РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Архив отчетов о работе совета (с декабря 2008 года)


2011

Отчет о работе диссертационного совета Д 212.198.05 в 2011 г.

Совет Д 212.198.05 (по философским наукам) создан при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 17.10.2008 № 1902-1341.

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:

09.00.03 – История философии  (по философским наукам)

09.00.11 – Социальная философия (по философским наукам)

В 2011 году было проведено 10 заседаний совета.

Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области средневековой философии, отечественной мысли, немецкой философии  и социальной философии.

В кандидатской диссертации  Н.В. Пуминовой выявлены  идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита, которые, став в средневековой Руси предметом дискуссий, оказали непосредственное влияние на религиозно-философскую мысль, а в целом и на всю отечественную интеллектуальную жизнь XVI – XVII вв. Диссертантом был выдвинут и обоснован тезис, о том, что одним из таких элементов учения Псевдо-Дионисия, определявшим средневековое мировоззрение, была идея иерархичности. Предпринятый анализ роли сочинений Псевдо-Дионисия в идейных конфронтациях XVI – XVII вв. позволил прояснить и конкретизировать те религиозные, мировоззренческие и познавательные установки, под влиянием которых происходили перемены в русской интеллектуальной жизни. Особое значение приобретает возможность использования  текстов Псевдо-Дионисия при отстаивании православного символа веры в условиях борьбы с распространявшимися еретическими движениями ,католицизмом и униатством, нововведениями в церковные каноны (протопоп Аввакум, Иван Висковатый).

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в изучении истории русской религиозной, философской и общественно-политической мысли XVI-XVII веков. Материалы диссертации могут быть также использованы при составлении общих и специальных лекционных курсов по истории русской философии.

Кандидатская диссертация Мурышева К.Е. посвящена эстетики И.Ильина. В ней сследовано учение Ильина о «творческом созерцании» как основе любой духовной активности человека (наука, философия, искусство, религия и т. д.); проанализирована теория художественного творчества Ильина, в частности, предлагаемая им трехсоставная модель творческого акта (созерцание – воображение – воплощение); осуществлена реконструкция музыкальной эстетики Ильина и про-анализированы его представления о природе и назначении изобрази-тельного искусства;

В диссертации обоснована позиция Ильина как литературного критика и теоретика литературы, в частности, в вопросе его отношения к творчеству со-временных ему русских писателей, поэтов символистов и представителей других неклассических направлений в русской литературе начала XX века и

впервые проанализировано учение Ильина об одухотворении инстинкта, являющееся одним из оснований его теории творческого акта; отмечена его генетическая связь с учением З. Фрейда, а также выявлены некоторые расхождения его основных положений с базовыми принципами православной антропологии. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении общих и специальных лекционных курсов по истории русской философии и эстетики.

В докторской диссертации М.Ю.Реутина исследовано философское творчество М. Экхарта. Научная новизна исследования состоит в выдвижении и обосновании двух – историко-философской и компаративистской – исследовательских и методологических перспектив, которые позволили диссертанту комплексно выстроить полифоническую модель религиозно-богословского, философско-риторического творчества Иоанна Экхарта в общей взаимосвязи философско-теоретических и духовно-практических концептов и текстов мыслителя с его биографией и культурно-историческими контекстами. Диссертант впервые систематически показал связь положительного и отрицательного методов богопознания с учениями об унивокации (univoca) и эквивокации (aequivoca). Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют важное значение для прояснения ключевых моментов в европейской философии позднего Средневековья, а также для выявления типологических параллелей в развитии философской мысли на православном Востоке и католическом Западе. Диссертация вносит вклад в осмысление малоизученной в отечественной научной литературе проблемы «христианского неоплатонизма» XIII – XIV вв. и существенно расширяет тематическое, а также проблемное поле историко-философских исследований в области средневековой философии. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки курсов по истории философии, философии религий, религиозной философии, философской теологии и феноменологии религии.

Докторская диссертация В.Е. Семенова посвящена проблеме трансцендентализма в философии. Новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что в нем показано возникновение и развертывание трансцендентальной парадигмы в западноевропейской философии. В диссертации рассматривается единая сквозная линия развития трансцендентализма – от Платона до первой половины XX века. При этом устанавливаются как универсальные предикаты трансцендентализма, общие для всех философов этого направления, так и специфические характеристики каждого трансцендентального учения. Тем самым выявляются критерии, на основании которых ту или иную философскую концепцию можно идентифи-цировать в качестве трансцендентальной. Автором вскрыты и проблематизированы ключевые различия трансценденталистских учений. Это позволило диссертанту показать уникальные особенности каждой концепции и в результате этого создать оригинальную типологию трансцендентальных концепций. В диссертации предложена принципиально новая классификация трансценденталистских направлений, школ, методов, принципов. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы в общефилософских, историко-философских, культурологических и других исследованиях по философии Платона, Августина, Декарта, Канта, марбургского неокантианства, Гуссерля, а также в иных работах, по-священных гносеологии, онтологии, философской методологии, философии науки, этике, аксиологии и другим философским дисциплинам и отдельным наукам о культуре. Содержание и выводы диссертационного исследования могут эффективно использоваться при разработке и преподавании как общих, так и специальных учебных курсов по истории философии, теории познания, онтологии, методологии и философии науки, культурологии и другим учебным дисциплинам.

Кандидатская диссертация Е.А. Лавренчука рассматривает проблему социальных сетей интернет-пространства. Предметом исследования выступает процесс аутопойезиса социальных сетей интернет-пространства. В диссертации выявлено, что современные сложные технологические сетевые объекты вступают в отношения с субъектами-пользователями на правах равноправного участника коммуникации, тем самым они опосредуют человеческие отношения, создавая интер-техно-субъектное коммуникативное поле социальных отношений. Автором обоснован вывод о том, что социальные сети интернет-пространства представляют собой автономные системы, ориентированные на собственный внутренний код. Сам код оформляется/переоформляется как следствие расширения технических возможностей сетей и одновременно как результат возрастающего потребления сетью виртуализированных интересов пользователей. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по социальной философии и современным теориям коммуникации, при составлении учебных пособий, рабочих программ и методических разработок по соответствующим разделам социальной философии, философии техники и коммуникативистики и также в качестве методологической базы в прикладных исследованиях сложных техносоциальных объектов, обладающих свойством аутопойезиса.

Объектом исследования кандидатской диссертации В.М.Карелина  является взаимодействие тоталитарной власти и искусства авангарда. В диссертационном исследовании впервые предпринимается попытка выявить основные аспекты взаимодействия литературы авангарда и тоталитарной власти на примере творчества участников группы ОБЭРИУ и сталинского режима. Проведен социально-философский анализ сталинского тоталитаризма, систематически проанализированы современные подходы к интерпретации данного феномена; выявлены основные аспекты антропологии тоталитарного насилия, специфики функционирования авангардного искусства в условиях тоталитаризма. Выявлены основные особенности интерпретации политического в литературе группы ОБЭРИУ, а также стратегий письма, обусловленных тоталитарным контекстом. В работе продемонстрирована значимость языка тоталитарного режима в аспекте политической прагматики перформативов. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших исследований философской антропологии власти, антропологии авангардного искусства, для социально-философского осмысления феноменов сталинской эпохи. Кроме того, результаты работы можно использовать для составления учебных курсов, посвященных современным теориям тоталитаризма и междисциплинарным проблемам изучения авангардного искусства.

В настоящее время в РГГУ подготовлены докторская диссертация Пылаева М.А. «Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии ХХ века» по специальности 09.00.03 – история философии, защита которой планируется в марте 2012 года, и кандидатская диссертация Калягина Д.А. «Социально-философские воззрения Д. Юма» по специальности 09.00.03 – История философии.


2010

ОТЧЕТ
о работе диссертационного совета Д.212.198.05 в 2010 году

Совет Д.212.198.05 создан при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Рособрнадзора от 17 октября 2008 г. № 1902-1341.  
Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям: 
09.00.03 – история философии (по философским наукам)
09.00.11 – социальная философия (по философским наукам)

  1. В 2010 году было проведено 7 заседаний совета.
  2. Членов совета, посетивших менее половины заседаний – нет
  3. Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области русской и западной философской мысли, философии Древнего Востока, социальной философии.

В докторской диссертации С.А.Коначевой представлено систематическое исследование проблемы священного и вопроса о Боге в философии Хайдеггера. В ней впервые прослежены основные направления влияния Хайдеггера на христианскую философию ХХ века, осуществлен их комплексный анализ, выявляющий проблематичность философского фундирования теологии. В работе выявлена специфика осмысления теологической проблематики в различные периоды хайдеггеровской философии, показана преемственность между периодами, заключающаяся в продумывании вопроса о Боге из сути бытия. Диссертация проясняет хайдеггеровское видение соотношения философии и теологии в контексте изменений в понимании соотношения фундаментальной и региональной онтологии в работах Хайдеггера. В работе рассмотрено формирование проблемного поля и основных принципов постметафизического мышления в теологии ХХ века, выявлены различные пути преодоления или обновления метафизики в трансцендентальном томизме, диалектической, экзистенциальной теологии, православном энергетизме. Дано новое толкование таких ключевых понятий философской теологии как «религиозный опыт», «священное», «божественное». Результаты диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории философии, философии религии, философской теологии и феноменологии религии. 
Кандидатская диссертация Зайцева Д.А. посвящена изучению проблематики влияния Киево-Могилянской школы на русскую религиозно-философскую мысль, что позволяет глубже раскрыть пути формирования тех новых интеллектуальных условий допетровской России, которые способствовали последующей рецепции западноевропейской философии и науки. Эта ключевая проблема исследуется на основании историко-философского анализа текстов, познавательных практик и образовательных программ Киево-Могилянской школы, воспринятых и адаптированных российской интеллектуальной элитой конца XVII в. Предпринятый анализ идейных конфронтаций второй половины XVII в. демонстрирует, что в московской интеллектуальной среде шла борьба за доминанту религиозно-философского знания, от которой, в свою очередь, зависело направление развития и последующая динамика русской общественно-политической и философской мысли. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в изучении истории русской религиозной, философской и общественно-политической мысли в переходное время от Московского царства второй половины XVII в. к Петербургскому периоду XVIII в. Материалы диссертации могут быть также использованы при составлении общих и специальных лекционных курсов по истории русской философии.

В диссертационной работе Предтеченской Ю.В. исследована проблема определения Абсолюта в истории индийской мысли. Работа посвящена определению Абсолюта как сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство), а также истории возникновения и трактовок самой формулы сат-чит-ананда. Данная формула исследуется на материале таких философских систем, как адвайта-веданта и ачинтья-бхедабхеда-таттва, и таких религиозных направлений, как неоиндуизм и католицизм (в его контактах с индуизмом). Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки курсов по истории философии, философии религий, религиозной философии, истории религий, сравнительному религиоведению, индуизму, христианству, новым религиозным движениям, межрелигиозному диалогу.

В настоящее время в РГГУ подготовлена кандидатская диссертация Лавренчука Е.А. «Аутопойезис социальных сетей Интернет-пространства» по специальности 09.00.11 – социальная философии, которая будет представлена к защите в 2011 году.


2009

ОТЧЕТ 
о работе диссертационного совета 
Д 212.198.05 в 2009 году

Совет Д 212.198.05 создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Рособрнадзора от 17.10.2008 № 1902-1341.

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям: 
09.00.03 – История философии (по философским наукам)
09.00.11 – Социальная философия (по философским наукам)
В 2009 году было проведено 8 заседаний совета.
Членов совета, посетивших менее половины заседаний – нет

Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области русской и западной философской мысли, философии Древнего Востока, философской антропологии, социальной.

В докторской диссертации Григорьевой представлен анализ философско-антропологическое содержание программ социального и эстетического жизнестроения второй половины 1920-х – 1950-х гг. и, тем самым, обоснован существование особого «антропологического поворота» в данный период. В работе реконструированы принципы, фундировавшие философствование о человеке, и разработать соответствующий терминологический аппарат; существенно уточнить исторический смысловой контекст термина «трансгрессия»; ввести в научный критико-аналитический контекст актуальные материалы по философии человека; рассмотреть в контексте идей радикальной антропологии труды И.И. Иоффе; сравнить философию человека рассматриваемого периода с эпохой 1960-х – 1970-х гг.; применить комплексную методологию исследования и междисциплинарный подход к анализу «радикального образа» человека; наметить перспективы новых исследований по истории философской антропологии. Намеченные в диссертации подходы, собранный и систематизированный в ней материал и полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по философии, философской антропологии, культурологии, медиальным исследованиям.

В докторской диссертации Савина А.Э. впервые в отечественной философии проанализирован генезис понимания истории в феноменологии Э.Гуссерля, обоснован тезис, что тематизация истории принципиальна для понимания эволюции трансцендентальной феноменологии. В работе выявлены основания трансцендентально-феноменологической периодизации исторического процесса и раскрыты измерения историчности жизненного мира. Намеченные в диссертации подходы, собранный и систематизированный в ней материал и полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, современной западной философии, спецкурсов по феноменологической философии.

Кандидатские диссертации С.В.Филатова и Т.В.Вайзер исследуют различные социальной философии. В диссертации Вайзер впервые в отечественной философской литературе проведен анализ этики сообщества и коммуникации внутри сообщества на примере двух различных векторов философской мысли ХХ века - Ж.Батая и Ю.Хабермаса. Философские дискурсы Батая и Хабермаса впервые описаны как самостоятельные коммюнитарные поля общностного опыта и взаимодействия. Работа Филатова посвящена анализу природы корпоративных отношений и исторической эволюции корпоративных сообществ. Впервые в отечественной литературе выявлена роль традиционных корпоративных сообществ в генезисе социального института профессионализма и профессиональной этики, показана возрастающая связь профессионализма и корпоративизма в современном обществе. Материалы и выводы диссертаций могут быть использованы в процессе преподавания истории социальной философии, для подготовки и чтения спецкурсов по философии литературы, истории идей ХХ века, составления учебных пособий и методических материалов.

В кандидатской диссертации Подороги Ю.В. рассматривается проблема генезиса понятия «длительность» в дискурсе А.Бергсона. Разрабатывается новый метод анализа философского понятия, рассматриваемого с точки зрения разнообразия его функций внутри отдельной философской системы (в данном случае системы Бергсона). Впервые прослеживается поэтапный генезис понятия длительности, и выделяются ключевые моменты его обоснования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки общих лекционных курсов по истории западной философии XX века, а также спецкурсов по философии Бергсона.

Кандидатская диссертация Ковревской В.Е. исследует важнейшие моменты учения Фомы Аквинского о бытии. Впервые в отечественной литературе метафизика бытия Фомы Аквинского рассмотрена систематически, выявлена связь томистской метафизики с предшествующими онтологическими концепциями. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки общих лекционных курсов по истории средневековой философии, онтологии, этике, антропологии.

В диссертационной работе Нгуен Тхи Хонг исследованы особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме. Впервые в отечественной литературе выявлены такие особенности вьетнамского буддизма как постоянное и параллельное развитие в его русле китайского канонического чань- буддизма и «народного» буддизма, освещены расхождения в учениях различных чань-школ буддизма. Результаты работ могут быть использованы при составлении курсов по истории культуры, философии, религии Вьетнама, при анализе социальной, культурной, интеллектуальной и религиозной жизни средневекового и современного Вьетнама.

В настоящее время в РГГУ подготовлена кандидатская диссертации Зайцева Д.А. «Влияние киево-могилянской традиции на интеллектуальную жизнь Московского царства последней трети XVII века» по специальности 09.00.03 – история философии, которая будет представлена к защите в 2010 году.


2008

ОТЧЕТ 
о работе диссертационного совета 
Д 212.198.05 В 2008 году

Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.05 создан при Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва) приказом Высшей аттестационной комиссии от 19 ноября 2004 г. № 356-в, приказом Рособрнадзора от 20 апреля 2007 №798-746/54 полномочия совета продлены на период действия Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 №47.

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям: 
09.00.03 – история философии (по философским наукам)
09.00.11 – социальная философия (по философским наукам)

  1. В 2008 году было проведено 9 заседаний совета.
  2. Членов совета, посетивших менее половины заседаний – нет
  3. Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области русской и западной философской мысли, философии Древнего Востока, философской антропологии.

В докторской диссертации Антонова К.М. представлен анализ становления философии религии в русской метафизике XIX — начала XX века, как, с одной стороны, философской дисциплины и элемента философской системы, а, с другой, как некоторой совокупности методов и отрефлектированных предпосылок, т.е. как ядра потенциальной научно-исследовательской программы. В работе рассмотрено формирование предметного поля и основных методологических принципов философского исследования религии в метафизических направлениях русской мысли и их особенностей в контексте эволюции основных направлений западной философии религии (романтизм, немецкая классика, неогегельянство, позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология религии). Осуществлен концептуальный анализ русской метафизической философии религии, представлены различные типы метафизического и гносеологического обоснования идеи религии в русской мысли. Выводы и положения работы могут быть использованы при подготовке и чтении курсов и спецкурсов по истории русской философии, философии религии, истории отечественного и зарубежного религиоведения, истории и методологии теологии 
Кандидатские диссертации М.А.Белоусова, С.В.Васильевой и А.А.Гуцалова исследуют различные аспекты истории трансцендентальной и феноменологической философии. В диссертации Белоусова впервые в отечественной философской литературе проведен сравнительный анализ философских учений Канта, Гуссерля и Хайдеггера в аспекте взаимосвязи постановки проблемы времени и проблемы возможности опыта. Впервые в отечественной литературе анализ гуссерлевского учения о времени проведен с учетом опубликованных в 2001 г. и не переведенных на русский язык рукописей Гуссерля 1917-18 гг., посвященных проблеме времени («Бернауэрских манускриптов»). Работа Васильевой посвящена анализу антропологии теории познания и этики в философии М.Шелера. Впервые в отечественной литературе проведен структурный анализ понятия личности у Шелера как понятия, в котором сходятся основные направления его философской мысли. В диссертации Гуцалова А.А. рассматривается одна из важнейших проблем современной философии – проблема интерсубъективности в связи с основными понятиями его философского учения: феноменологическая редукция, темпоральность сознания, интенциональность, индивидуация. Впервые в отечественной философской литературе проводится сравнительный анализ учений Гуссерля, Лейбница, Эрдманна, Липпса в свете интерсубъективной проблематики. Материалы и выводы диссертаций могут быть использованы в процессе преподавания истории европейской философии, для подготовки и чтения спецкурсов по феноменологической философии, составления учебных пособий и методических материалов.

В диссертационной работе А.Г. Алексаняна исследован феномен манихейства в Китае, его особенности, его адаптация к китайской социо-культурной среде, влияние на него со стороны буддизма и даосизма, механизм инкультурации религиозно-философских учений в Китае. В научный оборот впервые вводятся первоисточники (т.н. «дуньхуанские тексты»: «Краткое изложение учения Мани, Будды света», т.н. «трактат Пелльо», «Гимны»). Выявляется тенденция манихейства к выходу на уровень мировых религий (таких, как христианство, буддизм) и анализируются причины неудачи манихейства в этом стремлении. Результаты работ могут быть использованы при составлении курсов по истории культуры, философии, религии Китая, при анализе социальной, культурной, интеллектуальной и религиозной жизни средневекового Китая.

В настоящее время в РГГУ подготовлены докторская и кандидатская диссертации, которая будет представлена к защите в 2009 году:
-докторская диссертация Григорьевой Н.Я. «Эволюция философской антропологии в 1920–1950-х гг.: радикализация образа человека»- по специальности 09.00.03 – история философии
- кандидатская диссертация Ковревской В.Е. " Проблема бытия в философии Фомы Аквинского" по специальности 09.00.03 – история философии