РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Лазарева Екатерина Андреевна

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат искусствоведения

Биографические сведения

Родилась в 1978 году в Москве. В 2000 году окончила Факультет истории искусства РГГУ по специальности «искусствоведение», в 2005 году – аспирантуру Государственного института искусствознания. В 2011 защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения «Судьбы футуризма в Италии и России во 2-й пол. 1910–1930-е годы».
С 2011 года – научный сотрудник в Отделе Изобразительного искусства и архитектуры Государственного института искусствознания (с 2013 г. — Сектор искусства Нового и Новейшего времени Отдела Изобразительного искусства и архитектуры), с 2013 года – старший научный сотрудник.
С 2013 года – старший преподаватель Кафедры всеобщей истории искусства Факультета истории искусства РГГУ (с 2014 г. — Кафедра теории и истории искусства), с 2018 года – доцент.
В 2013 году опубликовала антологию «Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма, 1915–1933» (М.: Гилея), в 2020 году – двухтомную антологию «Итальянский футуризм: манифесты и программы, 1909–1941» (М.: Гилея), выступив составителем, переводчиком, автором предисловий и комментариев.
Автор монографий «Борис Орлов: контуры времени» и «Виктор Пивоваров: траектория полетов» (обе – М.: BREUS, 2017).
В 2017–2021 гг. – куратор музея современного искусства «Гараж». Лауреат премии «ИННОВАЦИЯ-2019» в номинации «Куратор года».
С 2020 года – преподаватель высшей школы «Среда обучения».
Выступала с докладами на научных конференциях ГИИ, ИРЛИ РАН, Белградского университета, Института истории искусств во Флоренции, Европейской сети исследований авангарда и модернизма EAM.
Преподавала в ВШЭ, РАНХИГС, ХПМТ, Школе Родченко, кураторской школе Avant-Garde LAB.
Член экспертного совета научной номинации Премии Кандинского.

Научно-педагогическая деятельность

С 2013 года вела следующие дисциплины кафедры Теории и истории искусства: «Американское искусство ХХ века», «Зарубежное искусство XIX века», «Зарубежное искусство XX века», «Зарубежное искусство XIX –XX вв.», «Искусство Европы XIX – начала XXI века», «История искусства Нового и Новейшего времени», «История зарубежного искусства XIX – XX вв.», «История современного искусства», «Основные направления в западноевропейском искусстве XIX - начала ХХ вв.: компаративный аспект», «Основы зарубежного искусства ХХ века», «Основы зарубежной истории искусства», «Проблемы зарубежного искусства XIX века», «Проблемы художественного языка в искусстве западноевропейского авангарда», «Спецкурс по зарубежному искусству ХХ века», «Современное искусство», «Основы зарубежного искусства ХХ века».
Разработчик учебно-методического комплекса «Проблемы художественного языка в искусстве исторического авангарда» для магистратуры «История искусства» РГГУ и рабочей программы дисциплины «Зарубежное искусство ХХ века» для бакалавриата «История искусств» РГГУ.
Также преподавала в ВШЭ, РАНХИГС, ХПМТ, Школе Родченко, кураторской школе Avant-Garde LAB, высшей школе «Среда обучения». Для бакалавриата ВШЭ в 2018 году разработала тематический план дисциплины «Введение в современное искусство» в рамках совместного майнора ВШЭ и Музея «Гараж» «Современное искусство: Введение в историю и музейно-выставочную практику». На Факультете современного искусства Высшей школы «Среда обучения» ведет лекционные курсы «Футуризм», «Искусство с 1945 года», ридинг-группу «Теория авангарда».
Куратор 7-й международной конференции «Пост-что? Нео-как? Современные конфигурации бывшего советского пространства» (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2019) и цикла лекций «Современное искусство: актуальные подходы» (Открытый Лекторий Новой Голландии, Санкт-Петербург, 2021).

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Специализация: русское и зарубежное искусство ХХ–XXI веков, итальянский футуризм, русский авангард, теория авангарда, современное искусство, кураторство.
Круг интересов: исторический авангард; утопия; производственное искусство; футурология; космизм; научная фантастика; современные футуризмы; современная философия; феминистская теория; post-human studies; история выставок; кураторские практики.

Публикации

Книги:

  1. Сергей Шутов. Бортовой журнал'08/Sergey Shutov. Captain’s Log’08/Авт.-сост. Е. Лазарева, С. Шутов. — М.: Книги WAM. — 2008. — 272 с., с ил. ISBN 978-5-91432-015-4.
  2. Второй футуризм. Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915–1933/Введ., сост., пер. с ит. и коммент. Е. Лазаревой. — М.: Гилея. — 2013. — 224 с.
    ISBN 978-5-87987-076-3.
  3. Лазарева Е. Борис Орлов: контуры времени. — М.: BREUS. — 2017. — 120 c., ил. ISBN 978-5-99046-206-9.
  4. Лазарева Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов. — М.: BREUS. — 2017. — 120 c., ил. ISBN 978-5-99046-200-7.
  5. Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909—1941: В 2 томах/Сост., предисл., вступл. к разд., коммент., кр. свед. об авторах и библ. Е. Лазаревой. — М.: Гилея. — 2020. 398 с., илл. + 382 с., илл. ISBN 978-5-87987-122-7.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

  1. Лазарева Е. Воспоминания о будущем // Искусство. — М.: 2008. — № 4. — С. 24–27.
  2. Лазарева Е. Авангард vs. Репрезентация // Художественный журнал. — М.: 2009. — № 73–74. — С. 9–15.
  3. Лазарева Е. «Механическое искусство» и «аэроживопись». К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920–1930-х гг. // Искусствознание. — 2010. — № 1–2. — С. 530–548.
  4. Лазарева Е. «Как на войне»: военный словарь в искусстве ХХ – начала XXI века//Русский авангард и война: [сборник статей]/Ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета. — 2014. — С. 342–354.
  5. Лазарева Е. Футуризм как предчувствие новых медиа//Расщепление визуального: значение новых медиа/Сост. О. Лукьянова. — М.: МВО «Манеж». — 2014. — С. 78–83.
  6. Лазарева Е. Эстетизация политики vs. политизация эстетики//Проекции авангарда: каталог-исследование/Сост. О. Шишко. — М.: Арт Гид. — 2015. — С. 54–57.
  7. Lazareva, Ekaterina. Futurism and War Conference, Zagreb (28–29 June 2014)//International Yearbook of Futurism Studies/G. Berghaus ed. — Vol. 5. — Berlin/Boston: De Gruyter. — 2015. — 477–485
  8. Лазарева Е. Футуризм как традиция в итальянском и русском искусстве//Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы: [сборник статей]/Ред.-сост. А. В. Бартошевич, Т. Ю. Гнедовская. — М.: Государственный институт искусствознания. — 2016. — С. 240–258.
  9. Лазарева Е. «Человек, умноженный Машиной»//Искусствознание. — 2016. — №1–2. — С. 90–113.
  10. Lazareva, Ekaterina. Moscow Conceptualism: between Avant-garde and Officious//ARTA magazine. — Bucharest. — 2016. — No.20-21. — P.77–83.
  11. Лазарева Е. Военная риторика в искусстве авангарда//«На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура [сборник статей]/Ред.-сост. Е. А. Бобринская, Е. С. Вязова. — М.: Государственный институт искусствознания. — 2017. — С. 104–111.
  12. Лазарева Е. Второй авангард: к вопросу о терминологии//И после авангарда – авангард: [сборник статей]/Ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета. — 2017. — С. 91–104.
  13. Lazareva, Ekaterina. The Futurist Concept of “Man Extended by Machines”//International Yearbook of Futurism Studies/G. Berghaus, D. Pietropaolo, B. Sica eds. — Vol. 8. — Berlin/Boston: De Gruyter. — 2018. — 213–231.
  14. Lazareva, Ekaterina. Russian Fashion Design//Handbook of International Futurism/G. Berghaus ed. — Berlin/Boston: De Gruyter. — 2019. — 154–161.
  15. Лазарева Е. О понятии концептуализма//Это не московский концептуализм: [сборник статей]/Ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета. — 2021. — С. 7–21.
  16. Лазарева Е. Киборг и гендер: от Маринетти к Харауэй и обратно//Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени: Сборник статей/Ред.-сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — М.: Государственный институт искусствознания. — 2021. — С. 471–485.
  17. Лазарева Е. Футуристский стиль: экстравагантность и униформа//Искусствознание. — 2022. — № 1. — С. 278–303.

Статьи в каталогах выставок и музейных изданиях:

  1. Lazareva, Ekaterina. Overcoming Alienation//Prague Biennale 1/exhibition catalog. — Milano: Giancarlo Politi Editore. — 2003. — P.184–185.
  2. Лазарева Е. Всё и один: диалектика универсального и индивидуального//Сергей Шутов. Бортовой журнал'08/Авт.-сост. Е. Лазарева, С. Шутов. — М.: Книги WAM. — 2008. — С. 25–31.
  3. Лазарева Е. Программа ESCAPE: квадратура круга//ESCAPE diary 1999–2010. — Москва: ММСИ. — 2010. — С. 272–281.
  4. Лазарева Е. Здесь и сейчас Лизы Морозовой//Невозможное сообщество. Книга 2/Ред. В. Мизиано. — М.: ММСИ. — 2011–2015. — С. 228–236.
  5. Лазарева Е. Вадим Фишкин и его победа над солнцем//Невозможное сообщество. Книга 2/Ред. В. Мизиано. — М.: ММСИ. — 2011–2015. — С. 376–382.
  6. Лазарева Е. Будущее в настоящем//Die Zukunft fotografieren/Фотография будущего/Ed. W. Iro, E. Lazareva, E. Ruelfs. — Heidelberg: Kehrer Verlag. — 2015. — P.10–15.
  7. Колесников В., Лазарева Е., Митюшина А. Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке. — М.: Garage. — 2017. — 102 c., ил.
  8. Lazareva, Ekaterina. A Critical Chronology, 1993 – 2017//Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017/Misiano V., Addison R. eds. — Moscow: Garage Museum of Contemporary Art. — 2017. — P.324–375.
  9. Лазарева Е. Ухудшая плохую картинку//Максим Спиваков. 1/2/Ред. Е. Софронов. — М.: ММСИ, Музей Вадима Сидура. — 2018. — С. 26–33.
  10. Лазарева Е. Предисловие: Конвертация в текст//Новоженова А. Коробка с карандашами: тексты, рисунки, дизайн. О фотографии. — М.: V-A-C Press. — 2021. — C. 7–13.

Обновлено: 02.08.2022 16:21:21
Версия для печати

Возврат к списку