РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Марцинковская Татьяна Давидовна

Кафедра/Центр

Институт психологии им. Л.С. Выготского

Ученая степень

Доктор психологических наук, профессор

Биографические сведения

Окончила Московский государственный университет им. Ломоносова, факультет психологии (1977) В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема психического развития в работах российских ученых 1910-1930-х годов» В 1995 году защитила докторскую диссертацию по теме «Национальная идентичность и ее связь с развитием российской психологии в конце X1X – начале XX веков». В 1998 году получила звание профессора Работает в Психологическом институте РАО с 1999 года, первоначально возглавляя лабораторию исторической психологии личности, а с 2008 года – лабораторию психологии подростка. С 2017 года работает в РГГУ

Государственные награды, почетные звания, благодарности

Лауреат государственной премии в области образования 2016 года

Научно-педагогическая деятельность

Читаемые курсы:
  • Современные категории психологии личности
  • Информационная социализация
  • Проблема личности в российской культуре
  • Психология личности: вызовы современности;
  • Методология психологии: классика и современность
  • Научные школы и теории современной психологии
Является руководителем двух направлений в магистратуре по психологии – Психология развития и Практическая клиническая психология (психологии консультирования). Под руководством Т.Д. Марцинковской защищены 34 кандидатские и 3 докторские диссертации

Сфера научных интересов

Т.Д. Марцинковской проведен анализ истории развития возрастной психологии в России, который дал возможность выделить этапы ее развития в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Ею проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки, особенности ее развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций. В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы. Т.Д. Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи. Полученные Т.Д. Марцинковской и ее сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации. В настоящее время Т.Д. Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт психологического хронотопа, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов. Автор более 200 работ (в том числе более 40 монографий и учебных пособий).

Публикации

  • Марцинковская Т.Д. (редактор-составитель) Г.Г. Шпет. Архивные материалы. Воспоминания Статьи. М.: Смысл, 2000. 21 п.л.
  • Марцинковская Т.Д., История возрастной психологии. М.: Гардарики, 2004 .18 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор), Полева Н.С., Гусельцева М.В., Уварина Е.Ю., Кончаловская М.М. Категория переживания в психологии и философии М.: Прометей, 2005. 29 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор-составитель), Гусельцева М.С., Прихожан А.М., Юревич А.В., Лекторский В.А. Методологические проблемы современной психологии – парадигмальный и междисциплинарный аспект. М.: Смысл, 2005, 12 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор-составитель), Марютина Т.М., Поливанова К.Н., Стефаненко Т.Г., Краснова О.В., Белинская Е.П. Психология развития. М.: Академия, 2005, 2007, 2012. 34 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Вентана - Граф, 2005. 1,5 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2005, 2006, 2007. 37 п.л.
  • Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Педагогика и психология.М., Гардарики, 2005, 2007. 28 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор-составитель) Философско-психологические труды Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2005. 39 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор-составитель) Философия и психология культуры Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2007. 39 п.л. Журавлев А.Л.,
  • Марцинковская Т.Д. Юревич А.В. (редакторы-составители) Прогресс психологии: Критерии и признаки. М.: ИП РАН, 2009. 31 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. Общая психология. М.: Академия, 2010, 25 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор), Костяк Т.В., Изотова Е.И. , Авдулова Т.П. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. М.- Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 18 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. М.: Академический проект, 2010. 18 п.л.
  • Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект, 2010. 26 п.л.
  • Марцинковская Т.Д., Дубовская Е.М. Социализация подростков и молодежи в разных институтах социализации и в различных социокультурных условиях. М:. ФИРО, 2011. 11 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор), Костяк Т.В., Изотова Е.И. , Авдулова Т.П. Возрастная психология. М.: Академия, 2011. 24 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. Психодиагностика М.: Солитон, 2011, 18 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. Психология. Учебник.. М.: Академия. 2012 25 п.л
  • Марцинковская Т.Д. (редактор), Гусельцева М.С., Кончаловская М.М., Уварина Е.Ю. Структура и содержание идентичности российской интеллигенции. Нестор-история, Санкт-Петербург, 2012. 18 п.л.
  • Марцинковская Т.Д. (редактор), Гусельцева М.С., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Сергиенко Е.А., Белинская Е.П., Прихожан А.М., Егорова М.С., Хузеева Г.Р. и др. Феноменология современного детства (част1-3). М.: ФИРО, 2012-2013, 38 п.л.
  • Марцинковская Т.Д., Шукова Г.В. Общая и экспериментальная психология. Учебник. М.: Академия. 2013
  • Марцинковская Т.Д.. Общая психология. Учебник. М.: Академия. 2014
  • Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015
  • Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2017

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Является членом трех советов по защите докторских диссертаций (ПИ РАО, ИП РАН и ф-т психологии МГУ), членом редколлегий журналов «Вопросы психологии», Вестник Санкт-Петербургского университете (серия «Психология»), «Культурно-историческая психология», главным редактором журналов «Психологические исследования» и Вестник РГГУ серия «Психология. Педагогика. Образование».

Обновлено: 31.08.2022 10:05:03
Версия для печати

Возврат к списку