РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


(Ре)конструирование религиозных практик на постсоветском пространстве

(Ре)конструирование религиозных практик на постсоветском пространстве

Опубликовано: 01.09.2021 |  Обновлено:  |  Просмотров: 1412

Приглашаем вас принять участие в международной конференции, которая пройдет 19–20 ноября 2021 г. в РГГУ (Москва).

Возрождение и динамичное развитие религиозных традиций на постсоветском пространстве – явление, которое требует пристального мониторинга и анализа. Цель нашей конференции – рассмотрение религиозных практик, прежде всего в христианских сообществах, и изучение материальной религии (material religion) в современной церковной и прицерковной среде.

Начиная с 1990-х гг. на территориях России, Белоруссии, Украины, Армении, Грузии и ряда других стран начинается массовая реконструкция и строительство храмов и монастырей, организация прихрамового пространства и монастырских хозяйств. Формируются новые сообщества – религиозные и профессиональные (от иконописцев до храмовых флористов), постоянные и временные (прихожане, трудники, паломнические группы). Церковное и прицерковное сообщество, стремительно расширяясь, начинает активно действовать в социальном поле, конкурировать за публичные и общественные пространства, здания, территории. В этой среде не только возрождаются забытые и маргинализированные в советские десятилетия обряды, но конструируются новые практики, новые формы благочестивого поведения, зачастую основанные на использовании современных технических средств и электронных устройств.

Огромную роль в религиозном обиходе играют семиотизируемые материальные объекты. В постсоветский период монастыри и храмы не только возвращают утерянные святыни и предметы интерьера, но активно производят их. Церковное искусство переходит в фазу развития – создаются и новые визуальные образы, и новые предметы благочестия (киоты, мощевики, «голгофы», религиозные памятники…). Как это происходило в Средние века и Новое время, иконы, реликвии, коллективные и личные святыни воспринимаются как акторы, оказываются субъектами коммуникации, участниками множества социальных действий. Почитаемые объекты – адресаты одаривания и мести, устных или письменных обращений. Вокруг них выстраивается множество тактильных и дистантных взаимодействий, зачастую неявных для стороннего наблюдателя. Кроме этого, активно семиотизируются контактные предметы – от свечей, горевших у чудотворного образа, до моющих средств, бумаги, щеток и тряпок, использовавшихся в храме или церковной лавке. Предметы такого рода все чаще оказываются вовлечены в различные обрядовые практики.

Наконец, особая форма современной (около)церковной культуры конструируется в цифровом пространстве. Начиная с 2000-х гг. активно создаются и разрабатываются интернет-сайты храмов, монастырей и православных сообществ. Квазимолитвенные и коммуникативные практики распространяется в социальных сетях, на форумах, на видеохостингах (YouTube и др.), где выкладываются видеоролики, посвященные святыням и чудесным явлениям. В последние годы здесь прослеживается целый ряд новых тенденций.

Многие аспекты постсоветского «религиозного ренессанса» привлекали внимание социологов, антропологов и религиоведов. В центре внимания оказывались монастырские и приходские сообщества, социальные взаимодействия в церковной среде (Т. Кёлльнер, К. Русселе, А. Агаджанян, Н. Митрохин, Б. Кнорре, Д. Дубовка), современные паломнические традиции (Ж. Кормина), стратегии коммуникации с иконами и реликвиями (Д. Антонов), вернакулярная религиозность, почитание сакральных объектов и локусов (А. Мороз, Е. Левкиевская, К. Цеханская) и др. Однако в современных церковных и прицерковных сообществах постоянно возникает и динамично развивается множество различных практик, которые зачастую оказывают влияние и на городскую среду, и на актуальный медийный контент. Исследование этих процессов требует не только мониторинга и разностороннего анализа, но и диалога исследователей, работающих в разных предметных областях.

Наша конференция призвана объединить специалистов, которые изучают близкие вопросы с разных позиций и с помощью разной оптики – антропологов, фольклористов, социологов, религиоведов, историков – чтобы обсудить актуальные религиозные практики на постсоветском пространстве.

В рамках конференции предполагается осветить следующие вопросы:

  • (Ре)конструирование традиций: религиозные практики в современной церковной и прицерковной среде
  • От иконостаса до церковной лавки: новые тенденции в организации храмового пространства
  • Материальная святость: практики взаимодействия с почитаемыми объектами
  • Христианские реликвии – их актуальные роли и способы интеграции в церковное пространство
  • «Виртуальные храмы» и интернет-коммуникация: религиозные сообщества в цифровом пространстве
  • Современная иконопись: рождение, осмысление, бытование новых визуальных сюжетов и мотивов
  • Советские (рукодельные) предметы благочестия и их судьба в постсоветский период
  • Актуальные паломнические практики
  • (Ре)конструирование не христианских религиозных традиций на постсоветском пространстве

Для подачи заявки на конференцию просим в срок до 10 октября 2021 г. просим прислать заявку по форме:

ФИО, ученая степень и звание, аффилиация, контактный e-mail, названия доклада, тезисы объемом около 3000 знаков с пробелами, на два адреса: imagomedievalis@gmail.com и dilshat.harman@gmail.com

В теме письма укажите: «Конференция РГГУ: Фамилия И.О.» (пример: «Конференция РГГУ: Иванов П.П.»).

Оргкомитет примет решение о включении доклада в программу не позднее 20 октября 2021 г.


Рабочие языки конференции – русский и английский.

Конференция пройдет в очном формате. Заочное участие на платформе Zoom (или ее аналоге) будет возможно для иностранных и иногородних коллег.

По результатам конференции будут собраны подборки в журнал «Вестник РГГУ» (список ВАК) и ШАГИ/STEPS (Scopus).

Актуальная информация о конференции будет размещена на сайтах РГГУ и РАНХиГС.

Вопросы организаторам конференции можно задавать по адресам: imagomedievalis@gmail.com и dilshat.harman@gmail.com

Оргкомитет конференции

Антонов Дмитрий Игоревич, д.и.н., дир. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, проф. кафедры истории и теории культуры РГГУ, с.н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС (председатель)

Агаджанян Александр Сергеевич, д.и.н., проф. Центра изучения религий РГГУ

Доронин Дмитрий Юрьевич, н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС

Кормина Жанна Владимировна, к.культурол., проф. департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Косякова Валерия Александровна, к.культурол., с.н.с. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, доц. Высшей школы европейских культур РГГУ

Майзульс Михаил Романович, к.и.н., н.с. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ

Мороз Андрей Борисович, д.филол.н., проф. школы филологических наук НИУ ВШЭ, зав. научно-учебной Лабораторией теоретической и полевой фольклористики НИУ ВШЭ, проф. кафедры славистики и центральноевропейских исследований РГГУ

Неклюдов Сергей Юрьевич, д.филол.н., проф., г.н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, проф. и научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Харман Дильшат Догановна, к.искусств., с.н.с. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ (отв. секретарь)

Христофорова Ольга Борисовна, д.филол.н., дир. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, проф. Центра социальной антропологии РГГУ, в.н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС

Организаторы

Российский государственный гуманитарный университет факультет культурологии ;Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Школа актуальных гуманитарных исследований ИОН

Лаборатория теоретической фольклористики