российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   А   Агрис Анастасия Романовна

Агрис Анастасия Романовна

Кафедра/Центр

Кафедра нейро- и патопсихологии

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат психологических наук (2015)

Биографические сведения

Родилась 10 мая 1988 г. в г. Москва. Образование - МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, кафедра нейро- и патопсихологии (2005-2010), специальность - клиническая психология, специализация - нейропсихология. В ходе обучения выполнена дипломная работа под рук. И.С. Гориной "Асимметрия зрительного внимания при типичном и атипичном развитии". По окончании университета выдан диплом с отличием. С 2010 по 2013 г. - обучение в очной аспирантуре факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности "Медицинская психология". В 2015 г. под руководством Т.В. Ахутиной защищена диссертация "Дефицит нейродинамических компонентов деятельности у детей с трудностями обучения (с текстом диссертации можно ознакомиться здесь: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/agris.html). С 2010 г. работает детским нейропсихологом, клиническим психологом, ведет научную и преподавательскую работу, имеет опыт методической, организационной (руководитель внутришкольного психолого-педагогического консилиума, заместитель руководителя школьной психологической службы) и экспертной (эксперт МИОО по программам повышения квалификации работников образования) работы. Как нейропсихолог-практик работала в ГБОУ ЦПМСС "Зеленая ветка" (2010-2013), московских школах № 1524 (2013-2016), 1251 (2016-2017), частной школе "Президент" (2017-2018). В настоящее время является по совместительству нейропсихологом многопрофильного психологического центра "Территория счастья" (https://psycholog4all.ru/), где занимается нейропсихологической диагностикой и коррекцией детей с нарушениями в развитии и взрослых с органическими поражениями ЦНС.

Научно-педагогическая деятельность

С 2015 г. - преподавание в Институте практической психологии и психоанализа курсов "Детская нейропсихология", "Коррекционно-развивающее и восстановительное обучение", "Детская патопсихология", "Психологическая помощь в детском возрасте". С 2011 г. по н.в. ведет обучающие курсы и семинары для специалистов сферы образования (детских психологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов) по детской нейропсихологии и нейропсихологической диагностике в детском возрасте (в том числе выездные интенсивные курсы в других городах). С 2018 г. в РГГУ читает лекции и ведет практические занятия по курсам "Основы нейропсихологии", "Основы патопсихологии" ("Патопсихология"), "Детская клиническая психология" ("Клиника детства"), "Детская нейропсихология", "Спецпрактикум по детской клинической психологии".

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Нейропсихология, детская нейропсихология, психология аномального развития, коррекционная педагогика, методология клинико-психологического исследования, история нейропсихологии. Исследования преимущественно посвящены проблемам нарушения мозговых механизмов ВПФ у детей с трудностями в освоении школьных навыков (счета, письма, чтения) и с другими аномалиями в развитии. С 2010 г. участвовала в 4 грантовых исследованиях под руководством Т.В. Ахутиной, посвященных этим вопросам. Параллельно занимается исследованием ранних этапов развития нейропсихологии в России по материалам научного архива А.Р. Лурии; являлась участником гранта по созданию электронной версии архива Лурии (http://luria-archive.ru/start/).

Публикации

  1. Соленова (Агрис) А.Р. Асимметрия зрительного внимания у детей при типичном и атипичном развитии. // Психология сегодня: Традиции, проблемы, перспективы. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» (12-15 апреля 2010 г.) Секция «Психология». / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
  2. Соленова (Агрис) А.Р. Дефицит активационных компонентов деятельности у детей с нарушениями развития в практике инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва). – М.: МГППУ, 2011. – С. 73–75.
  3. В. Янтцен. Нарушения развития и инклюзия. / Пер. с нем. Агрис А.Р. // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 3. – С. 98–104.
  4. Агрис А.Р., Егорова О.И., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. // Современная зарубежная психология. – 2012. – № 1. – С. 6–19.
  5. Агрис А.Р. Проявления дефицита активационных компонентов деятельности у детей с трудностями обучения. // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 2. – С. 29–35.
  6. Агрис А.Р. Варианты дефицита активационных компонентов деятельности у младших школьников с трудностями обучения // Московский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщения. – М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. – С. 4.
  7. Агрис А.Р. Когнитивные и личностные особенности детей с низким темпом деятельности и синдромом дефицита внимания // Современная зарубежная психология. – 2013. – №1. – С. 5–21.
  8. Агрис А.Р., Егорова О.И. Нейропсихологические особенности детей с расстройством координации движений: аналитический обзор зарубежных исследований // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6, № 29. – С. 5. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/830-agris29.html (дата обращения: 28.08.2015)
  9. Агрис А.Р., Корнеев А.А. Анализ дефицита активационных компонентов деятельности у учащихся 1 и 2 классов с трудностями обучения // Психология сегодня. Материалы докладов XX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова / Отв. ред. А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
  10. Агрис А.Р., Корнеев А.А. Состояние активационных компонентов деятельности у младших школьников с трудностями освоения школьных навыков // Молодые ученые – столичному образованию. Сборник докладов XII Городской научно-практической конференции. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 170–172.
  11. Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Кузева О.В., Агрис А.Р. Методы оценки состояния активационных компонентов высших психических функций у младших школьников: экспериментальное исследование // Материалы конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Москва, 19 июня 2013 / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – М.: БукиВеди, 2013. – С. 154–159.
  12. Агрис А.Р., Егорова О.И. Диагностическая категория «Дефицит внимания, двигательного контроля и восприятия» (Deficits in Attention, Motor Control and Perception) в зарубежной литературе // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 3. – С. 43–53.
  13. Агрис А.Р. Приемы развития и коррекции пространственных представлений старших дошкольников в условиях ДОУ // Игра как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании. Методические рекомендации. Серия “Инклюзивное образование” / Сост. Е.Л. Агафонова, Е.Н. Тян. – М.: ГБОУ ЦПМСС “Зеленая ветка”, 2014. – С. 39–49.
  14. Агрис А.Р., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Состояние работоспособности у первоклассников в норме и при трудностях обучения (по данным компьютерных методик) // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7, № 34. – С. 5. – [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/957-agris34.html (дата обращения: 28.08.2015)
  15. Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2014. – Часть 1: № 3. – C. 34-46. – Часть 2: № 4. – С. 44-55.
  16. Агрис А.Р. Варианты дефицита активационных компонентов деятельности у младших школьников с трудностями обучения // Тезисы конференции «Современные проблемы нейропсихологии и психофизиологии», посвященной 85-летию со дня рождения Е.Д. Хомской (факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 5 декабря 2014 г.). – [Электронный ресурс] URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/khomskaya/2014/agris.pdf (дата обращения: 20.11.2015)
  17. Korneev A., Matveeva E., Agris A., Akhutina T. Processing speed in first graders with the risk of learning disabilities // Proceedings and Abstracts of the 85th Annual Meeting of the Eastern Psychological Association. – Vol. 85. – Boston, 2014. – P. 102.
  18. Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 14(16). – С. 96–102.
  19. Akhutina T.V., Korneev A.A., Matveeva E. Yu., Agris A.R. Age-related changes of higher mental functions in 7–9-years old children with different types of state regulation deficits // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. N 3. P. 131–152.
  20. Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Романова А.А., Агрис А.Р., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Воронова М.Н., Максименко М.Ю., Яблокова Л.В., Меликян З.А., Кузева О.В. Нейропсихологическая диагностика детей 6-9 лет / Под ред. Т.В. Ахутиной. – М.: В. Секачев, 2016.
  21. Евсевичева И.В., Агрис А.Р., Обидина В.А., Акинина Ю.С.,Черкасова З.А., Змановский Н.С., Больгина Т.А., Драгой О.В. Творческое наследие А.Р.Лурия: новые данные из архивных документов // Материалы конференции "История клинической и фундаментальной нейрофизиологии в России: вклад в европейскую нейронауку". – Москва, 2016. – С. 57–59.
  22. Ахутина Т.В., Акинина Ю.С., Черкасова З.А., Змановский Н.С., Больгина Т.А., Евсевичева И.В., Обидина В.А., Агрис А.Р., Драгой О.В. Электронный архив А.Р.Лурия: прототип информационной системы // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. / отв.ред. Ю.И.Александров, К.В. Анохин. – Москва Изд-во Ин-та психологии РАН, 2016. – С. 126–127.
  23. Ахутина Т.В., Агрис А.Р., Акинина Ю.С., Евсевичева И.В.,Больгина Т.А., Змановский Н.С., Никонова Е.Ю., Обидина В.А.,Черкасова З.А., Драгой О.В. Работа над электронной версией архива А.Р. Лурии / Т. В. Ахутина, А. Р. Агрис, Ю. С. Акинина и др. // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – ООО "Буки Веди", ИППиП Москва, 2017. – С. 481–485.
  24. Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Евсевичева И.В., Никонова Е.Ю., Змановский Н.C. По материалам архива А.Р. Лурия: развитие методов нейропсихологической диагностики на примере исследования семантической афазии // Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С. 30.
  25. Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Евсевичева И.В. Анализ материалов архива А.Р. Лурии: к вопросу об исследовании семантической афазии // VIII Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 17 – 19 ноября 2017 г. : тезисы. – Санкт-Петербург : ЧОУ ДПО «ЛОГОПЕД-ПРОФИ», 2017. – С. 9–12.
  26. Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Ранние этапы исследования семантической афазии в работах А.Р. Лурии // Вопросы психолингвистики. – 2018. – № 1(35). – С. 14–27
  27. Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Исследование фонематического слуха в отечественной нейропсихологии: по материалам работ А.Р. Лурии // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / Под общ. ред. О.А. Величенковой. – М.: Логомаг, 2018. – С. 24–40.
  28. Akhutina T.V., Agris A.R. History of studying semantic aphasia mechanisms (based on materials from Lurian archive) // The Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science), KnE Life Sciences, pages 1–9.
  29. Величенкова О.А., Агрис А.Р. Трудности в написании словарных слов в начальной школе и их возможные нейролингвистические механизмы // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 1368 с. (98 п.л.) - С. 208-210.
  30. Агрис А.Р., Камардина И.О. Нейропсихологический подход к нарушениям графомоторных навыков у младших школьников // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнититвной науке (Архангельск, 19–22 ноября 2018 г.). – Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. – 323 с. (23 п.л.) – С. 11-14. – URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/ec1/Sbornik-KISE_2018-_isbn_-.pdf 
  31. Камардина И.О., Агрис А.Р. Методы развития графомоторных и оптико-пространственных функций. Нейропсихологический подход // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнититвной науке (Архангельск, 19–22 ноября 2018 г.). – Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. – 323 с. (23 п.л.) – С. 137-140. – URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/ec1/Sbornik-KISE_2018-_isbn_-.pdf

Переводы

  • В. Янтцен. Нарушения развития и инклюзия. / Пер. с нем. Агрис А.Р. // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 3. – С. 98–104.


Обновлено: 21.02.2019 14:56:13
Версия для печати