российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   И   Иваницкий Александр Ильич

Иваницкий Александр Ильич

Кафедра/Центр

Учебно-научный институт высших гуманитарных исследований имени Е.М. Мелетинского

Должность

Ведущий научный сотрудник

Ученая степень

Доктор филологических наук

Государственные награды, почетные звания, благодарности

Медаль Всероссийского гоголевского общества за вклад в гоголеведение (2009)

Биографические сведения

Родился 22 июня 1959 года в г. Москве.
  • В 1981 году закончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • В 1983-1987 гг. обучался в аспирантуре факультета журналистики МГУ.
  • В 1987 году защитил по кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ кандидатскую диссертацию на тему: «Смысловые функции тропов в поздней гоголевской публицистике».
  • С февраля 1993 года - ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований (ИВГИ) РГГУ.
  • В 2001 году защитил по кафедре классической русской литературы филологического факультета Российского государственного педагогического университета имени Герцена (РГПУ) в Санкт-Петербурге докторскую диссертацию на тему «Исторические значения чудесного творчестве А.С. Пушкина 1830-х годов».
  • В 1994 г. проходил научную стажировку на кафедре семиотики Технического университета Берлина.
  • В 2005-2006 гг. прочел курс лекций по русской литературе в Институте славистики Философского факультета Гумбольдт - Университета в Берлине

Научно-педагогическая деятельность

В РГГУ с 1993 г.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

  • Русская литература первой половины XIX в.;
  • русская культура XVIII в.,
  • немецкий романтизм;
  • русско-немецкие литературные связи и параллели первой половины XIX в

Публикации

Автор более 100 работ.
Основные публикации.
Монографии:
  1. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина. М. Изд. РГГУ. 1998.
  2. Русская торжественная поэзия XVIII века и поздний Пушкин. М. Изд. Московского педагогического университета (МПУ). 1999.
  3. Гоголь. Морфология земли и власти (К вопросу об историко-культурных истоках бессознательного). М., Изд. РГГУ, 2000.
  4. Чудо в объятиях истории (Пушкинские сюжеты 1830-х годов). М., Изд. РГГУ. 2008.
  5. Морфологика движения поэтических систем (Образ мировых вод в русском лирическом сознании XVIII - начала XX веков). Воронеж, Изд. Воронежского университета. 2013.
  6. Поэзия Пушкина как мифология поведения. М. Издательство РГГУ. 2016. Статьи. “Медный Всадник” - обобщенный негатив имперской культуры // Wiener Slawistischer Almanach. B. 38. Wien, 1996. С. 5 - 37.
  7. О смысле академизма вообще и русского в частности // Пинакотека, М., 1996, № 1. С. 64 -67.
  8. “Зимний путь” у Пушкина // Slavica tergestina. Vol. 6. Trieste, 1998. С. 5 -37.
  9. “Душенька” И.Ф. Богдановича и русская хвалебная ода // Slavica tergestina. Vol. 7. Trieste, 1999. С. 33 – 64.
  10. “Пиковая Дама” – анатомия душевного склада “ночного” романтизма // А.С.Пушкин. Проблемы творчества и эстетической жизни его наследия. Изд. Московского педагогического университета. М., 2000. 89 - 108.
  11. “Архетипы Гоголя” // Литературные архетипы. М., Издательство РГГУ. М., 2001. 2 печ. л.
  12. “Скупой рыцарь”, “Король Лир” и “Тартюф” в зеркале мифа // “ Пушкин и античность”. Изд. ИМЛИ РАН. М., 2001. С. 93-110.
  13. К вопросу о предмете культурной антропологии Нового Времени // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. Тт. 1 - 2. М., Издательство РГГУ. 2002. Т. 2. Сс. 555 - 584.
  14. «Ты знаешь край…» («Классическая почва» у Гете и Пушкина) // Филологические науки. М., 2003. № 2. С. 34-43. (В соавторстве с А.И. Лоскутовым).
  15. Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление // Вторые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и мировая культура. Сборник докладов. М., 2003. С. 167 – 180.
  16. Царское Село и Юг у Пушкина (Два лица и смысла «возвращенного Золотого века») // Slavica tergestina. Vol. 11 – 12. Studia Slavica, III. Trieste, 2004. S. 253 – 296.
  17. Об истоках пушкинского гедонизма: «инферно» и история // Anthropologische Konzepte in der russischen Kultur und Literatur (XVIII - XIX Jh.). Антропологические концепты в русской литературе и культуре (XVIII - XIX вв.). Halle (Saale). 2008. S. 111 – 150.
  18. Блаженство и дерзновение в лирике Пушкина 1810-х годов // Болдинские чтения. Нижний Новгород. 2009. С. 251 – 262.
  19. Лирический мотив как жизненная программа (на материале пушкинской лирики 1813 – 1824 годов) // Studia Slavica Savarinensia 1-2. szerk. Szombathey, 2009. Pp. 55-72.
  20. Что могут означать «мертвые души» в поэме Гоголя? // Гоголь и славянский мир (Русская и украинская рецепции). Выпуск. 3. Томск. 2010. С. 161-170.
  21. Сельский дом и жизненный путь в лирике Пушкина: эволюция взаимоотношений // Универсалии русской литературы. 2. Изд. Воронежского государственного университета. Воронеж, 2010. С. 352-375.
  22. О природе государственного пространства у Н.В. Гоголя и Ф. Кафки // Literaria Humanitas. XV. N.V. Gogol: Byti dila v prostoru a case (Studie o zivem dedictvi). Masarikova Univerzita v Brne. Filosoficka Fakulta. Ustav Slavistiku. Brno. 2010. P. 131 – 138.
  23. Мотив очеловечивания собаки у Гоголя: источники и продолжения // Двести лет Гоголя. Сборник научных трудов. Wydavnictwo Universytetu Jagielonskiego. Krakow. 2011. P. 83 – 90.
  24. Символика «службы» у Чехова и ее смысловые продолжения // Филологические записки. Воронеж: Воронежский государственный университет. 2010-2011. Выпуск 30. Тираж 400 экз. Сс. 45-54.
  25. Универсалия «море» в движении русских поэтических систем // Русские литературные универсалии (типология, семантика, динамика). Коллективная монография. Воронеж: 2011. С. 193 - 273.
  26. Гротескное тело как поле идейного дискурса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (сеанс черной магии с разоблачением разоблачителей) // Rossica Lublinensia VII. “Zycie serca”. Duch – dusza – cialo I relacia Ja - Ty w literaturze I kulturze rosyjkiej XX – XXI wieku. Wydavnictvo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej. Lublin 2012. P. 177 – 185.
  27. О «Тайне мертвых душ», или Как не сломать ключ метода в замке текста // Вопросы литературы. Июль - август 2013. М., 2013. С. 173-185
  28. Онтологика инициационного сюжета: Гофман // Универсалии русской литературы. Вып. 5. Воронеж. Изд. Воронежского университета. 2013. С. 221-243.
  29. Creative Role of the Grotesque in the novel “Master and Margarita” by M. Bulgakov // Grotesque Revisited. Grotesque and Satire in the Post/Modern Literature of Central and Eastern Europe. Cambridge. 2013. Pp. 111 – 140.
  30. Безумие Матиаса Грюнвальда: социокультурная подоплека впечатления // Формы времени и сумасшествия в литературе и искусстве. Colloquia litteraria Sedlcensia. Том XIV. Universytet Przyrrodniczo-Humaistyczny w Siedlcach. Instytut Neofilologii I badan interdyscyplinarnych. Siedlce. 2014. Сс. 259 – 270.
  31. Сказочная проза Гофмана: к вопросу о сюжетной парадигме // Bajkove Inspiracje. Bajkove Fascynacie Humanistov. 4. Olsztyn 2014. P. 95 – 110.
  32. Проблема авторской стратегии как объект литературоведческого анализа // Гуманитарные науки и образование. Саранск. – 2014. – № 2. – С. 161-162.
  33. В соавторстве с О.Ю. Осьмухиной. Лирика Лермонтова: к вопросу о мотивной логике // Универсалии русской литературы.  Вып. 6.  Воронеж . 2015. С. 293-312.
  34. Лейбниц – Шлегель – Гофман: к вопросу об истоках романного диалогизма Достоевского // Mirgorod. An International Journal of the History and Epistemology of Contemporary Literary Studies. Uniwersytet Przyrodniczo-Humanistyczny w Siedlcazh. Instytut Neophilologii. Siedlce. 2015. С. 123 – 135.
  35. О символической гетеротопии «Фауста» (на материале I части трагедии Гете) // Гетеротопии: миры, границы, повествование. Вильнюсский Университет. Научные труды. № 57(5). Вильнюс. Издательство Вильнюсского университета. 2015. С. 54 – 62
  36. О ролевом характере «водяного общества» (К вопросу о том, кто «герой нашего времени» в романе Лермонтова) // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Выпуск 32. Часть 1. Воронеж. Изд. Воронежского государственного университета. 2015. С. 30-42.
  37. «Мне жаль великия жены…» как один из поведенческих ключей лирики Пушкина // Семиотика поведения и литературные стратегии: Лотмановские чтения – XXII. Ред.-сост. М.С. Неклюдова, Е.П. Шумилова. М.: РГГУ, 2017. 429 с. (Monumenta Humanitatis: Чтения ИВГИ – ИВКА – ЦТС Ф; Вып. 3. С. 181-194.
  38. Драма Г. ф. Клейста «Принц Фридрих Гомбургский»: прусский миф как национально-исторический «код» // Mit narodowy w sferze sacrum и profanum. Tom monograficzny. Uniwersytet Warszawsky / Institut Germanistyki. - Universytet Przyrrodniczo-Humaistyczny w Siedlcach. Instytut Neofilologii I badan interdyscyplinarnych. Warszawa - Siedlce. 2018. ISBN 978-83-949472-5-5. С. 43 – 56.
  39. Лукас Кранах Старший: «куртуазия архаики» // Даниловские чтения. Античность – средневековье - Ренессанс. Сб. 1. Очерки визуальности. М. НЛО. 2018. С. 329-342.
  40. От поэтической нормы сентиментализма к норме «Пушкинской плеяды»: пути эволюции // Conversatoria Literaria XII. Literatura i jej konteksty społeczno-kulturowe. Międzynarodowy Rocznik Naukowy. Siedlce - Banská Bystrica. Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Przyrodniczo-Humanistycznego w Siedlcach. 2018. С. 253-266.
  41. Лирическая поэзия и портретная живопись Екатерининской эпохи: логика встречного движения // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 4. С. 160-179.


Обновлено: 23.09.2019 16:54:37
Версия для печати