РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Учебные планы


Учебные планы можно посмотреть в общих сведениях об образовательных программах.

Информационно-документационное обеспечение управления

Выпускающие кафедры: Документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов; Автоматизированных систем документационного обеспечения управления.

Карьера: Организации, учреждения и предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности, включая органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие организации.

Цель - подготовка специалистов, умеющих организовать работу с документами и информацией на традиционных (бумажных) и цифровых носителях (включая электронные), а также владеющих основами их хранения в текущем делопроизводстве организаций и предприятий.

В основу профиля положены принципы традиционного отечественного документационного обеспечения управления, с изучением истории его возникновения и развития, с акцентом на современную нормативно-правовую базу, требования и технологии. В процессе обучения студенты изучают все современные системы электронного документооборота (СЭД), используемые в РФ, аспекты их проектирования, внедрения и использования (включая вопросы электронной подписи, форматов электронных документов, оцифровки, хранения электронных документов) в организациях любой организационно-правовой формы и формы собственности. Вместе с тем, в процессе обучения особое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с межведомственным электронным документооборотом (МЭДО) и системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), знание которых является неотъемлемым требованием при трудоустройстве студентов в федеральные органы исполнительной власти и местного самоуправления, в связи с внедрением электронного правительства в РФ. Изучение основ государственного устройства, истории и организации государственных, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений РФ, а также широкого спектра правовых дисциплин и дисциплин, изучающих зарубежный и международный опыт в этой сфере, позволяет студентам хорошо ориентироваться в современном мире и быть востребованными на рынке труда.

Для реализации программы бакалавриата в рамках профиля читаются дисциплины по следующим основным направлениям:

Практика проводится в органах государственной власти и управления, а также в крупных коммерческих структурах. Многие студенты получают приглашение на трудоустройство в эти организации уже в процессе обучения.

Программа бакалавриата развивается в рамках межфакультетской магистратуры Историко-архивного института РГГУ: «Теория и практика работы с электронными документами в управлении и архивах», что позволяет студентам продолжить свое образование непрерывным способом со специализацией по интересующей их темеАудиовизуальные, научно-технические и экономические архивы.

Аудиовизуальные, научно-технические и экономические архивы

Выпускающая кафедра: Документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов.

Карьера: предприятия радиовещания и телевидения, киновидеопредприятия, фотостудии, информационные агентства, бизнес-архивы, архивы промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, IT-компаний.

Цель  - выпуск специалистов умеющих работать с документами и информацией на бумажных, а также на пленочных, магнитных, оптических, электронных и др. нетрадиционных носителях, создаваемых и хранящихся в федеральных органах власти и управления, организациях любых форм собственности (государственных, негосударственных, муниципальных), органах управления федеральной архивной службы Российской Федерации, ведомственных, личных, муниципальных архивах негосударственных организаций, средствах массовой информации, и других структурах.

Основу профиля составляет представление об архивном деле как неотъемлемой составной части гуманитарного знания. В этой связи специализация предполагает совмещение принципов фундаментальной и специализированной подготовки специалистов с учетом принципов современного гуманитарного образования.

Обучение общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам дает студенту знания о мировой и отечественной истории, культурологии, политологии, правоведению, психологии и педагогике, социологии, философии, экономической теории. Для реализации программы специализации предлагаются следующие курсы:

Перечень основных дисциплин:

Практика проводится в специализированных творческих и информационных организациях и учреждениях, кредитных учреждениях, научно-исследовательских институтах.

Делопроизводство в организациях

Выпускающие кафедры: Документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов, Истории государственных учреждений и общественных организаций, Автоматизированных систем документационного обеспечения управления.

Карьера: организации, учреждения и предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности, включая органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие организации.

Цель - подготовка специалистов, умеющих организовать работу с документами и информацией на традиционных (бумажных) и цифровых носителях (включая электронные), а также владеющих основами их хранения в текущем делопроизводстве организаций и предприятий.

Задачей программы прикладного бакалавриата профиля «Делопроизводство в организациях» является получение выпускниками объема знаний и навыков, необходимых для того, чтобы без дополнительных стажировок они могли выполнять технологическую и организационно-управленческую деятельность в службах документационного обеспечения управления организаций любых организационно-правовых форм и уровней управления.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» (квалификация бакалавр) содержание учебного плана профиля прикладного бакалавриата «Делопроизводство в организациях» предусматривает непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. План включает в себя комплекс учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и производственной практиками обеспечивает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения образовательной программой, ориентированной на прикладные виды профессиональной деятельности в области документационного обеспечения управления.

Для реализации программы бакалавриата в рамках профиля читаются дисциплины по следующим основным направлениям:

Практика проводится в органах государственной власти и управления, а также в крупных коммерческих структурах. Многие студенты получают приглашение на трудоустройство в эти организации уже в процессе обучения.

Программа бакалавриата развивается в рамках межфакультетской магистратуры Историко-архивного института РГГУ: «Теория и практика работы с электронными документами в управлении и архивах», что позволяет студентам продолжить свое образование непрерывным способом со специализацией по интересующей их теме.

Теория и практика работы с электронными документами в управлении и архивах (международная магистратура с участием Казахстанского национального университета им. аль-Фараби)

Программа магистратуры «Теория и практика работы с электронными документами в управлении и архивах» составлена и реализуется в соответствии с Федеральным государственным стандартом «Документоведение и архивоведение». Программа ориентирована на подготовку специалистов в области работы с электронными документами в управлении и архивах. Профессионалы - магистры призваны управлять документацией и документальным архивным наследием страны на любых носителях информации и способны не только обеспечивать процессы документирования в различных сферах жизнедеятельности человека, общества, государства, но и уметь самостоятельно решать актуальные вопросы совершенствования организации управления документацией в условиях постоянного обновления знаний и технологий.

Направленность, содержание и структура магистерской программы позволяют, используя междисциплинарные подходы, интегрировать документоведение и архивоведение в комплекс знаний, ориентированных на формирование у магистрантов знаний, умений и навыков в сфере управления электронными документами на всех стадиях их жизненного цикла, в любых организациях, системах управления, информационных системах и в архивах с учетом положений Государственной программы «Информационное общество» и в условиях действия «открытого правительства», электронного правительства, межведомственного электронного документооборота (МЭДО), системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и реализации государственных услуг в электронном виде.

Учебные дисциплины сконцентрированы в четырех основных блоках: документоведческом, архивоведческом, информационном и историко-правовом.

Выпускник магистратуры «Теория и практика работы с электронными документами в управлении и архивах» будет востребован как для практической работы в области управления документацией и информацией в органах государственного управления, корпорациях, банках, аналитических центрах и средствах массовой информации, в организационном проектировании, так и в сфере образования, науки и подготовки кадров архивистов и документоведов.

Курсы читают ведущие профессора и преподаватели РГГУ, ученые и специалисты ВНИИ документоведения и архивного дела, Института российской истории РАН, Архива РАН, РГБ.

Выпускник магистратуры получает преимущественное право при поступлении в аспирантуру по одному из выбранных направлений научного исследования: Документалистика, документоведение, архивоведение; Управление и менеджмент, Информатика, Библиотековедение, Музееведение, Исторические науки (вступительные экзамены: История России, Иностранный язык).

Управление документами и данными в цифровом государственном управлении

Программа «Управление документами и данными в цифровом государственном управлении» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение». Целью программы является подготовка кадров в сфере управления документами и государственными данными для реализации полномочий органов и организаций государственного сектора в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» в соответствии с подпрограммой "Информационное государство" и Концепцией Национальной системы управления данными.

Направленность, содержание и структура образовательной программы позволяют сформировать у выпускника компетенции в сфере управления документами и данными в условиях цифровой трансформации государственных и муниципальных функций и услуг, их оптимизации и стандартизации, исключения бумажных носителей, предоставления на основе реестровой модели, экстерриториальности и проактивности в многоканальном и онлайновом режимах.

Выпускник, освоивший программу, подготовлен для решения задач по управлению документами и государственными данными, в том числе обеспечения их качества, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения и уничтожения посредством инфраструктуры управления данными в государственных органах, органах местного самоуправления, многофункциональных центрах.

Руководитель образовательной программы – д-р ист. наук, доцент, профессор кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов Галина Александровна Двоеносова.