Научно-образовательный центр; Центр изучения религий
Должность
Профессор
Ученая степень
Доктор исторических наук
Биографические сведения
Образование:
Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М. Ломоносова, 1981, специальность – «всеобщая история».
Ученые степени:
Доктор исторических наук, 1993, Институт Востоковедения РАН.
Кандидат исторических наук, 1986, Институт Востоковедения РАН.
Научно-педагогическая деятельность
Аспирант Института Востоковедения РАН, 1981-1985
Младший научный сотрудник (1986), научный сотрудник (1988), ведущий научный сотрудник (1992-2000), Институт востоковедения РАН (Москва).
Лектор, приглашенный профессор, Кафедра Религиоведения, Государственный Университет Аризоны (Department of Religious Studies, Arizona State University), 2000-2010, Tempe, Arizona, USA.
Профессор, Центр изучения религий; Старший научный сотрудник Научно-образовательного центра, Российский Государственный Гуманитарный университет, 2003- н/в.
Профессор, старший научный сотрудник Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (Москва), 2012 - н/в
Профессор НИУ Высшая школа экономики (Москва), 2015-2018
Редактор журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», 2012 – н/в
Область научных интересов и сфера научной деятельности
Религии в современном мире;
Религия и секулярный мир;
Религия и общество: классические и современные теории;
Антропология и социология религии в современной России и сопредельных странах;
Нация, этничность и религия
Публикации
Книги
Understanding World Christianity: Russia. – Minneapolis: Fortress Press, 2021 (в соавторстве)
Religion, Democracy and Nation in the Southern Caucasus. (Co-editor). London, Routledge, 2015
Armenian Christianity Today: Identity, Politics and Popular Practice. (Editor). Ashgate Publisher, 2014
Turns of Faith, Search for Meaning: Orthodox Christianity and Post-Soviet Experience. Erfurt Studies in eastern Christianity series: Peter Lang Edition, 2014.
Evangelical, Pentecostal and Charismatic Churches in Latin America and Eastern Europe. Special Issue (Editor). Religion, State and Society, Vol. 40 (1), 2012.
Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности. Отв. Ред. Совместно с К. Русселе, Москва: Весь мир, 2011
Светскость государства: Международный опыт и российские проблемы, Москва , французско-российский Центр гуманитарных и общественных наук, Отв. Ред. совместно с К. Русселе, Москва, 2008
Религиозные практики в современной России, Отв. Редактор, совместно с К. Русселе, Москва, Новое издательство, 2006
Eastern Orthodoxy in a Global Age, V. Roudometof, A. Agadjanian and J. Pankhurst, eds. Walnut Creek etc.: Altamira Press, 2005
Буддийский путь в XX-м веке. Религиозные ценности и современная история стран Азии. Москва, Наука, 1993
Крестьянский мир и государство в Бирме. Москва, Наука, 1989
Статьи
Религия и русская революция: явные и неявные взаимосвязи. На полях одной Конференции. — Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 36:1, 2018, с. 21-32.
Богохульство: дискурсы и практики. От Редакции. Специальный номер журнала Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017, 35 (2), с. 7-14 (в соавторстве с М. Майзульсом).
Tradition, Morality and Community: Elaborating Orthodox Identity in Putin’s Russia. –Religion, State and Society, #1, 2017, p. 39-60
Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность Южного Кавказа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016, 34 (2), 331-356
Православный взгляд на современный мир. Контекст, история и смысл соборного документа о миссии Церкви // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016, 34 (1), 255
Neue Formen de Ostlichen Ortodoxie. – Transit. Europaische Revue, Vol. 47 (Herbst 2015), p. 90-107
Vulnerable Post-Soviet Secularities: Patterns and Dynamics in Russia and Beyond.- In: Burchardt, Marian; Wohlrab-Sahr, Monika and Matthias Middell (eds.) Multiple Secularities beyond the West. Religion and Modernity in the Global Age. Berlin: De Gruyter, 2015, 241-60
The Religious Modernity of the Brotherhood: A New Face of Armenian Grassroots Christianity. In: Armenian Christianity Today: Identity Politics and Popular Practice. Ashgate Publisher, 2014, 71-89
Ethnicity, Nation and Religion. Current Debates and South Caucasus Realities. – In: Religion, Democracy and Nation in the Southern Caucasus. London, Routledge, 2014, 22-37
Религия и теория: современные тенденции. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Том 31, №3 (2013), с. 7-31.
“Reform and Revival in Moscow Orthodox Communities: Two Types of Religious Modernity,” Archives de sciences sociales de religions, 163 (2013), 75-94
“Russia’s ‘cursed issues’, post-Soviet religion, and the endurance of secular modernity” – In M. Rosati, K. Stoeckl, eds., Multiple Modernities and Global Post-Secular Society, Ashgate, 2012, p. 79-96
Evangelical, Pentecostal and Charismatic Churches in Latin America and Eastern Europe: an Introduction. Religion, State & Society, Vol. 40, Number 1 (March 2012), 3-10
«Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна. – «Государство, религия и церковь в России и за рубежом», №1, 2012, c. 83-110
Russian Orthodox Church in Europe: ‘Soft Other’ with Quadriple Identity – forthcoming in: Orthodox Christianity in Europe — Borders Constructed and Deconstructed’ (Eastern Christian Studies series), Leuven: Peeters, 2012
“Приход и община в русском православии. Современные процессы в ретроспективе последнего столетия”. – А. Агаджанян, К. Русселе, ред. Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности. Москва: Весь мир, 15-36
“Реформа и возрождение в двух московских православных субкультурах: два способа сделать Православие «современным»”. – Ibid, 255-276
Постсекуляризм: контуры новой гуманитарной парадигмы. — Гуманитарные чтения РГГУ – 2011: Теория и методология гуманитарного знания. Общественные функции гуманитарных наук. Россиеведение. Гуманитарное знание и образование : сб. материалов. Рос. гос. гуманитарный ун-т. — М. : РГГУ, 2012. — С. 151-162
Буддизм в глобальную эпоху. Философия буддизма : энциклопедия. Российская академия наук, Ин-т философии. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 46-56
Exploring Russian Religiosity as a Source of Morality Today. – In Jarrett Zigon, ed. Multiple Moralities and Religion in Post-Soviet Russia. Berghahn Books, 2011.
Liberal Individual and Christian Culture: Russian Orthodox Teaching on Human Rights in Social Theory Perspective, Religion, State and Society, vol.38, no. 2 (June 2010), 97-113
Individual and Collective Identities in Russian Orthodoxy, co-authored with K. Rousselet, in C. Hann, G. Holtz, eds., Eastern Christians in Anthropological Perspective, University of California Press, 2010, 265-279
Eastern Christianities, chapter in: Routledge Encyclopedia: The World’s Religions: Continuities and Transformations, Routledge, 2008
In difesa dell’universalitàe dell’individualismo. Riposta ad Adam Seligman, — Daimon, Vol. 7, 2007, p. 239-254
Why and How Study Russian Religious Practices? Co-authored with K. Rousselet, in A. Agadjanian and K. Rousselet, eds., Religious Practices in Today’s Russia, Moscow: Novoe Izdatel’stvo, 2006
The Search for Privacy and the Return of a Grand Narrative: Religion in a Post-Communist Society, Social Compass, vol. 53 (2006), 169-184.
Eastern Orthodoxy in the Global Age: Preliminary Considerations (co-authored with V.Roudometof). In: V. Roudometof, A. Agadjanian and J. Pankhurst, eds., Eastern Orthodoxy in a Global Age, Walnut Creek etc.: Altamira Press, 2005, 1-28
«Pourquoi et comment étudier les pratiques religieuses?» (co-athored with Kathy Rousselet) , Etudes comparatives Est-Ouest, vol. 36, no. 4, décembre 2005, 5-17.
Eastern Orthodoxy in the Global Age: Preliminary Considerations (co-authored with V.Roudometof). In: V. Roudometof, A. Agadjanian and J. Pankhurst, eds., Eastern Orthodoxy in a Global Age, Walnut Creek etc. : Altamira Press, 2005, 1-28.
Globalization and Identity Discourse in Russian Orthodoxy (co-authored with K. Rousselet). In: V. Roudometof, A. Agadjanian and J. Pankhurst, eds., Eastern Orthodoxy in a Global Age, Walnut Creek etc. : Altamira Press, 2005, 29-57.
Дхарма и империя. Основы и пределы сакрализации власти в буддийской традиции. – Д. Бондаренко, Л. Андреева, А. Коротаев, ред. Сакрализация власти в истории цивилизаций. Москва, Центр цивилизационных и региональных исследований, 2005, часть 3, 149-180
Буддизм и глобализация. В сборнике: А. Малашенко, С. Филатов, ред. Религия и глобализация в Евразии, М, Карнеги-Центр, 2004, 222-255.
“Religions Between Universal and Particular: Eastern Europe After 1989.” In S. Saha, ed. Religious Fundamentalism in the Contemporary World: Critical Social and Political Issues. Lanham etc.: Lexington Books, 2004, p. 71-90
“Breakthrough to Modernity, Apologia for Traditionalism: the Russian Orthodox View of Society and Culture in Comparative Perspective. – Religion, State and Society #4 (Winter), 2003
“The Social Vision of Russian Orthodoxy: Balancing Between Identity and Relevance.” In: Orthodox Christianity and Contemporary Europe, Peeters Publishers, Leiden, 2003, 163-182.
“The Public Religion in Russia and the Search for National Ideology.” Journal of the Social Scientific Study of Religion, #3, 2001
“Revising Pandora’s Gifts: Religious and National Identities in Post-Soviet Eurasia” Europe-Asia Studies, #3, 2001
«Юго-Восточная Азия: История идей в XX-м веке. Введение». В: И. Подберезский, отв. ред., «Юго-Восточная Азия: Идеи и идеологи в XX-м веке», Москва, Наука, 2001
«Будийская герменевтика кармы и нирваны: социология религиозной реформы». В: И. Подберезский, отв. ред., «Юго-Восточная Азия: Идеи и идеологи в XX-м веке», Москва, Наука, 2001
”Religious Minorities During Russia’ s Transition from Atheism to Secularism.” Research in the Social Scientific Study of Religion. Ed. by J. Greer and D. Moberg. Vol.11, (2000) p. 65-79
“Entropy, Symphony, Ideocracy: Religious Debates in the Russian Mass Media. In: Old Churches, New Believers: Religion in Post-Soviet Mass Consciousness, edited by K. Kaariainen, D. Furman. Moscow, St. Petersburg, Издательство «Летний Сад», 2000.
“Religious Responses to Social Changes in Russia: Traditional and New Religions Compared”. Journal of Contemporary Religion, 11(1): 69-76. (1996).
“Religious Pluralism in Orthodox Russia: Political Controversy and its Social Background”. In: The Future of Religion: East and West, edited by I. Borowik and P. Jablonski. Krakow, Nomos Publishing House, Institute for the Scientific Study of Religion, 1995.
“Понятие традиции: общие предварительные замечания». В: Г. Чуфрин, отв. ред. «Традиции и традиционные структуры в Юго-Восточной Азии», Москва, Наука, 1994.
“Les cultes orientaux et la nouvelle religiosité en Russie”. Revue d’etudes comparatives Est-Ouest, 24(3/4): 155-172 (1993).
«Буддизм и власть». — Восток: Афро-азиатские общества : история и современность. 1992. № 1, С. 39-50
«Буддизм и власть в XX веке : новая жизнь политической традиции». Восток: Афро-азиатские общества: история и современность. 1992, № 4б с. 69-81
«Независимая Бирма: проблемы ориентации». В: Г. Шабалина, отв.ред. «Юго Восточная Азия в начале 1980-х: Тенденции и перспективы». Москва. Наука, 1984.
«Провинциальная бюрократия и государственный феодализм в Бирме». Народы Азии и Африки, №3, 1983.
Tsypilma Darieva, Florian Muhlfried, Kevin Tuite (eds.). Sacred Places, Emerging Spaces: Religious Pluralism in the Post-Soviet Caucasus. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2018. X+235 p. // Religion and Society: Advances in Research. Vol. 10 (2019): 178-179
Tsypilma Darieva, Florian Muhlfried, Kevin Tuite (eds.). Sacred Places, Emerging Spaces: Religious Pluralism in the Post-Soviet Caucasus. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2018. X+235 p. // Антропологический форум. 2019. № 43. С. 172–179
Smolkin V. A Sacred Space is Never Empty. A History of Soviet Atheism. Princeton & Oxford, Princeton University Press, 2018. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №4 (37), 2019
Luhrmann S., ed. Praying with the Senses: Contemporary Orthodox Christian Spirituality in Practice. Bloomington, 2017. - Этнографическое обозрение, #4, 2019, c. 184-187
Zuzanna Bogumił. Gulag Memories: The Rediscovery and Commemoration of Russia’s Repressive Past. New York: Berghahn Books, 2018. Laboratorium: Russian Review of Social Research. 11, 1 (May 2019), 213-216
Шнирельман В. «Колено Даново». Эсхатология и антисемитизм в современной России. М.: Издательство ББИ, 2017. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №4 (36), 2018, c. 349-356
Энциклопедический словарь социологии религии / Отв. ред. М.Ю. Смирнов. СПб.: Платоновское философское общество, 2017. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №3 (36), 2018, 238-244
Aitamurto K. and S. Simpson (2013). Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe. Acumen. 352 p. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №1 (33), 2015, c. 308-340
Aitamurto K. and S. Simpson (2013). Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe. Acumen. - Religion, State & Society, October 2015, Vol.43(4), pp.402-406
Кормина Ж., Панченко А., Штырков С. (ред.) Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета, 2015. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №4 (33), 2015, c. 397-406
Menzel, B., Hagemeister, M. and Rosenthal, B. (eds). The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions. München, Berlin: Verlag Otto Sagner, 2012. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №1 (32), 2014, c. 308-314
Pax Islamica. М.: Издательский дом Марджани. 2012. № 1 – 2 (8-9). - Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №3 (31), 2013, c. 324-328
Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI в. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №2 (31), 2013, c. 314-318
Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2010. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №3-4 (30), 2012, c. 512-516
Шнирельман В. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: Издательство ББИ, 2012. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №3-4 (30), 2012, c. 527-532
Bennett B.. Religion and Language in Post-Soviet Russia. Routledge, 2011. - Slavic Review Vol. 71, No. 4 (Winter 2012), pp. 978-979
Andersen A. Studying Global Pentecostalism: Theories and Methods. - Religion, State & Society 40.1 (2012), pp. 165-69
Sjørup L. & H. Rømer Christensen, eds. Pieties and Gender, Leiden & Boston: Brill Academic Publishers, 2009. - Comparative Sociology 11.2 (2012): pp. 291-94.
Garrard, J. & Garrard, C. Russian Orthodoxy Resurgent: Faith and Power in the New Russia. Princeton University Press, 2008. – Journal of Religion in Europe 4 (2), 2011, pp. 362-65
Pettersson T. and Y. Esmer, eds. Changing Values, Persisting Cultures. Case Studies in Value Change. - Comparative Sociology, 2010, Vol. 9 Issue 1, pp.146-149.
Pelkmans M., ed. Conversion after Socialism: Disruptions, Modernisms and Technologies of Faith in the Former Soviet Union.London: Berhgahn 2009. - Journal of Church and State, 52.2 (2010), pp. 356-58.
Pelkmans M.. Defending the Border: Identity, Religion and Modernity in the Republic of Georgia. By. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2006. – Politics and Religion, vol. 2(2), 2009, pp. 328-331
Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях
Член Ученого совета по культурологии РГГУ;
Член Ученого совета по культурологии №6 НИУ ВШЭ;
Член Объединенного диссертационного совета по философии религии и религиоведению (Д.999.034.03);
Со-редактор журнала: «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»,
член Редколлегии журналов «Archives des sciences sociales de religion», «Religion, State and Society», «Social Compass».