В Высшей школе экономики состоялось XIII Общее собрание Российского исторического общества. Среди участников были замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский, Председатель РИО Сергей Нарышкин, ректор РГГУ Андрей Логинов и научный руководитель РГГУ Ефим Пивовар.
Ключевой темой встречи стало 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сергей Нарышкин напомнил, что многие члены РИО приняли участие в проведении соответствующих юбилейных мероприятий в 2025 году. В их числе — патриотическая акция «Диктант Победы», выставка «Без права на забвение», выпуск многотомной серии «Наркомы Великой Победы».
При поддержке РГГУ в мае 2025 года была издана книга «Письма военных лет 1941–1945. Фронтовая переписка преподавателей и студентов советских вузов». Это документальное издание о преподавателях и учащихся, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
«С момента своего воссоздания РИО вносит весомый вклад в повышение исторической грамотности, последовательно отстаивает историческую правду и задаёт повестку в сфере исторического просвещения. Благодаря тому, что проекты Общества заметны и востребованы, в рядах РИО насчитывается уже без малого тысяча физических лиц и 175 организаций. Среди них ведущие высшие учебные заведения, академические институты, архивы, музеи и библиотеки. Их деятельность строится на неизменных принципах патриотизма, научной объективности и безусловного уважения к прошлому нашей страны», — подчеркнул Сергей Нарышкин.
Сегодня продолжаются регулярные выезды межмузейной группы Министерства культуры России, которая собирает ценные предметы в прифронтовой зоне. По линии РИО идёт работа над созданием концепций новых военно-мемориальных музеев, например, Музей героизма в городе Губкине Белгородской области.
Также, по словам Сергея Нарышкина, с первых дней освобождения Мариуполя РИО помогает восстанавливать разрушенный неонацистскими боевиками Мариупольский краеведческий музей. Сейчас в нём практически завершились ремонтно-восстановительные работы и уже скоро начнётся процесс создания новой музейной экспозиции.
Кроме того, в начале 2025 года члены РИО начали работу по выявлению учётной документации о состоявших на государственной охране памятниках Донбасса и Приазовья. Прорабатывается вопрос и о включении РИО в работу по паспортизации объектов культурного наследия, расположенных на территории всех четырёх воссоединённых регионов.
Замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский выступил с докладом о развитии исторического образования в высшей школе. Он напомнил, что с 2023 года все студенты, обучающиеся на неисторических специальностях в вузах, проходят обновлённый и расширенный курс отечественной истории, а в дополнение к курсу под эгидой Института российской истории РАН разработан учебник по истории России для вузов.
«При переходе к новой системе высшего образования продолжительность подготовки в вузе будет варьироваться в зависимости от специальности. Идея в том, чтобы готовить человека к профессиональной деятельности в один такт — без последующего «доучивания» в магистратуре. Планируем, что в таком случае обучение по историческим специальностям в рамках базового высшего образования будет занимать пять лет. При этом выпускник сразу же сможет получить ещё и квалификацию преподавателя. Это позволит ему рассматривать для себя педагогическую карьеру без необходимости переучиваться», — рассказал Константин Могилевский.
В конце мероприятия участники утвердили приоритетные темы на 2026-2027 годы. В планах РИО — провести праздничные тематические мероприятия в честь 650-летия Куликовской битвы, и 300-летия со дня рождения Александра Васильевича Суворова и 300-летия со дня рождения Екатерины Великой.
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Российское историческое общество
Состоялось заседание оргкомитета Всероссийского конкурса студенческих проектов «Российская государственность». Со вступительным словом перед участниками выступил ректор РГГУ Андрей Логинов.
В рамках приемной кампании Российский государственный гуманитарный университет запустил умные чат-боты.
Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.
11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».
Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.
В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.
Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.
4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.