РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Феминизм в искусстве обсудили в книжн...


 Феминизм в искусстве обсудили в книжной лавке «У Кентавра»
22.09.2020

Феминизм в искусстве обсудили в книжной лавке «У Кентавра»

Фото: Рublic domain{{PD-US}}/Artemisia Gentileschi Selfportrait Martyr


Непростые обстоятельства жизни итальянской художницы XVII века Артемизии Джентилески стали темой лекции, прочитанной 17 сентября в книжной лавке РГГУ «У Кентавра». По итогам состоялась оживленная дискуссия об искусстве и феминизме.

«В современном обществе много говорится о насилии и травме, о том, как их пересочинить и переиграть, - отметила искусствовед Дильшат Харман. - Жизнь и творчество Джентилески полностью вписываются в этот контекст».

Артемизия Джентилески была старшей дочерью тосканского художника Орацио Джентилески. Девушка родилась в Риме и изучала живопись в мастерской отца, что не было чем-то удивительным для того времени: жена, владеющая ремеслом, могла помогать мужу в его работе. Её первая известная работа, «Сусанна и старцы», даже какое-то время считалась работой ее отца.

В 1612 году она подверглась сексуальному насилию. После долгого судебного разбирательства её доброе имя было восстановлено, но переживания художницы навсегда остались в её произведениях. Например, они нашли отражение в работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». После процесса Артемизия вышла замуж и уехала во Флоренцию. Она стала одной из немногих известных нам сегодня художниц XVII века.





В рамках творческого вечера сотрудники Центра визуальных исследований РГГУ Валерия Косякова и Дильшат Харман рассказали о жизни и картинах Артемизии Джентилески, а затем, вместе с переводчиком Петром Епифановым и философом Татьяной Левиной обсудили, как воспринималось насилие в XVII веке, какую роль в изменении отношения к нему играет изучение истории искусства и насколько необходимо знать обстоятельства жизни художника для интерпретации его произведений.

«Артемизия Джинтилески — это героиня для феминистской теории, в первую очередь, европейско-американской, - подчеркнула Валерия Косякова. - Именно поэтому нам показалось так важно начать обсуждать её в русскоязычном интеллектуальном пространстве. Мы попытались взглянуть на неё как на человека, который жил и от которого остались свидетельства, документы и картины, оценить тот образ, который был сконструирован в феминистской повестке ХХ века. Быть женщиной-исследовательницей, женщиной-интеллектуалкой, женщиной, которая участвует в политической жизни — это всегда большая проблема для классических или архаичных культур».