РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Конференция «Гуманитарный потенциал и технологии работы с будущим»

Опубликовано: 06.04.2018 |  Обновлено: 09.04.2019 16:18:43 |  Просмотров: 703

5 апреля 2018 года в визионариуме Центра технологической поддержки образования РГГУ состоялась конференция «Гуманитарный потенциал и технологии работы с будущим», организованная кафедрой социальных коммуникаций и технологий факультета истории, политологии и права РГГУ совместно с Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ (МИНОТ). 

гуманитарный потенциал.jpg

Конференция была посвящена вопросам актуализации гуманитарного знания в области выявления и развития человеческого потенциала и работы с образами будущего, гуманитарной миссии университета в современном обществе.

Открыл конференцию директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ С.В. Кувшинов, который рассказал о проектах технологий, которые введены в практику МИНОТ, в частности технологии 3D «Да Винчи». По мнению докладчика, на повестке дня возникает такое новое направление как технология проектного обучения, одна из перспективных технологий - беспроводные системы передачи видеографической информации.

Заведующий кафедрой социальных коммуникаций и технологий ФИПП РГГУ С.В. Мруз поделился с участниками заметками, сделанными в Масачусетском технологическом институте, связанными с понятием блокчейн в практическом смысле, и в образовательной сфере данные технологии особенно перспективны.  Образование - одна из сфер, где эта технология может произвести революцию, поскольку институт и школа, пропагандирующая классическую модель передачу знаний «преподаватель – ученик», складывающуюся веками, технология блокчейн по сути способна пошатнуть эту систему. За счёт этой технологии доходы преподавателей увеличиваются, а расходы студентов снижаются. Такие стартапы уже существуют, например, на рынке есть «Деманд Эдьюкейшн систэм», которая организовывает онлайн рынок преподавательских услуг. Вторым плюсом этой системы, является упрощение процедур, то есть возможность контроля и ухода от посредников.

Заместитель заведующего кафедрой социальных коммуникаций и технологий ФИПП РГГУ, советник аппарата Общественной палаты РФ А.К. Дениева отметила, что современная политико-коммуникативная сфера в ближайшее время будет испытывать острую потребность в людях с коммуникативным потенциалом. Необходимо начать учитывать объективные способности всех учащихся, чтобы максимизировать эффективность обучения с учетом природного потенциала каждого. У государственных институтов есть огромный интерес в воспитании и политическом образовании молодёжи, ибо именно они лучше разбираются в современном информационном потоке. Однако многие первокурсники не совсем понимают, каково это быть специалистом в сфере PR и не имеют даже базовых навыков коммуникаций. Это именно наша задача выявить и развить в них потенциал для профессиональной реализации в коммуникативной сфере.

Ведущий научный сотрудник Департамента политологии Финансового университете при Правительстве РФ М.Л. Галас отметила, что образовательная деятельность сегодня должна быть связана с проектными технологиями и методологиями, более того, необходимо использовать различные IT-технологии и мультимедийные средства. Но чтобы упростить всю систему образования, нужно адаптировать эту проектную деятельность к РПД, к стандартам образования и к запросам работодателей. Также нужно научить студента и будущего работника к взаимодействию с органами власти и управления, к взаимодействию с образовательными структурами и взаимодействовать между собой.

И.И. Комарова, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ, в своем выступлении отметила, что современные английские учёные в своих исследованиях выдвигают следующие требования к учащимся: когнитивные способности, навыки системных решений, контентные навыки, технологические навыки, навыки общения, навыки управления ресурсами. Подобные требования к учащимся уже возникают даже в дошкольной сфере. Но все эти требования не описываются в виде компетенций, не выявляются с помощью ЕГЭ, не обнаруживаются по результатам различных олимпиад, не формулируются заказчиком в виде самих требований. Главная проблема образовательной системы – мы пытаемся усреднить человека, но ставим при этом вопрос об индивидуализации образования.  Докладчик выдвинула идею «кода профессии» - совокупности навыков, которые получает с рождения до выхода на работу человек с учётом социального положения, места жительства, учителей и наставников, навыков, общественной работы, который бы составлял его портфолио от рождения до работы. Все полученные навыки должны быть гармонизированы с требованиями конкретного рабочего места.

Доцент кафедры социальных коммуникаций и технологий ФИПП РГГУ А.Л. Зверев поставил участникам важный вопрос: учащийся творец или потребитель? Если мы делаем образовательную услугу, то с этой точки зрения, естественно, учащийся - потребитель. А как же формируется творец, который создаёт будущее? Век коммуникаций сильно убыстряется, мы живём в эпоху фейковых новостей, тысячи потоков информации. Главный акцент стоит в привлечении внимания. В результате у нас формируется фрагментарное сознание, потребитель знает какие-то определённые сентенции, что ведёт к манипуляциям. Становится неважно, какое событие произошло, важно какой эмоциональный отклик оно получило. Именно эмоции формируют будущий концепт. Интерес – положительные эмоции. Если что-либо вызывает этот самый интерес, то на 20 процентов снижается критичность восприятия, что очень важно для манипуляции.  Из этого вытекает вопрос, каким должен быть наш студент?  Когда мы говорим о технологиях визуализации, но они прежде всего затрагивают, так называемое, образное мышление, которое характерно для ребёнка от 3 до 11 лет, потом идёт переход на следующий уровень абстрактно-логический. Визуализация может быть толчком к развитию абстрактно-логического мышления. Докладчик предложил идею включения на первом курсе обучения такой дисциплины как проектирование карьеры, чтобы студент уже мог представлять, кем он будет через 10 лет, через 20, чтобы научиться планировать свою карьеру.

Руководитель учебно-научного центра перспективных медиатехнологий МИНОТ РГГУ К.В. Харин выступил с докладом «Реальное и виртуальное в образовании будущего», в котором рассказал о вопросах виртуализации, отметив, что на всех уровнях образования нужно давать максимально широкий диапазон знаний, виртуальных языков.

Заведующая учебно-научной лаборатории развивающих технологий МИНОТ РГГУ, старший научный сотрудник Института философии РАН Е.И. Ярославцева в своем докладе «Сопряжение развивающих потенций реальности и виртуальности на основе функциональных возможностей человека» отметила, что коммуникация – это вечная смена точек зрения нового поколения. Человек выходит за свои границы и поэтому если мы говорим про талант, то мы вступаем в коммуникацию с чем-то живым. По мнению докладчика, мы загружаем все наши функциональные органы с избытком, и они в итоге не готовы к скоростному развитию, возникает вопрос: насколько тут надо торопиться? Ведь перебор скорости не позволит адаптироваться к новой системе, к новым состояниям. Мы сами себя подгоняем и загоняем в ловушку тем, что не знаем меры. Людям нужно научится самообучению, ведь мы производим сами себя. А наша задача помочь человеку выходить за свои собственные границы.

Заместитель заведующего Международной лаборатории мехатроники и сенсорики МИНОТ РГГУ В.П. Андреев рассказал об опыте Молодежной школы интеллектуальной роботроники как о новом драйвере образовательных технологий.

Заведующий Международной лаборатории мехатроники и сенсорики МИНОТ РГГУ В.Е. Пряничников выступил с докладом «Интеллектуальная роботроника - логические платформы построения учебно-научных роботариумов».

Начальник аналитического отдела Аппарата Общественно палаты РФ Т.Г. Насриддинов отметил, что в 19 веке существовал список из предметов классической гимназии: русский и словесность, языковой блок: латынь, древнегреческий, немецкий, французский, математика, философия законоведения, закон божий, физика, история отечественная и мировая, география, рисование и чистописание. Т.е. выпускник 19 века в России уже в 20 веке совершили тот рывок в научно-техническом направлении в будущее, которое является основой дня сегодняшнего. Поэтому сегодняшний разговор без воспоминания об этом не может быть полным. Для нас всех это должно стать тем фундаментом, который поможет развить будущие поколения.

Студент 3 курса факультета истории, политологии и права Д. Жегалов рассказал об исследовательском проекте «Нейропортрет современного специалиста в сфере коммуникативных технологий», организованного Лабораторией по развитию коммуникативного потенциала кафедры социальных коммуникаций и технологий ФИПП РГГУ.

Программа конференции доступна для скачивания.