РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Реставрация слепка с бюста Нефертити в голубой тиаре


Реставрация слепка бюста Нефертити в голубой тиаре.

Главная проблема реставрации гипсового слепка бюста Нефертити заключалась в  устранении последствий любительской реставрации, проводившейся до поступления слепка в музей. Тогда при устранении повреждений памятника в области шеи произошло смещение: деревянный пирон, неправильно установленный внутри слепка, мешал полному совмещению плоскостей разлома головы и шеи. Также не была произведена склейка головы с основанием шеи, что впоследствии привело к образованию сквозной трещины. Отсутствовал фрагмент с левой стороны шеи. Для устранения и выявления последствий предыдущей любительской реставрации потребовался полный разъем соединения головы и шеи памятника.

 Предварительная очистка

 Прежде чем приступать к реставрации памятника, нужно было провести предварительную очистку гипсового слепка, поскольку по всей поверхности имелись устойчивые загрязнения и пятна краски неизвестного происхождения. Очистка поверхности слепка и удаление следов краски производились моющей эмульсией, приготовленной по рецептуре и технологии ВХНРЦ им. акад. И. Грабаря – ВЭПОС (водно-эмульсионное поверхностное очистительное средство), в состав которого входит: Бензин «Галоша» 314 мл., Олеиновая кислота 12 мл., Морфолин 2,5 мл., Дистилированная вода 224 мл., смешанные блендером до рабочей консистенции. При очистке и отбеливании слепка от желтых ржавых разводов использовался 20%-ый раствор Пергидроля ватными тампонами.

 

Далее было проведено исследование внутреннего строения слепка с помощью эндоскопа, подключённого к компьютеру. Было выявлено, как именно вставлен внутри деревянный пирон – он был вмонтирован с двух сторон в гипсовую прослойку, в сочетании с паклей.

 Расшивка старых склеек

После всех необходимых исследований начался этап расшивки головы от нижней части бюста и извлечение внутреннего деревянного пирона. При помощи компрессов, пропитанных составом «Водка», а также механического воздействия скальпелем, разъединялись фрагменты стенок бюста, скрепленные внутри между слоями гипса тканым пластырем. 

На этом реставрационном этапе удалялись и некоторые догипсованные реставрационные фрагменты, отличающиеся от общего тона слепка и мешающие разъединению.

 Когда расшивка была завершена и деревянный пирон извлечен, последовало укрепление гипсом в сочетании с водой тонких внутренних стенок головы и основания бюста. Это было необходимо, чтобы при стыковке головы с шеей под их общей нагрузкой не обломались края.

   

Склейка слепка

Перед тем, как приступить непосредственно к склейке головы с шеей, необходимо было решить следующую задачу. Композиция бюста Нефертити выстроена таким образом, что тяжелая тиара царицы смещена назад – нарушен баланс скульптуры, что мешало правильно зафиксировать обе части слепка при стыковке и склейке. Для этого было придумано конструктивное крепление внутри шеи (около 5-7см в высоту) – небольшой выступ, выполненный из гипса в сочетании с водой, на который в дальнейшем была насажена в полость голова реставрируемого объекта. С помощью этого крепления удалось правильно установить, сбалансировать и твердо зафиксировать голову при склейке.

 Склейка производилась с помощью акрилового герметика «Гермент» (Акрил Премиум Момент на основе акриловой дисперсии), но перед этим места стыковки были пропитаны грунтовкой глубокого проникновения («AXTON») для укрепления сильновпитывающих оснований. В состав грунтовки входит: латекс акриловый с ультрамелким размером частиц, технологические добавки, антисептик, вода.

  

После осуществленной новой склейки частей памятника, перед восполнением некоторых утраченных фрагментов и мастиковок необходимо было решить, как поступить с реставрационными фрагментами, которые выделялись на фоне общего тона слепка. Было принято решение, используя абразивную обработку бормашиной, на 0,2 мм удалить верхний серый слой старого реставрационного гипса. В дальнейшем это дало возможность замастиковать слепок до необходимого тона массой, приготовленной до рабочей консистенции из комбинации белил («Альбатрос» Пигмент 30г. белила цинковые), талька, клея БМК-5 10% (в ацетоне, ИПС, УС=1:1), нанесением шпателем на поверхность обработанного гипса и имеющиеся швы.

По имеющимся фотографиям, а также «методом инерции» – логического прогнозирования конфигурации утраченных фрагментов, – некоторые более крупные фрагменты были отлиты в гипсе в сочетании с водой, а с использованием той же приготовленной массы, что и для мастиковок, были восполнены сколы бюста, в том числе на ранее приклеенной (по месту склейки) спинке носа.

Завершение реставрации

После того, как все восполнения и мастиковки просохли, они подверглись абразивной обработке бормашиной и наждачной бумагой №5-0, были слегка тонированы акварелью и акриловыми белилами под общий тон слепка.

Проделанные реставрационные работы поэтапно зафиксированы на цифровую камеру и отражают все необходимые процессы. Во время реставрации слепок был очищен от загрязнений. Деревянный пирон, соединяющий голову и шею, был удален. Голова отделена и затем заново приклеена по месту склейки, при этом во внутренней части шеи сделан специальный гипсовый выступ для большего баланса и устойчивости головы. Старые реставрационные гипсовые вставки поверхностно высверлены и затем замастикованы под общий тон слепка. Все утраченные фрагменты, сколы и швы восполнены, замастикованы и фрагментарно затонированы. Работа была с успехом завершена – памятник приобрел экспозиционный вид!