российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Т   Тарасова Александра Владимировна

Тарасова Александра Владимировна

Кафедра/Центр

Кафедра истории и теории культуры

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат исторических наук

Биографические сведения

На кафедре Истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ с 2011 г. Закончила Исторический факультет МГУ им. В.М. Ломоносова и аспирантуру МГУ им В.М. Ломоносова. Тема диссертации: «Ученые монахи Северной Франции X в. и их представления о природе: По данным нарративных источников» (специальность 07.00.03 – Всеобщая история).

Научно-педагогическая деятельность

Учебные дисциплины:
  • Латинский язык в контексте культуры (ч. 1, 2); 
  • История мировой культуры до конца XV века; 
  • Культурология; 
  • История мировой культуры XVI-XVIII веков; 
  • История литературы в контексте культуры; 
  • Техники анализа текстов культуры; 
  • Культурная история средств массовой коммуникации.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Область научных интересов: европейская культура средневековья и нового времени, европейская литература, интернет-коммуникации, телесериалы, фан-сообщества,  современная культура Республики Корея, научная фантастика и фэнтези в современной популярной культуре.

    Конференции и круглые столы:
  • «Современные методы изучения культуры – VI» (15-16 апреля 2014 г.); доклад на тему «Мое ароматное «Я»: групповая и индивидуальная самоидентификация пользователей парфюмерных форумов Рунета».
  • «Современные методы изучения культуры – VII» (17-18 апреля 2015 г.); доклад на тему «Парфюмерная география: мир и передвижения по нему в описаниях участников парфюмерных форумов Рунета».
  • «Современные методы изучения культуры – VIII» (15-16 апреля 2016 г.); ведение секции «Язык фантастического в современной культуре» и доклад на тему «Спички, кофе и карандаши: роль деталей из современного повседневного обихода в конструировании мира будущего (на примере телесериала «Пространство»).
  • «Современные методы изучения культуры – IX» (14-15 апреля 2017 г.); ведение секции «Человеческое» и «нечеловеческое» в популярной фантастике» и доклад на тему «Проявление человеческого post mortem: из жизни корейской телевизионной нежити».
  • Человек и природа. История взаимодействия , источники и информационные ресурсы, визуальные образы и исследовательские практики / Материалы XXX Международной научной конференции, Москва, 25-26 апреля 2017 г. Доклад на тему «Преступление – расследование – восстановление справедливости: природа как невольный участник событий в повести В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха».
  • «Современные методы изучения культуры – X (13-14 апреля 2018 г). Ведение круглого стола «Нормального» и «ненормального» в вымышленных мирах: репрезентация и функционирование». Доклад на тему «Реальность» и пространство воображаемого текста в телесериале «Чикагская пишущая машинка» (Южная Корея, 2017)».
  • Международный круглый стол «Негативный чувственный опыт и конструирование социального в истории» (4 июня 2018 г.). Доклад на тему «Пища духовная и пища телесная: еда и различные аспекты отношения к ней в «Чудесах св. Бенедикта» и «Жизни св. Аббона» (Франция, нач. XI века)».
  • Международная междисциплинарная конференция «Россия – Восток: Взаимодействие в искусстве» (18-19 октября 2019 г.). Доклад на тему «Переживание, осмысление, приобщение: рецепция южнокорейской телепродукции русскоязычной аудиторией на примере обсуждения сериала «Лунные влюбленные – Алые сердца: Корё».
  • Международная конференция «Эмоция и жест: визуальные репрезентации эмоциональных состояний» (13-15 декабря 2018 г.). Доклад на тему «Жест как проекция чувства в южнокорейском телесериале: о способах применения».
  • «Современные методы изучения культуры – ХI» (11-13 апреля 2019 г.): организация и ведение секции «”Лицо Зла” в фантастике и фэнтези XX-XXI веков»;  доклад на тему «Враг человеческого рода и люди: модели сотрудничества и противостояния в телесериале «Гость» (Республика Корея», 2018)». 
  • Всероссийская научная конференция «Память и идентичность – II. Кто пишет историю: особенности формирования исторического нарратива»  (16-17 мая 2019 г.):  доклад на тему «Конструирование коллективной памяти о создании национальной системы письма в телесериале «Дерево с глубокими корнями» (Республика Корея, 2011)»;
  • V Международная конференция «География искусства» (16-18 мая 2019 г.: доклад на тему «Образ Европы в современном южнокорейском сериале: территория искусства, территория сказки», 
  • Third Annual Memory Studies Association Conference (Complutense University, Madrid, 25 – 28 June 2019); тема доклада –  «Representing the Japanese occupation in South Korean TV series: commemorative functions of contemporary television».
  • Международная научная конференция «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари» (Москва, 19 – 21 сентября 2019):  доклад на тему «Роковой Грузовик как орудие судьбы: о конструировании новой мифологии в южнокорейском телесериале». 
  • Международная конференция «Россия – Восток: искусство, философия, культура» (14-15 октября 2019 г.): доклад на тему «Реакция русскоязычных зрителей на сюжетные коллизии южнокорейских телесериалов: традиция vs прогресс в семейных и гендерных конфликтах»
  • Научная конференция «Путешествия во времени:  социокультурное измерение популярных сюжетов XIX-XXI вв.» (9 ноября 2019 г.): организация конференции и доклад на тему: «Конструирование поздневикторианского Лондона в сериале «Доктор Кто» («Когти Венг Чиенга», 1977 г.)». 
  • Международная конференция «Сакральные локусы в городском пространстве» (6-7 декабря 2019 г.): доклад на тему «Обретение «магического» пространства в европейском городе:  «Воспоминания об Альгамбре» и некоторые другие сериалы Южной Кореи».
  • Научная  конференция «Путешествия во времени: социокультурное измерение популярных сюжетов XIX–XXI вв. – II:  Перемещение во времени как форма культурного контакта» (29 февраля 2020 г.): организация конференции и доклад на тему  «Знаки времени и признаки жанра в сериале “Радость жизни” (Китай. 2019)». 
  • Научная конференция «Современные методы изучения культуры – XII» (17-18 апреля 2020 г.): организация и ведение секции «Оборотни и доппельгангеры: Проблемы alter ego и двойничества в пространстве фантастического повествования», доклад на тему «”Чудесные близнецы” как связующее звено между глобальным и национальным в фэнтези: сериал “Хроники Асдаля”».  
  • Научно-практической конференции «Фэнтези: древняя мифология и современный жанр» (22 мая 2020 г.): доклад «Божества и демоны на улицах Сеула: конструирование пространства в южнокорейском телесериале  жанра фэнтези».

Публикации

    Монография:
  • Тарасова А.В. Неведомое море, дьявольский коршун и небесные острия: природа глазами ученого монаха Северной Франции Х в. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 232 с.
Статьи:
  • Тарасова А.В. Использование образов животных при характеристике королей и правителей в некоторых франкских источниках второй половины Х в. // Мир власти: Традиция, символ, миф/Материалы Российской научной конференции молодых исследователей 17-19 апреля 1997 г. М., 1997.
  • Тарасова А.В. Животные во французских нарративных источниках Х-начала XI века. // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 5. М., 1998.
  • Тарасова А.В. Преступление – расследование – восстановление справедливости: природа как невольный участник событий в повести В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха». // Человек и природа. История взаимодействия , источники и информационные ресурсы, визуальные образы и исследовательские практики / Материалы XXX Международной научной конференции, Москва, 25-26 апреля 2017 г. М.: РГГУ, 2017. – с. 204-207.
  • Тарасова А.В. Мое ароматное «Я»: групповая и индивидуальная самоидентификация пользователей парфюмерных форумов Рунета. // Вестник РГГУ, серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», 2017, 3 6 (27). – с. 135-151.
  • Тарасова А.В. Пища духовная и пища телесная: еда и различные аспекты отношения к ней в «Чудесах св. Бенедикта» и «Жизни св. Аббона» (Франция, нач. XI века). // АДАМ & ЕВА. Альманах гендерной истории. – № 26. Москва: ИВИ РАН, 2018. – с. 6-24.
  • Тарасова А.В. Понять, прочувствовать и присвоить: южнокорейский сериал «Лунные влюбленные – Алые сердца: Корё» в обсуждениях русскоязычных зрителей. // Наука телевидения. Научный журнал о цифровых медиа. 2018, Т. 14, вып. 4.
  • Тарасова А.В. Жест как проекция чувства в южнокорейском телесериале: о способах применения // Вестник РГГУ: Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», 2019, № 3. С. 138-155.
  • Тарасова А.В. Стать человеком: герой-сирота в сюжете современного южнокорейского сериала // Без родителей: сиротство как социокультурное явление. – М., Изд-во РГГУ, 2019. С. 131-152.
  • Тарасова А.В. Образ Европы в современном южнокорейском телесериале: территория искусства, территория сказки // НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ. –2019. № 15.3. – С. 104-123.
  • Тарасова А.В. Южнокорейские жанровые сериалы в контексте культурной истории: мистический триллер «Гость» // Вестник РГГУ: Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», 2019, №8, ч. 2. С. 273-288.
  • Тарасова А.В. Одомашнивание вампира в эпоху Чосон: южнокорейский телесериал «Ученый, гуляющий ночью» как пример глокализации // Артикульт. 2020. 37(1). С. 106-114.

Переводы

  • Рихер Реймсский. История. М.: РОССПЭН, 1997: Перевод с латинского, составление, сопроводительная статья, комментарии и указатели.
  • Аноним. Жизни императора Людовика//Историки эпохи Каролингов. М.: РОССПЭН, 1999: Перевод с латинского.
  • Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М.: Мысль, 2001: Перевод с латинского, комментарии.
  • Астроном. Жизнеописание императора Людовика / пер. с лат., комм. А.В. Тарасовой  // Династия Каролингов. От королевства к империи, VIII-IX века. Источники.  – СПб.: Евразия, 2019. – 512 с. – С. 248-319.


Обновлено: 30.05.2020 16:40:15
Версия для печати