну не принесла подлинник аттестата.

Как РГГУ работает со школами? Скажем, в мае прошла конференция «Маркетинг образовательных услуг» компании Begin Group, где «передовик» по набору абитуриентов ГУ-ВШЭ делился своим опытом работы со школами. Мол, она начинается с младших классов, когда с детьми играют в «Монополию», приучая их к экономике, затем в средней школе к работе подключаются студенты ГУ-ВШЭ, наконец, в старшей занятия ведут уже вузовские преподаватели. И что такой работой охвачено порядка 60 школ только в Москве.

 У нас есть Центр довузовского образования, где есть лицейские классы. Это классы, в которых преподают профессора и доценты РГГУ. Мы ведем работу и с рядом школ — где кроме наших преподавателей занятия ведут школьные учителя. И такие же школы есть при наших филиалах в других городах. А ведь у нас филиалы в 31 городах, и одновременно в РГГУ обучаются 34 тыс студентов. Потом подготовительные курсы для всех в Москве и Гуманитарный колледж университета готовит по программам среднего профессионального образования, но с таким уклоном, чтоб часть выпускников получала бы высшее образование в РГГУ. Еще мы ведем работу по подготовке учебных пособий для школьников по литературе, истории, обществознанию, информатике.

У нас есть Содружество выпускников, которое тоже является нашей опорой в деле привлечения абитуриентов.

Как сказалось на РГГУ сокращение бюджетных мест для гуманитариев?

Глобального сокращения не произошло — в среднем, только на 10%. Но гуманитарная группа специальностей - «сложносочиненная». Юристы входят в гуманитарные науки, а экономисты — нет. Я не понимаю, почему. А в итоге сокращение прошло равномерно по всем специальностям. А ведь есть блоки, которые не пользуются широкой популярностью (античная культура, древние языки и др.), в последнее время возник большой  интерес к китаеведению, переводоведению и др. Есть те программы, куда абитуриенты идут, что бы ни говорили с экранов телевизора: юриспруденция, управление, психология, связи с общественностью, журналистика. Из-за этого страдает первая группа специальностей: ведь должны быть в стране специалисты по Древнему Египту, и редким восточным языкам. Хотя бизнесу они, может быть, и не нужны.

Планирует ли РГГУ расширяться? Ведь конкурс у вас очень высок (в прошлом году в среднем по вузу проходной балл по каждому ЕГЭ был 71 — прим.КПУ). Скажем, известно, что у первокурсникам у вас не предоставляют общежитие.

Каждый год у нас появляются новые программы, и этот процесс неизбежен. Но, когда я стал ректором, у нас была другая задача: сохранить те площади, на которых сейчас располагается РГГУ. Все эти здания — что на Чаянова, что на Никольской — были под судами и их собирались отнимать. Участок земли на Кировоградской, где мы собирались строить общежитие, тоже собирались отбирать. Но в итоге нам удалось все семь зданий на Чаянова по суду вернуть себе. А было 60 судебных дел, нам пришлось открыть целое правовое управление. Насчет общежитий - сейчас в Москве новых практически не строят, поэтому пока ждать не приходится. Поэтому задача расширения числа программу нас тесно связана с площадями.

А все говорят, что не нужны юристы.

Представители МГЮА говорят, что хороших юристов не хватает, надо просто поставить барьер на пути подготовки юристов непрофильными вузами. И этим уже занялась Ассоциация юристов, которая хочет ввести квалификационный экзамен для начинающих юристов. Скоро к этому, думаю, и психологи придут.