российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Ф   Фоменко Андрей Николаевич

Фоменко Андрей Николаевич

Кафедра/Центр

Кафедра кино и современного искусства

Должность

главный научный сотрудник

Ученая степень

доктор искусствоведения

Биографические сведения

  • Историк и критик современного искусства, переводчик, эссеист. Родился в 1971 г. в Сургуте.
  • В 1991 г. окончил Киргизское государственное художественное училище им. С. Чуйкова (Бишкек), в 1996 г. — факультет теории и истории искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина.
  • В 1996–1999 гг. — аспирант философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
  • В конце 1990-х — начале 2000-х гг. работал редактором журнала «Мир дизайна» (Санкт-Петербург), входил в редакционный совет «Художественного журнала» (Москва).
  • В 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии («Эстетика советского фотоавангарда»), в 2010 г. — докторскую по искусствоведению («Поэтика советского авангарда и концепция производственно-утилитарного искусства»).
  • В 2013–2014 гг. — редактор и постоянный автор интернет-журнала «Арт1». Перевел на русский язык ряд работ Бориса Гройса, Розалинд Краусс, Бенджамина Бухло, Ива-Алена Буа, Хэла Фостера, Томаса Кроу и других авторов. Автор книг «Архаисты, они же новаторы» (М.: НЛО, 2007), «Монтаж, фактография, эпос» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007) и «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства» (СПб.: Изд-во СПГУТД, 2011), за последнюю из которых получил государственную премию «Инновация», а также ряда статей, посвященных российскому искусству последних десятилетий, советскому и интернациональному авангарду, фотографии и ее взаимоотношениям с миром искусства, художественной сцене Казахстана и Средней Азии, кинематографу и другим темам.

Научно-педагогическая деятельность

Преподает с 1998 г. В настоящее время — профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского университета

Область научных интересов и сфера научной деятельности

История и теория модернизма, искусство авангарда и неоавангарда, история фотографии, современное искусство Средней Азии и Казахстана.

Публикации

Монографии:
  • Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства. — СПб.: Изд-во СПГУТД, 2011.
  • Монтаж, фактография, эпос: производственное движение и фотография. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  • Архаисты, они же новаторы. – М.: НЛО, 2007.
Статьи:

Переводы

  • Энтони Д. Лошадь, колесо и язык. Как наездники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир. — М.: Изд-во Института Гайдара (готовится к изданию).
  • Кроу Т. Современное искусство в общей культуре. — М.: V-A-C Пресс (готовится к изданию). 
  • Гройс Б. В потоке. — М.: Ад Маргинем, 2018. 
  • Кларк К. Москва, четвертый Рим: сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931–1941). — М.: НЛО, 2018 (совместно с Ольгой Гавриковой).
  • Шуберт К. Удел куратора. — М.: Ад Маргинем, 2016. 
  • Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года. — М.: Ад Маргинем, 2016. — Переводчик, редактор (совместно с Алексеем Шестаковым).
  • Гройс Б. Коммунистический постскриптум. — М.: Ад Маргинем, 2007.
  • Гройс Б. Под подозрением: Феноменология медиа. — М.: Художественный журнал, 2006. 
  • Гройс Б. Комментарии к искусству. — М.: Художественный журнал, 2003. 


Обновлено: 21.01.2021 16:59:52
Версия для печати