РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Новости


21.11.2019

«Прекрасная вернулась!»

21 - 29 ноября 2019 г.

Выставка посвящена одному из ключевых женских образов древнеегипетского искусства – царице Нефертити. Ее изображения настолько широко растиражированы, что стали символом древнеегипетской цивилизации, однако гробница Нефертити до сих пор не найдена и мумия не идентифицирована. Поэтому и сегодня образ этой прекрасной женщины окружен ореолом тайны и загадки, будоражащей наше воображение.

 

Центром экспозиции является слепок с бюста Нефертити в голубой тиаре. Бюст был обнаружен в 1912 г. экспедицией Немецкого Восточного общества под руководством Людвига Борхардта в мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне и является жемчужиной берлинского собрания. Представленный на нашей выставке слепок головы Нефертити поступил в собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2004 году в качестве дара от заведующей отделом Древнего Востока С.И. Ходжаш. В собрании слепков ГМИИ им. А.С. Пушкина, которое в основном формировалось в первую декаду XX века, практически нет амарнской скульптуры, ведь мастерская Тутмоса была обнаружена только в год открытия Музея. Поэтому слепок одного из ключевых произведений этого периода так важен для музейной коллекции. Однако слепок имел повреждения (был отбит нос и повреждена шея) и подвергся любительской реставрации – неумелая склейка вызвала смещение фрагментов скульптуры. Для восстановления экспозиционного вида памятника художником-реставратором Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева А.В. Шекуровой была проведена длительная сложная реставрация, процесс которой представлен на выставке. Теперь слепок, наконец, может быть включен в постоянную экспозицию.

  

Слепок с бюста Нефертити в голубой тиаре дополняют четыре памятника – воспроизведения меньшей по размеру головы Нефертити из песчаника, оригинал которой также хранится в Берлине, в Новом музее. У каждого воспроизведения своя история, их создание преследовало различные цели. Например, одна из экспериментальных реплик изготовлена из бетона с целью имитации фактуры песчаника (в широкое производство такой слепок не поступил). Несмотря на пространство и время, отделяющее копии от подлинника, невольно поражаешься тому, что методы работы древних мастеров и современных формовщиков, отливщиков и реставраторов в чем-то схожи. И те, и другие работали с использованием гипсовых форм и последовательных отливок, занимались проработкой слепков, делали рабочие пометки и неоднократно возвращались к работе над скульптурой, стремясь к совершенству.


Реставратор: А.В. Шекурова

Авторы текстов: А.В. Шекурова, Н.В. Лаврентьева

Куратор: Н.В. Лаврентьева

Художник: О.Б. Кормышев

***

Когда Л. Борхардт вносил в журнал описание находок 6 декабря 1912 года, в разделе, посвященном Нефертити в голубой тиаре, он ограничился краткой, но очень эмоциональной фразой, характеризующей это великолепное произведение амарнского мастера: «Описывать бесцельно – смотреть!».



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru