Кафедра иностранных языков РГГУ во втором семестре 2019-2020 учебного года провела 2 заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия».
Одно из запланированных заседаний в связи с режимом самоизоляции, к сожалению, пришлось перенести на следующий семестр. Руководителями научного семинара стали Алмазия Катаева, зав. кафедрой, кандидат исторических наук, доцент и Ирина Воронцова, кандидат филологических наук, доцент; секретарем стала Казакова М.А.
В работе семинара приняли участие члены кафедры иностранных языков.
Целью деятельности научного семинара руководители считают последовательную разработку магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Современные тенденции профессионально-ориентированной подготовки студентов неязыковых вузов и факультетов. Лингводидактическая модель профессиональной подготовки поликультурной личности средствами иностранного языка».
Основной задачей семинара становится индивидуальная и коллективная апробация результатов научных исследований и выступления с научными сообщениями; анализ современных тенденций, связанных с обучением студентов профессионально ориентированному языку в неязыковом вузе, обмен практическим опытом использования информационно-коммуникационных технологий, обсуждение форм удалённого обучения и самостоятельной работы студентов.
На февральском заседании семинара прошли дискуссии по ресурсам развития технологий обучения иностранному языку (доклад доцента С.Д. Катаева). Исследование С.Д. Катаева представляется весьма актуальным, поскольку акцентирует внимание на рассмотрении общих психоэкологических и профессиональных компетенций обучающего и обучающихся как интегративных результатов образовательного процесса. На семинаре обсуждалось преподавание иностранного языка в алгоритме поэтапности формирования речевой компетенции. В апреле (семинар проходил в дистанционном режиме) темами обсуждения стали работы доцента Л.И. Пироговой «Использование метода проектов в обучении иностранному языку» и канд. филол. наук, доцента И.О. Окуневой, «Использование корпусов COBUILD, Macmillan, Oxford, BNC в обучении студентов профессиональным коммуникативным компетенциям и исследовательским методам».
Отмечалось, что первоочередная задача обучения иностранному языку в вузе состоит в том, чтобы научить будущего специалиста самостоятельно приобретать и постоянно совершенствовать свои знания и навыки, формировать собственную познавательную мотивацию, а также способность активно вовлекаться в регулярно обновляющийся поток научной информации.
Современный образовательный процесс должен быть личностно-ориентированным и содержать педагогические технологии, способствующие развитию у студентов востребованных сегодня умений: глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении на иностранном языке, умения работать в команде. Для решения поставленных задач как нельзя лучше подходит проектная методика, поскольку метод проектов стимулирует самостоятельную работу студентов по приобретению знаний, формирует креативность, позволяет моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов средствами иностранного языка, повышает мотивацию обучения и способствует включению обучаемых в транскультурную коммуникацию.
Большой внимание уделялось и возрастающей роли корпусно лингвистических методов в обучении языку. Констатировалось, что основная сложность кроется в возрастающем количестве корпусов, в их неоднородной структуре и функционале.
Теоретическая и практическая значимость представленных работ позволяет рекомендовать их для дальнейшей публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».
С удовольствием приглашаем коллег к участию в мероприятиях кафедры иностранных языков!
Со 2 по 5 июня 2025 г. в Центре международной торговли в Москве прошла Российская неделя ритейла — одно из ключевых событий для профессионального сообщества розничной торговли. Мероприятие состоялось при организационной поддержке факультета маркетинга и рекламы Института социально-экономических наук РГГУ.
4 июня 2025 г. в РГГУ состоялся круглый стол «Итоги деятельности СНО “История Российского чиновничества” за 2024–2025 учебный год», участники которого представили результаты своих исследований и обсудили перспективы развития научного общества.
7 июня 2025 г. РГГУ совместно с другими российскими и индийскими университетами организовал Международный литературный онлайн-фестиваль «Стихи Пушкина на языках мира», который объединил 58 участников. Студенты и преподаватели читали стихи Пушкина на русском, английском, кхмерском, турецком, индонезийском, китайском, туркменском, польском, испанском, хинди, французском, португальском и арабском языках.
5 июня 2025 г. Институт Конфуция Российского государственного гуманитарного университета провёл вечер, посвящённый празднику Драконьих лодок. В мероприятии приняли участие более 150 человек.
22 мая 2025 г. в конференц-зале Московского дома национальностей прошло заседание круглого стола «Каспийский ковёр: осмысление исторического наследия и современных путей развития народов Прикаспия», организованное Доржиевским обществом РГГУ совместно с принимающей стороной.
13 мая 2025 г. в РГГУ в рамках СНО филологов-классиков «Мелисса» состоялась вторая лекция д.филол.н., профессора кафедры классической филологии ИВКА РГГУ Дмитрия Владимировича Бугая об астрономии в античности.
28 мая 2025 г. состоялась онлайн-лекция известного журналиста и военного переводчика Сергея Леонидовича Медведко на тему «Сирия после Асада: начало или поражение?», организованная Ближневосточным клубом РГГУ.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Год Защитника Отечества Департамент по работе с молодежью РГГУ организовал серию выставок в рамках университетского проекта «Бессмертный подвиг защитников Отечества» с целью сохранения памяти о героизме военных лет и передачи ее будущим поколениям.
В Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Год Защитника Отечества в Российском государственном гуманитарном университете реализуется важная инициатива, направленная на сохранение исторической памяти. Департамент по работе с молодежью РГГУ организовал создание базы данных о ветеранах Великой Отечественной войны — родственниках сотрудников и обучающихся университета.
23 мая 2025 г. в РГГУ состоялось заключительное в этом семестре заседание СНО “Laboratorio de Estudios Iberoamericanos” (LEI), в котором приняли участие студенты-филологи 1-го курса ИФИ РГГУ. Тема VI сессии Лаборатории: “El aliento literario de Argentina”.