РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Вайнштейн Ольга Борисовна

Кафедра/Центр

УНИ высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского

Должность

Ведущий научный сотрудник

Ученая степень

Доктор филологических наук

Биографические сведения

Родилась в Москве, в 1981 году окончила филологический факультет МГУ, романо-германское отделение. Ученица профессора А.В.Карельского. В 1983 – 1992 г. - научный сотрудник Института Мировой Литературы Академии Наук. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию. Стипендиат Национального центра научных исследований (СNRS, Франция). C 1993 г. и до настоящего времени - ведущий научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского при РГГУ. В 2005 году защитила докторскую диссертацию. Автор 2-х монографий и более 370 научных статей по истории культуры.

Государственные награды, почетные звания, благодарности

Лауреат премии «Инолиттл» журнала «Иностранная литература» за 2001 год. Книга "Денди: мода, литература, стиль жизни" вошла в финал премии Просветитель 2014 года.

Научно-педагогическая деятельность

Автор лекционных курсов в РГГУ
  • «История мировой культуры XIX века»,
  • «История зарубежной литературы XIX века»,
  • «Поэтика Озерной школы»,
  • «Методология гуманитарного знания»,
  • «Семиотика одежды и тела».

Под руководством О.Б.Вайнштейн были защищены три кандидатских диссертации. Сейчас ученики О.Б.Вайнштейн успешно работают в науке. Среди учеников О. Б.Вайнштейн – Людмила Алябьева, Ксения Гусарова. В качестве приглашенного профессора работала в Мичиганском и в Стокгольмском университетах. Авторские курсы и статьи на сайте научно-просветительского проекта Арзамас.

Сфера научных интересов

  • история и теория моды в контексте культуры,
  • история телесности и канонов красоты,
  • история английской литературы,
  • философия европейского романтизма,
  • гендерные исследования,
  • культура повседневности.

Основатель журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и составитель книжной серии «Библиотека журнала “Теория Моды”» издательства Новое Литературное Обозрение (редактор - Л.Алябьева). О.Б.Вайнштейн является составителем и публикатором избранных трудов и лекций своего учителя профессора Альберта Викторовича Карельского.

Публикации

Ольга Борисовна Вайнштейн - автор двух монографий: 
  • Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля (1994) 
  • "Денди: мода литература стиль жизни" (2005), которая выдержала четыре издания. Ольга Вайнштейн является составителем  двухтомника «Ароматы и запахи в истории культуры"(2003, 2010). 
Ольга Вайнштейн является составителем  двухтомника
  • «Ароматы и запахи в истории культуры"(2003, 2010).
Избранные статьи:
  • Леопарды в храме: деконструктивизм и критическая традиция // Вопросы литературы, 1989, N 12, с.167-199.
  • “Homo deconstructivus”: философские игры постмодерна // Апокриф. 1993. №2. С. 12-30.
  • Одежда как смысл: Идеологемы современной моды // Иностранная литература, 1993, N 7, с.224-232.
  • Постмодернизм: философия или язык? // Вопросы философии, 1993, N 7, с.3-7.
  • Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М.: Наследие, 1994. С. 392-430.
  • "Полные смотрят вниз": Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал.  1995.  N 7. С. 49-53.
  • Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 303-331.
  • Мода новых русских: история и дилеммы // Декоративное искусство. 1997. № 1-2. С. 105-110.
  • Откуда берется пыль? Семиотика чистого и грязного. //Мировое древо (Arbor Mundi), 1998, N 6, c.153-173.
  • Семиотика одежды гуманитариев // Неприкосновенный запас. 1999. № 1 (3). С. 82-89.
  • Грамматика ароматов // Ароматы и запахи в культуре. М., Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 1, с.5-12. 
  • Историческая ароматика  // Ароматы и запахи в культуре. М., Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 1, с.437-463.
  • Семиотика Шанель №5 // Ароматы и запахи в культуре. М.: Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 2, с.352-367; библиография с.651-660.
  • География московской моды: маршруты шопинга // Теория  Моды 2006, №1, сс. 179-209.
  • Ноги графини:  этюды по теории модного тела // Теория  Моды, 2006-2007, №2, сс.99-126.
  • «Мое любимое платье»: портниха как культурный герой в Советской России // Теория моды, 2007, № 3, с. с.101-126.
  • Шотландка, плед, тартан. // Теория моды, № 11, 2009, с.9-21.
  • В соответствии с фигурой: полное тело в советской моде. Теория моды, № 15, 2010, с.75-95. 350 стр. 
  • Ноги Эйми Маллинс: мода, протезы, аксессуары // Теория Моды, № 18, 2011, с. 117-137. 
  • Руки андроида: опыт прочтения романа Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» //  Теория Моды, № 27, весна 2013. с. С.139-154.
  • Метаморфозы модного тела: города и блоги. // Теория Моды, осень 2014, выпуск 33, с.11-31. 
  • Everybody lies:  фотошоп, мода и тело. // Теория моды, № 43, 2017. С. 201-234.
  • «Мы обязаны быть прелестны, одеты с иголочки, хоть умри»: семиотика моды в романах Эдит Уортон // Теория Моды, 49, 2018, с.199 - 228.
  • Сто игр на одном лице: костюмы и контексты Андрея Бартенева  // Теория Моды, 56, 2020, с.1 - 28.

Переводы

Избранные публикации на иностранных языках:
  • Female Fashion, soviet style: bodies of ideology // Russia - women – culture /ed. H.Goshilo, B.Holmgren. Indiana,USA: Indiana UP / 1996. P. 64-94.
  • Fashioning woman: dressmaker as cultural producer // Para-sites. A casebook against cynical reason / Ed. George Marcus. The University of Chicago Press, 2000. P. 195-225.
  • Russian dandyism: Constructing a man of fashion // Russian Masculinities in history and culture / Ed. B.Evans Clements, R.Friedman and D.Healey. Routledge, 2002, p.51-76.
  • Mapping Moscow fashion: spaces and spectacles of consumption // Fashion’s World Cities / Ed. Ch.Breward, D.Gilbert. Berg Publishers: 2006, pp. 135-159.
  • Dandyism, visual games and the strategies of representation //  The Men's Fashion reader. Ed. Peter McNeil and Vicki Karaminas. Oxford, New York: Berg Publishers, 2009, pp. 84 -108.
  • Dandy: a snapshot // Fashion History Reader. Global perspectives. Berg Publishers, 2010, pp. 329-332. 
  • Being Fashion-able: Controversy around Disabled Models.
  • https://process.arts.ac.uk/sites/default/files/olga-vainshtein-being-fashion-able-controversy-around...  
  • “I Have a Suitcase Just Full of Legs Because I Need Options for Different Clothing“: Accessorizing Bodyscapes //  Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, Volume 16, Number 2, June 2012 , pp. 139-170.
  • Walking the turtles: Minimalism in European Dandy Culture in the Nineteenth Century // Fashion, Style & Popular Culture, Volume 4, Number 1,  January 2017, pp. 81-104 (24).
  • Orange Jackets and Pea Green Pants: The Fashion of Stilyagi in Soviet Postwar Culture // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, Special issue:  Russian Fashion Theory, Volume 22, Issue 2, March 2018, pp. 167-185. 
  • Photography and Body // The End of Fashion. L-N-Y, Bloomsbury, 2019, pp. 47-67.
  • Designing the Future: Constructivist Laboratory of Fashion // Fashion and Modernism. L-N-Y, Bloomsbury, 2019. pp.101-127.
  • Fashioning the ‘Performance Man’: Costumes and contexts of Andrey Bartenev  // Critical Studies in Men’s Fashion, 2019, Volume 6,  Numbers 1 & 2, p.13-36.
  • “We are expected to be pretty and well-dressed till we drop”: Fashion and “Passing” in the novels of Edith Wharton // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 2020, vol.24, issue 4, pp.499-534.

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член редколлегии  журнала "Теория Моды: одежда, тело, культура", международных научных журналов “Fashion Theory: the Journal of Dress, Body and Culture”;  “Critical Studies in Men's Fashion”.

Обновлено: 01.04.2022 17:09:31
Версия для печати

Возврат к списку