РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



28.03.2018

Межвузовская научная конференция «Актуальные подходы к изучению истории искусств»


26 и 27 марта 2018 года на факультете Истории искусства РГГУ в рамках XI Гуманитарных чтений состоялась межвузовская научная конференция «Актуальные подходы к изучению истории искусств». Как и в предыдущие годы, в ее работе приняли участие представители учебных заведений, осуществляющих подготовку в области истории искусства. Важной особенностью нынешней конференции можно считать представление всех направлений подготовки факультета истории искусства РГГУ, равно как и всех уровней образования: выступали студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

IMG_5011.jpg

Тематический диапазон выступлений был традиционно широк. Как и на предыдущих конференциях ФИИ, большое внимание было уделено новым подходам к изучению античного, средневекового и старого западноевропейского искусства.

В докладе Ксении Полежаевой «Алкамен на афинском Акрополе: Гермес Профилей и Геката Эпиргидия» на примере важнейших произведений мастера Алкамена была продемонстрирована связь Гермеса Пропилей и Гекаты Эпипиргидии с пространством ансамбля афинского Акрополя.

В докладе Альфии Карасевой «Мифологизируя образы власти: жанровая живопись Викторианской эпохи» была рассмотрена цель создания жанровых  портретов королевской семьи и свит. Облик королевы, сформированный в жанровых полотнах, отражал стремления и пожелания самой королевы, зачастую не связанные с реалиями того времени.  Мы встречаем мифологизированные или частично стилизованные под религиозную живопись образы юной и наивной Виктории, не ожидавшей стать королевой, затем любящей матери и жены, сострадающей солдатам Крымской войны женщины, и, наконец, всевластной императрицы.

IMG_5017.jpg

Елена Кравченко в докладе «Репрезентация образа мира в средневековой картографической иллюминации: новые методы прочтения и интерпретации» представила анализ способов репрезентации пространственно–временных представлений о мире в картографической иллюминации, включая сотворение мира и эсхатологию.

В докладе Олеси Пискаревой «Междисциплинарный подход: картография как метод изучения планировки и застройки города» были показаны широкие возможности картографии как универсального и междисциплинарного метода для изучения планировки и застройки города.

В докладе Варвары Муратовой «Монументально-декоративная скульптура в формировании художественного образа общественных зданий 60-70-х гг. XX века» была поставлена проблема синтеза архитектуры и скульптуры в советское время, формирование стилистики нового монументализма, соединившего брутализм, технократизм, эксперимент и этничнось, а также рассматривались новые концепции, формировавшиеся в 60-70х годах ХХ века.

IMG_5020.JPG

В докладе Анастасии Звягиной «Влияние монашеских орденов на становление иконографии святых на примере образа святого Антония Великого в западноевропейском изобразительном искусстве» был дан анализ того, как жизнь и уставы монашеских братств определяла выбор атрибутов святого и сцен из его жития для изображения.

Лада Ковальчук в докладе «Актуальные проблемы изучения раннефранцисканской архитектуры» уделила особое внимание францисканской литургии и ее значению в процессе динамичного распространения францисканской архитектуры, в частности, рассмотрев сложную функцию алтарных конструкций и множественных иконописных изображений.

Вторая секция «Источниковедение истории искусств», состоявшая из 5 докладов, была посвящена необходимости обращения к разнородным источникам для правильной интерпретации и отдельных произведений, и больших групп произведений.

IMG_5026.jpg

В докладе Анастасии Кузьминой «Элизабет Виже-Лебрен об искусстве в России и других европейских странах. По материалам мемуаров художницы» было рассмотрено литературное наследие Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) как важное для понимания творчества портретистки на фоне эпохи, ее эстетических поисков и стилистических решений.

В докладе Ирины Родионовой «”Монументальное искусство” В.В. Кандинского: исследования в секциях ИНХУКа и РАХН» рассматривалось важнейшее положение теории искусства Кандинского – синтез искусств – как не просто эстетическая установка, но как институциональная необходимость.

Доклад Елены Фесик «Понятие бренд как философско-эстетическое представление в творчестве Энди Уорхола» раскрыл философские предпосылки развития брендов в поп-арте.

IMG_5027.JPG

Светлана Петрушихина в докладе «Архитектура Олафура Элиассона: феноменологический ракурс» проанализировала многостороннее творчество архитектора как один из вариантов диалога искусств.

В докладе Александры Янченко «Artist statement как составляющая карьерной стратегии молодого художника» были рассмотрены Artist Statement (краткая автохарактеристика художника), его значение для карьеры молодого художника в рамках зарубежной и отечественной арт-системы, а также принципы  его создания.

Третья секция «Искусство места времени» состояла из трех выступлений.

IMG_5031.JPG

В докладе Кристины Климовой «Перформативный поворот в искусстве выставочной деятельности» утверждалось, что перформанс есть не просто искусство действия, а особое осмысление хода времени.

В докладе Джамилии Магомедовой «Реэнекмент как форма репрезентации перформативных практик» рассматривался один из вариантов сохранения перформанса: его воспроизведение по определенным правилам.

Ксения Шульгина в докладе «Сайт-специфичные инсталляции: история развития в условиях выставочного пространства» проанализировала основную задачу данного варианта инсталляций, которая состоит в сохранении целостности формы и содержания произведения при его включении в выставочное пространство, обладающее собственной архитектурной и интерьерной спецификой.

IMG_5068.jpg

Второй день конференции состоял из трех секций. Первая, «Проблемы выставочной деятельности», раскрыла преимущества и недостатки экспозиционных практик прошлого в широком историческом контексте.

Доклады Надежды Рыбаловой «Открытие древнерусской иконописи. Выставки икон конца XIX- начала XX века» и Маргариты Митник «Три основных принципа экспонирования потолочных светильника как художественного объекта»  показали, как искусство, помещенное в пространство экспозиции, было воспринято как искусство, обладающее собственной пространственной и эстетической концепцией.

Доклад Анны Сычевой «Выставочная деятельность С.П. Дягилева как прообраз современных практик кураторства и арт-менеджмента» был посвящен изучению выставочной деятельности выдающегося организатора художественной жизни, которая, в отличие от знаменитых «Русских сезонов», не получила надлежащего внимания исследователей.

IMG_5072.JPG

Анастасия Грумбина в докладе «Организации выставок начала XX века на примере экспозиционной практики Союза русских художников» рассмотрела причины разнообразия выставок и их количественного роста в этот период времени.

В докладе Александры Голубевой «Выставочные стратегии американского поп-арта. Новые принципы организации и продюсирования выставок» было показано, как поп-арт создал свои принципы индустрии выставок.

Следующая секция, «Организация и управление в области искусства», раскрыла новые подходы к управлению и организации художественной жизни.

IMG_5079.jpg

Анастасия Аксенова в докладе «Арт-резиденция как один из инструментов поддержки и развития регионального искусства на примере резиденции “Берег” в Крыму» проанализировала итоги пятилетней работы арт-резиденции «Берег», задачей которой является развитие и поддержка современного искусства в Крыму, а также включение региона в единое культурное поле России, создание межрегионального художественного сообщества на базе арт-резиденции.

В докладе Полины Проскуриной «Современные тенденции рестайлинга в контексте менеджмента художественных музеев и галерей» исследовались наиболее успешные случаи рестайлинга художественных музеев и галерей Америки, Европы и России за последнее десятилетие, а также выявлялись основные тенденции рестайлинга как одного из важнейших процессов менеджмента современной культурной институции. 

Дария Владимирова в докладе «Основные тенденции музейной политики московских музеев в период с 2011 по 2017 год» показала, что кураторы стали ключевыми участниками всей музейной жизни, а не только собственных проектов: ведь с развитием Интернета выбор посетителем музея всё больше ориентируется на кураторские концепции и проекты, осуществляемые в нем.

IMG_5086.JPG

В докладе Евгении Трифоновой «Поддержка современного прикладного искусства: от прерафаэлитов до наших дней» была рассмотрена преемственность разных поколений кустарного изготовления предметов искусства.

Доклад Элеоноры Матюшкиной «Эволюция теоретических воззрений на трансформируемость функции архитектурной формы зданий  эпохи модернизма как фактора организации выставочных пространств»  показал критический анализ некоторых текстов теоретиков модернистской архитектуры, идеи о предопределённости архитектурной формы функцией, которая дала основания для оценки объектов архитектуры модернизма как временных и неизбежно подлежащих утилизации в случае утраты ими первоначальной функциональности (в связи с развитием производственной технологии и другими причинами).

Самая большая секция «Визуальные медийные искусства» показала приоритетность изучения этой огромной области современного искусства.

IMG_5114.JPG

В докладе Ольги Колотвиной «Технологический мистицизм» Хосе Валь дель Омара» были рассмотрены три иммерсивные технологии, разработанные художником в 1950-е годы, а также обозначены теоретические истоки его концепции и возможные параллели и аналоги его творческим экспериментам в мировом медиаискусстве.

Доклад Ксении Масленниковой «Немецкий экспрессионизм в живописи и кинематографе: творчество группы “МОСТ” и “Демонический экран”» показал, что влияние эстетики экспрессионизма на экранную эстетику не ограничивается отдельными элементами, но представляет собой диалог искусств.

В докладе Ивана Лабутина «Концепция нигилизма в контексте теории Мартина Хайдеггера о “Ничто” как центр ядра кинематографической матрицы фильмов Вернера Херцога, Михаэля Ханеке и Микеланджело Антониони», на основании тезиса Делёза был сделан вывод о том, что кино – форма философии, в основе трех фильмов был вскрыт процесс дегуманизации, утраты ценностей, возвращения к пустоте.

IMG_5099.JPG

В докладе Екатерины Кабалиной «Критическое кино- и видеоэссе как метод анализа произведений искусства» на примерах киноэссе Харуна Фароки «Натюрморт» и видеоэссе Кевина Ли «Мученики для масс» был определен метод критического аудиовизуального исследования произведений искусства. 

Екатерина Лысенко в докладе «Визуальные образы текста и речи в видеоработе “Incidence of Catastrophe” (1988) американского медиахудожника Гэри Хилла» обратилась к проблеме коммуникативности медиатекстов Гэри Хилла.

В докладе Юлии Сукманской «Эффект ужасного в кинематографе и литературе: перспективы антропологии и философии искусства» феномен ужасного (хоррора) в кинематографе и художественной литературе был раскрыт как один из ключей к исследованию человека.

IMG_5084.JPG

В докладе Дарьи Букиной «Место стрит-лоно в религиозном стрит- арте на примере арт-группы ЕТОВСЕ» анализировалось одно из направлений стрит-арта –стрит-лого, причины его появления и содержание его деятельности.

В докладе «Анализ подходов к изучению фотографии в рамках выбора метода изучения и институлизации отечественной фотографии, как предмета искусства и субъекта арт-рынка» Илья Гращенков рассказал о проблемах в исследованиях искусства фотографии в России и СССР, а также об изучении подхода к проблеме через смежный объект – рынок фотографии.

Все участники конференции получили соответствующие сертификаты и приглашение подавать заявку на конференцию следующего года. Статьи, подготовленные на основе сделанных докладов, могут быть опубликованы в изданиях РГГУ после прохождения надлежащих процедур экспертного отбора и рецензирования.