РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Ноябрь 2014


03.11.14, пн.
выходной день

05.11.14​. ср.​​ ​19:00
Доронин Дмитрий
Демонёнок в субургане, жертвенники-конденсаторы и войлочное слово Кудая": отчёт об экспедиции в Республику Алтай полевого сезона 2014 года
4-ая алтайская экспедиция (июль 2014 г.), начавшаяся международной тюркологической конференцией, была посвящена сбору дополнительных данных о техниках создания культурного ландшафта различными конфессиональными группами.
Топографию и динамику современной этноконфессиональной ситуации в Республике Алтай можно описать метафорой шахматной партии. Подобно флажкам, фишкам или шахматным фигурам, в одних и тех же районах, но разными "игроками" пространство маркируется такими опознавательными знаками "своей религиозной территории", как буддийские ступы, православные кресты, шаманистские обоо или жертвенники-тагылы последователей Ак Jанг (Белой веры).
При этом используются различные стратегии означивания природно-культурного пространства. В ряде случаев существует конкуренция за "узловые объекты" (родники, перевалы, горные вершины), в других - уничтожение чужих или сосуществование маркерных практик, или же создаются новые сакрально значимые локусы.
Эти стратегии и практики освоения / создания пространства опираются на традиционные и новационные для региона мифологические представления, о которых и пойдёт речь в докладе.
Вторая часть доклада будет посвящена демонстрации фото- и видеоматериалов по "божественным посланиям" Алтай Кудая, получаемым и "записываемым" последовательницей Ак Jанг посредством войлочных изображений.

10.11.14. пн.​  ​18:00
Макаров Семен
Промысловые алгысы якутов: текст и контекст
Доклад посвящен промысловым алгысам, молитвенным обращениям духу леса, составлявшим часть охотничьего обряда якутов. На материале имеющихся записей будут рассмотрены мифологическая картина мира, репрезентируемая алгысами, ее влияние на структуру текста, а также коммуникативные стратегии, избираемые отправителями обряда.

12.11.14. ср.​ ​ ​19:00
Антонов Дмитрий, Доронин Дмитрий 
Народное православие в современной Грузии
Доклад основан на наблюдениях и записях, сделанных авторами в ходе путешествия по Грузии (Зугдиди - Мартвили - Тбилиси - Мцхета - Гергети - Ананури, 30.09 - 12.10.2014). Будут рассмотрены актуальные представления о святых монахах "золотого кольца", грядущем апокалипсисе, перенесении через море Иверской иконы Божьей матери и др. Главный предмет внимания - обряды и практики, связанные с почитанием преставившегося в 1995 г. и канонизированного грузинской Церковью отца Гавриила (Габриэля) и его ныне живущего ученика, монаха-молчальника Николая. На докладе будут показаны фото и видеоматериалы, в том числе сделаные в ходе путешествия с отцом Николаем и его почитателями по Тбилиси.
17.11.14. пн.​ ​ ​18:00
Литвин Евгения
Фольклор языковых меньшинств: случай салентийских греков
Доклад посвящен анализу фольклорной поэзии региона Саленто на юге Италии (Апулия, пров. Лечче). Жители Саленто являются, в большинстве случаев, потомками греков, переселившихся из других регионов Византийской империи в VIII-X веках н.э., а язык этих текстов объединяет в себе черты средневекового греческого койне и южноитальянских диалектов, сами носители называют его «грико» (griko).
Задача исследования состояла в том, чтобы проследить развитие поэтической традиции греков Саленто на протяжении всего времени, для которого мы располагаем письменными свидетельствами: со второй половины XIX века до наших дней. При этом был проведен сравнительный анализ с новогреческой, древнегреческой и итальянской поэзией.
Носители «грико» оказались рано отрезаны от остального греческого мира, и их традиция законсервировала некоторые архаические черты, не сохранившиеся на территории Греции. С другой стороны, изучаемое (грекоязычное) сообщество в течение нескольких последних веков существовало в условиях постоянных контактов с итальянским миром. Это дает нам возможность проследить, до какой степени самостоятельна фольклорная традиция малого этноса, а в какой мере она зависит от «литературной моды» и «высоких жанров» литературы, а также от политики того государства, в контексте которого она существует.

19.11.14​.​ ср.​ 19:00
Рыговский Данила 
«Наказание коллективом»: из наблюдений над жизнью в армейской среде
В докладе будут подняты проблемы институализации насилия и проявлений межэтнических противоречий в армейской среде, а также соотношения структуры воинского коллектива и архаического социума. Работа основана на наблюдениях и впечатлениях автора, полученных во время прохождения воинской службы в 2008-2009 гг., данных интервью (сборы 2014 г.) и др. материалах.
Человек в армии постоянно находится в состоянии, которое принято называть лиминальным. Нестабильность его существования приводит к повышению уровня агрессивности на личностном и коллективном уровнях. Неслучайно среди солдат преобладает идеология власти и насилия, которая служит средством достижения лидерства и преодоления социального и культурного вакуума.
Насилие лежит в основе моделей взаимодействия солдат в армейской среде, например, таких как создание жёстких иерархических структур (разделение на элиту, средний класс и париев) или псевдодемократических этнических землячеств, противопоставляющих себя остальному коллективу. В какой-то степени обе эти модели являются универсальными, и потому формируют структуры, подобные структурам архаического общества. Однако нельзя забывать об армейской специфике. В армии человек полностью лишается личного имущества, изолируется от общения с внешним миром, предельно ограничен в свободе передвижения, распоряжения своим временем и силами, а также вынужден постоянно находиться вместе со своим подразделением. К нему предъявляются особые, характерные только для армии требования. Например, воинский коллектив должен самостоятельно позаботиться о разделении труда. Как будет показано в докладе, структура воинского коллектива приспособлена для выполнения именно трудовых задач, где парии выполняют самую грязную работу. Образование таких неформальных иерархий усиливается при помощи особой воспитательной меры, которая носит название «наказание коллективом».
«Наказание коллективом» – это искажённое в армейской среде «коллективное наказание»: взыскание за дисциплинарный проступок одного или нескольких военнослужащих, применяемое командиром ко всему личному составу. Коллективные наказания официально запрещены (ст. 86 Дисциплинарного устава ВС РФ), однако широко распространены в войсках, поскольку офицеры и сержанты считают их эффективными для поддержания порядка и дисциплины среди солдат. Искажение термина не случайно, поскольку данная мера направлена прежде всего на то, чтобы за «воспитание» нарушителя взялось всё подразделение. Таким образом, насилие по отношению к некоторым товарищам по службе в воинском коллективе становится оправданным.

24.11.14. пн.​ ​ ​18:00
Душакова Наталья 
Презентация базы данных «Жилище липован и некрасовцев: традиционные практики, ритуалы и мифологические представления»
База данных охватывает традиции липован и некрасовцев России, Молдовы, Южной Украины и Румынии. Для ее наполнения будут привлечены материалы, собранные автором в экспедициях 2008-2013 гг., а также данные экспедиций последних лет в старообрядческие поселения России.
Чтобы проанализировать сохранившиеся особенности старорусского уклада и выявить конфессиональный и региональный срез традиции, старообрядческое жилище рассматривается как объект материальной культуры (устройство усадьбы, конструкция жилища, материал и техника строительства, внутренняя планировка), вписанный в систему мифологических представлений (представления об оберегах жилища, о мифологических персонажах, населяющих дом, о чистоте и погани в доме и т.д.) и воплощенный посредством ритуалов (строительных и направленных на освоение жилища).

26.11.14.​, ср.​ 19:00
Черванёва Виктория 
Субъектная организация мифологического текста: опыт семантического анализа
Анализ мифологических нарративов о людях со сверхъестественными способностями (колдунах, ведьмах, знахарях и др.) показал, что их субъектная организация значительно отличается от текстов о духах домашнего и природного пространства (домовых, банниках, леших, русалках и др.) и об умерших людях (покойниках). Среди нарративов о колдовстве достаточно большой объем составляют тексты с экзегетическим повествователем, где отстраненно сообщается о наличии среди жителей села конкретного человека со сверхъестественными способностями и его поведении. В нарративах о духах, как правило, повествователь диегетический – он принадлежит миру текста, является свидетелем и участником описываемых событий или пересказывает опыт столкновения с мифологическим явлением знакомого ему человека. 
В докладе предпринимается попытка описать типы субъектной организации мифологических текстов разной тематики и выявить причины их различий.​​