РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



16.04.2018

10-я Научная конференция кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований «Современные методы изучения культуры – X»


13-14 апреля 2018 года в рамках Гуманитарных чтений в РГГУ прошла 10-я Научная конференция кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований «Современные методы изучения культуры – X». В конференции приняли участие преподаватели, научные сотрудники, студенты и аспиранты РГГУ, а также исследователи из других российских и зарубежных культурных организаций, университетов и городов. В рамках конференции состоялась работа пяти секций и одного круглого стола.

1.jpg

В секции «Смотреть, видеть, понимать: конструирование режимов восприятия» (рук. О.В. Гавришина и И.Н. Захарченко) был поставлен ряд актуальных проблем, касающихся исследовательских оптик в современных исследованиях культуры. Акцент в первую очередь был сделан на новых интерпретационных возможностях, которые открывает методология визуальных исследований. Так, И.Н. Захарова (ОСКИ, РГГУ) посвятила свой доклад обоснованию современных подходов к исследованию визуального в антиковедении на примере скульптур Гефестейона. Н.А. Кочековская (НИУ ВШЭ) раскрыла различия в понимании барочной аллегории в работах Вальтера Беньямина и Жиля Делеза. Р.С. Базанова (РОСФОТО, С.-Петербург), говорила о поиске «народности» как стержневой проблеме в корпусе работ шотландского фотографа XIX в., долгое время жившего и работавшего в России, Вильяма Каррика. А.А. Котомина (Политехнический музей, Москва) вместе с коллегой из Гёттингенского Университета им. Георга-Августа М. Фёрингер, представила интереснейший материал (включая сохранившиеся приборы), касающийся работы психометрических лабораторий в Германии и России на рубеже XIX-XX вв.. Новый взгляд на практику московского концептуализма предложила Ю.Г. Лидерман (РАНХиГС): основой представленного ею сообщения стала  проблематизация такого понятия отечественного неподцензурного искусства, как «демонстрационное поле».

Исследованию трансформации режимов визуального в современных театральных практиках были посвящены доклады Г.А. Брандт  (Гуманитарный университет, г. Екатеринбург) и Г.А. Шматовой (ОСКИ, РГГУ). Фокусом доклада Г.А. Брандт стал зритель: изменение режимов зрительского восприятия  докладчик связала с расширением пространства коммуникации в современном театре. Тогда как Г.А. Шматова говорила о функциях тела актера/танцора в пространстве современного спектакля, позволяющих перевести театральное действие (и взаимодействие) на новый семантический и художественный уровень.

Важное место в работе секции заняли доклады, посвященные новым подходам в изучении визуальных медиа. О.В. Гавришина (ОСКИ, РГГУ), предложила рассмотреть проект современного немецкого фотографа Ф. Герлинга «Портреты в движении» в рамках подхода медиа-археологии.  В докладе И.Н. Захарченко (ОСКИ, РРГУ) на примере фигуры Андре Мальро был представлен опыт сравнительного анализа художественных практик, работающих с историей искусства как визуальным конструктом. М. Коноваленко (Высшая школа европейских культур, РГГУ) в своем выступлении обосновала плодотворность работы с концептом «медиа-зазор» при анализе современного медиа-арта. К.К. Ельцова (Высшая школа европейских культур, РГГУ) предложила рассмотреть дизайн ряда редакционных интернет-сайтов в современной России как способ самоопределения интеллектуальных сообществ. А.П. Патраков (ОСКИ, РГГУ) на примере фильма «Роджер Уотерс: The Wall» (2014) поставил вопрос о популярной музыке как форме коллективной памяти. З.К. Саламова (ОСКИ, РГГУ) рассмотрела особенности коммуникации популярных видеоблогеров, таких как PewDiePie и Пол Логан, с аудиторией в ситуации публичного скандала. Все доклады сопровождались заинтересованным обсуждением.

В секции «От ошибки к легенде: ложные трактовки визуальных образов» (рук. Д.И. Антонов) докладчики рассматривали фейковые, ошибочные, заведомо ложные интерпретации изображений, которые можно выявить на историческом материале или в научной и научно-популярной литературе XX-XXI вв.

2.jpg

Анна Пожидаева (НИУ ВШЭ) и Дарья Серегина (НИУ ВШЭ) на примере европейской миниатюры XII-XIII вв. проанализировали необычные образы, которые рождались в результате неверного понимания иллюминаторами изначальных визуальных сюжетов. Дмитрий Антонов (РГГУ, РАНХиГС) рассказал о фигуре старца, беседующего с Иосифом в византийско-русской иконографии Рождества Христова и показал, как этот персонаж - престарелый пастух, пришедший восславить Христа - начал трактоваться русскими иконописцами XVII-XIX вв. как искуситель, грешник или сын Иосифа, а в трудах исследователей XX в. превратился в демона, иудейского книжника и агента римского философа Цельса. Дильшат Харман (информационно-аналитический центр "Сова") описала историю развития и конкурирования в научной литературе различных интерпретаций (прежде всего об апотропеической или продуктивной функциях изображений) связанных с обсценными женскими фигурами-рельефами на стенах европейских церквей. Михаил Майзульс (независимый исследователь) рассказал о знаках, которыми в европейской миниатюре наделяли римлян и иудеев в сценах Страстей Христовых - гербы, эмблемы, головные уборы варьировали на изображениях, сближая и зачастую отождествляя римских воинов с евреями и создавая синкретический образ врага. Мария Елиферова (главный редактор интернет-журнала Valla) проследила вольные и сомнительные трактовки исследователями германских изображений (воин с копьем, персонаж с полукруглыми рогами на шлеме) через призму скандинавской мифологии и предложила свою интерпретацию этой визуальной модели как сюжета из Младшей Эдды о месяце, убегающем от волка.

В рамках секции «Сиротство как социокультурное явление» (рук. Н.С. Галушина) состоялось обсуждение сиротства в различных аспектах. Первая часть заседания секции касалась культурфилософских и историко-культурных контекстов темы. В докладах И.Е. Сурикова (ИВИ РАН, РГГУ) и Ю.А. Асояна (РГГУ) концепт «сиротство» в его метафизическом и метафорическом смысле привлекался для обсуждения явлений древнегреческой культуры. Еще одной важной темой была репрезентация сиротства в художественных текстах. В докладе Б.В. Рейфмана (РГГУ) представление о сиротстве раскрывалось через анализ пространственных структур кинематографических нарративов (фильмов «Путевка в жизнь» и «Иваново детство»). Анализ Г.А. Шматовой (РГГУ) пьесы «Хочу ребенка» (1927) в контексте проблемы объективации детей в прошлом и настоящем перекликался с исследованием исторических нарративов и практик обращения с детьми-сиротами в докладе И.М. Чирсковой (РГГУ). Вторая часть работы секции была связана с изучением современного состояния проблемы в социокультурном пространстве: анализ современных СМИ и их влияния на формирование профессиональных родительских сообществ представила А.Н. Берникова (Федерального института развития образования, главный редактор журнала «Приемные родители»),  М.В. Золотухина (РГУ им. А.Н. Косыгина) предложила тематический анализ обсуждений проблем, связанных с сиротством и усыновлением, в группах приемных родителей в сети Фейсбук. Н.С. Галушина (РГГУ) и студенты ОСКИ А. Кондра, А. Берникова, Е. Кауркина представили доклады, основанные на анализе нарративных биографических интервью, взятых у молодых людей, прошедших через систему детских домов и приемных семей. В результате диалога исследователей в ходе работы секций, обмена мнениями и дискуссий, представленная к обсуждению проблема обрела новую глубину и исследовательские перспективы.

3.jpg

14 апреля 2018 состоялось заседание секции «Культурные коды детской иллюстрации» (рук. Ж.В. Уманская, Д.Н. Мамедова). В отличие от других секций конференции, представляющих разные способы говорить о культуре, но все же сохраняющих академические рамки, здесь получили возможность высказаться не только исследователи, но и непосредственные участники современного книгоиздательского процесса (Светлана Лядова, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна, руководитель студии книги и книжной иллюстрации «Азбука Морса») , организаторы конкурсов иллюстраций (Анна Чефранова, руководитель Международного фестиваля иллюстрации и визуальной литературы «Морс».), иллюстраторы ( Наталья Штец, независимый исследователь, искусствовед, иллюстратор, автор книг по истории искусства и культуры для детей), библиотекари (Мария Пономаренко, ведущий библиограф отдела детской книги и детских программ Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, автор) и педагоги (Елена Ефимова, к. пед. н., ст. методист Музея истории детского движения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы»).

Для некоторых докладчиков это был первый опыт публичного выступления (Милена Симонова, студентка ОСКИ РГГУ), другие предъявляли результаты многолетних исследовательских усилий (Джамиля Мамедова, независимый исследователь, специалист по учебно-методической работе кафедры истории и теории культуры РГГУ), но диалог выступающих и слушателей оставался живым и мертвым одновременно.

6.jpg

Участники конференции смогли увидеть, как новые культурные практики порождают новые художественные явления («Зины и независимые издательства: самиздат иллюстраторов как субкультура»), как, казалось бы, маргинальные для отечественной культуры типы словесного и визуального высказывания, становятся коммерчески успешными и пристально изучаемыми явлениями («Что делает комикс комиксом: границы формата»; «Специфика японской визуальной литературы»). Выступления, вызывавшие особенно активное обсуждение («Поиск актуального для современного ребенка-читателя в книжных иллюстрациях советского периода») стали предметом общей дискуссии в конце заседания.

Было решено продолжить изучение культурных кодов детской иллюстрации в рамках постоянно действующего семинара ОСКИ.

Секция «С чего начинается Родина?» была посвящена тому, как в современном общественном пространстве неполитических высказываний актуализируется понятие «Родина». Начало разговору положил доклад Ю.А. Асояна, (РГГУ), в котором речь шла не о современных явлениях, а о том, какое значение приобрело слово «родина» в СССР середины 1930-х годов. Так, доклад обозначил точку отсчета смысловых трансформаций прежде вполне конвенционального понятия и оказался удачным вступлением к разговору о современности на разных уровнях обобщения. Ю.В. Филиппов (РГГУ) представил участникам конференции сравнительный анализ сочетаемости понятий «родина» и «угроза» по национальным корпусам.

4.jpg

Другие доклады, апеллирующие к конкретным кейсам, показали, как проявляется и реализуется интерес к «Родине» в современной российской культуре. Доклады Д. Надольской (РГГУ) и В. Плужник (РГГУ) затрагивали актуальные художественные практики, в которых понятие «Родина» оказывается центральным (через его проблематизацию уже в самом заглавии проектов). В докладе Д. Надольской предметом анализа стал спектакль А. Стадникова «Родина» в Центре им. Мейерхольда и те структуры зрительского опыта, которые в нем задействуются. В. Плужник говорила о нашумевшем фотопроекте Данилы Ткаченко «Родина» и тех аспектах восприятия его фотографий, которые спровоцировали возникшую общественную дискуссию. Но наиболее популярной темой оказалась репрезентация «Родины» (и «русского») в новых медиа – на интернет-платформах и в социальных сетях. А. Демкина (РГГУ) проанализировала образ России в онлайн-телепередаче «Наступление на наследие», Е. Шилова (РГГУ) рассказала о мультиплатформенных способах презентации действительности в проекте "Русская смерть", А. Акашева (ИМОМИ ННГУ) провела анализ веб-сайта «История России в фотографиях». Эстетические аспекты восприятия российской действительности стали предметом рассмотрения в докладе С. Еремеевой (РАНХиГС), посвященном интернет-сообществу «Эстетика е**й».

Конкретная и разнообразная «кейсовость», лежащая в основе большинства докладов, с одной стороны, и множественность подходов, с другой, дали возможность поговорить не только о сложности и неоднозначности конструирования сегодняшнего понимания «Родины», но и о способах её репрезентации и подходах к анализу. Одними из самых важных вопросов, возникших в ходе общей дискуссии, стали вопросы о том, можем ли мы в сегодняшних условиях по умолчанию ставить знак равенства между словами «Родина» и «Россия», и о том, каковы возможные причины интереса к этой теме (как правило, имплицитные) в современной российской культуре.

Последним мероприятием в рамках конференции ОСКИ стал круглый стол «Нормальное» и «ненормальное» в вымышленных мирах: репрезентация и функционирование». Открыл круглый стол Артем Зубов (МГУ им. М.В. Ломоносова и ИОН РАНХиГС) с докладом «Конструирование воображаемых миров в научной фантастике: рецептивный аспект»; за ним последовали Полина Ханова (МГУ им. М.В. Ломоносова) и ее рассказ о «Концепте "weird" в философии и фантастике», а также представляющие ОСКИ РГГУ Елизавета Белоусова («Вариативность человеческой природы и образ идеального человека в романе Джона Уиндема «Куколки») и Александра Тарасова («Реальность» и пространство воображаемого текста в телесериале «Чикагская пишущая машинка»).

5.jpg

В докладах были затронуты такие темы, как различные аспекты фантастического письма и особенности применения «эффекта реальности» при конструировании вымышленного мира, трансформации, которые претерпевают при переводе на другие языки термины, обозначающие некоторые направления в фантастической литературе, и точное значение этих терминов, границы человеческого и нечеловеческого в художественном повествовании, а также создание подвижной структуры сериального повествования как прием, позволяющий достичь эффекта «фантастического». Прозвучавшие вопросы и ответы на них, отдельные реплики и небольшая заключительная дискуссия позволили докладчикам более обстоятельно остановиться на отдельных нюансах своих тем, а остальным участникам круглого стола – поделиться мнениями и привести немало примеров из многочисленных фантастических и научно-фантастических произведений разного типа. Посвященная изучению фантастических произведений встреча прошла в ОСКИ РГГУ уже в третий раз, и это обстоятельство тоже способствовало плодотворной и увлекательной дискуссии.