РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Конференция «Теории и практики современного искусства»

Опубликовано: 30.10.2017 |  Обновлено: 09.04.2019 16:18:28 |  Просмотров: 1232

27 октября 2017 года на факультете истории искусства РГГУ прошла конференция «Теории и практики современного искусства», организованная кафедрой кино и современного искусства. Конференция отразила широкий спектр научных проблем, обсуждаемых специалистами кафедры и их коллегами в процессе исследования подходов к изучению современного искусства с учетом требований преподавания теории и истории искусства в российских вузах.

Первая часть конференции была посвящена методологическим вопросам изучения современного искусства. Современное искусство не только доступно всем, но оно создается на наших глазах, поэтому требует особой методологии изучения: интерактивной, включенной, рекомендательной. Декан факультета истории искусства РГГУ В.А. Колотаев в докладе «Современные методы интерпретации произведений экранных искусств» показал, что критических высказываний об отдельных искусствах или общей теории современного искусства недостаточно для характеристики экранных искусств. Нельзя сводить экранные искусства, аналитичные по своей природе, к повествовательному опыту кинематографа, напротив, необходимо совершенствовать критический инструментарий как аналитику аналитики.

Доцент ФИИ РГГУ С.Ю. Штейн в докладе «Методологический подход к определению “Современное искусство”» доказал, что понятие современное искусство не следует привязывать ни к творчеству наших дней, ни к институционализации искусства. Современное искусство показывает недостаточность существующих институтов и требует от зрителя интеллектуального эксперимента.

Старший преподаватель ИФИ РГГУ М.С. Молчанова в докладе «История театра как история идей: современные теоретические подходы к театральной герменевтике» рассуждала о значении театроведения для современных театральных практик. Театроведение не может только классифицировать разные виды перформативности, оно должно уметь переводить с одного перформативного языка на другой, что помогает обновить жанровую палитру современного театра.

М.В. Процюк, представлявшая Приволжский университет сервиса, в докладе «Инновации в средовом формообразовании» заметила, что будущее формирования городской среды – в соединении средового планирования города и биотехнологий, что позволит создать инновационную организацию густонаселенной городской среды.

Научный сотрудник НИИТАГ М.Р. Невлютов в докладе «Тело и архитектура: искусствоведческий потенциал феноменологии тела» убедительно показал, что тело человека ощущает не только размерность архитектуры, но и ее воздействие на органы чувств, и феноменологическая философия позволит скорректировать отношение архитекторов к организации архитектурного пространства.

Преподаватель ФИИ РГГУ Т.В. Малова в докладе «Фотогения и ремедиация в творчестве Франсуа Буарона» рассмотрела творчество этого художника как вариант новой искренности, которая поддерживается семантизацией фотографического начала.

Аспирант ФИИ РГГУ Э.В. Жагун-Линник в докладе «Глитч-арт и проблемы интерпретации искусства» рассуждала об ошибке в передаче данных как об основе эстетики случайности в современном цифровом искусстве и показала продуктивность этой эстетики, ставящей перед художником новые задачи.

Вторая часть конференции, «История современного искусства как история интерпретации», была посвящена роли интерпретации в развитии современного искусства. Преподаватель ХПМТ РГГУ Н.А. Серкова в докладе «Gallery Fiction. Как сегодня распространяется искусство» показала, как галерейное дело становится в наши дни полем новых технологий и новых стратегий аргументации в современном искусстве.

Преподаватель ФИИ РГГУ Б.П. Клюшников в докладе «Современное искусство в университете: модели институционализации изучения художественных практик в 2000-е годы» исследовал, как университетская среда в качестве среды дискуссий и обсуждений может соединить в рамках единого института разные подходы к созданию и изучению искусства.

Преподаватель ФИИ РГГУ А.В. Польский в докладе «От объекта и изображения к процессу и диалогу: развитие пермской паблик-арт программы» продемонстрировал, как художники могут завоевывать доверие местных жителей и тем самым способствовать социальному развитию региона.

Аспирант ФИИ РГГУ А.С. Шувалова в докладе «”Торжество? – Настоящая жизнь”: инсталляции Марка Шаймовица» исследовала творчество этого художника в рамках полемики с концептуализмом и утверждение новой концепции спонтанности жизни.

Исследователь А.В. Шестакова в докладе «Восприятие феминизма в российской художественной критике 1990-х годов» отметила, что российская критика иногда смешивала феминистскую теорию и феминистскую практику, тем самым сводя критическую теорию к критике отдельных художественных решений.

Преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова С.А. Филиппов в докладе «Перцепция и рецепция в теории искусства» показал, что понимание и написание истории искусства зависит от того, как мы понимаем рецепцию, и что необходим учет биологического смысла рецепции для верного знания о закономерностях развития искусства.

Заместитель декана ФИИ РГГУ А.В. Марков в докладе «Интермедиальность и интерпретация искусства в современной русской литературе» отметил, что у писателей-экспериментаторов необходимые элементы книги, такие как примечания или указатели, могут приобретать визуальный перформативный смысл, дополняющий достижения отечественного концептуализма.

Участники конференции пришли к выводу о том, что профессия куратора в современном искусстве требует навыков интердисциплинарной и интермедийной работы. Прослежена связь современного искусства с экологическим дизайном и новейшими тенденциями экологического планирования. Доказано творческое продолжение в современном искусстве пространственных и эстетических интуиций классического искусства, а также необходимость сотрудничества разнопрофильных институтов для сохранения и творческих разработок в области современного искусства.

По результатам конференции были приняты следующие рекомендации:

Необходимо продолжить ежегодное проведение конференций по теме «Теории и практики современного искусства».

При преподавании истории современного искусства следует уделять больше внимания его институциональной истории и множественности ролей современного куратора.

При анализе современного искусства необходимо принимать во внимание теоретические принципы как искусствоведения, так и науковедения, включая необходимые естественнонаучные и культурно-исторические знания.