В Историко-архивном институте РГГУ состоялось научно-методическое совещание с участием ректора Андрея Логинова и руководителя Федерального архивного агентства Андрея Артизова. Темой дискуссии стала подготовка будущих историков-архивистов в условиях трансформации высшего образования в стране.
Выступая перед слушателями, Андрей Логинов напомнил, что в течение многих лет ИАИ РГГУ является флагманом в области архивного образования. Многие нынешние руководители архивных учреждений, авторитетные в профессиональном сообществе архивисты и документоведы — выпускники Историко-архивного института РГГУ.
«Мы остро ощущаем ответственность за будущее архивного образования и видим свою миссию в том, чтобы, будучи головным вузом в профессиональной подготовке архивистов и документоведов, определять приоритеты и задавать тон в архивном образовании в стране. Мы надеемся, что научно-методические совещания по вопросам архивного образования, первое из которых проводится сегодня, станут постоянно действующей координирующей и консультативной инстанцией, они позволят нам «сверять часы» в нашей работе по повышению качества подготовки специалистов», — отметил Андрей Логинов.
Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов обратил внимание, что сегодня необходимо создавать новый формат взаимоотношений между действующими архивистами и университетом, который готовит специалистов в этой области.
«Наша задача — как можно подробнее обсудить планы по подготовке историков-архивистов и разработать качественную учебную программу, чтобы Историко-архивный институт РГГУ был готов к переходу на базовое пятилетнее образование с учётом современных реалий. Проект учебного плана в обязательном порядке необходимо проработать не только с представителями научного сообщества, но и со специалистами федеральных архивных учреждений», — подчеркнул Андрей Артизов.
Учебный план по подготовке историков-архивистов будет готов к концу сентября 2025 года. В рамках новой программы выпускник ИАИ РГГУ будет владеть компетенциями и навыками аналитической, экспертной, прогностической, источниковедческой и историко-просветительской работы, необходимыми для современного историка.
В практическом плане выпускник не просто освоит ремесло архивиста, но и сможет решать принципиально новые задачи, связанные с цифровой трансформацией, созданием электронных образов и цифровых копий архивных документов, баз данных, электронных поисковых систем и электронных документальных публикаций.
«Уверен, что предлагаемый нами новый формат постоянного взаимодействия с научно-методическими советами архивных учреждений федеральных округов позволит вывести архивное образование и его связь с архивной отраслью на уровень тех стратегических задач, которые поставлены сегодня и перед архивами, и перед историческим образованием, и перед высшей школой в целом», — подытожил Андрей Логинов.
Он напомнил, что осенью этого года Институту исполняется 95 лет, и пригласил участников совещания на торжественные мероприятия и выставку, которые пройдут в РГГУ в конце сентября.
В совещании в смешанном формате приняли участие представители более 70 архивных учреждений из разных регионов: руководители органов управления архивами, директора федеральных и региональных архивов, представители научно-методических советов федеральных округов.
С основным докладом о направлениях совершенствования архивного образования на совещании выступил и.о. директора Историко-архивного института, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Тараторкин.
С докладом о новых профессиональных стандартах и их значении для профессии архивиста выступил директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Павел Кюнг.
В дискуссии после основных докладов приняли участие заместитель начальника Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации Алексей Серёгин, заместитель директора Российского государственного архива древних актов Юрий Эскин, председатель Архивного комитета г. Санкт-Петербурга Петр Тищенко, заместитель начальника Управления архивным делом Московской области Ирина Прядеина, заведующий кафедрой автоматизированных систем документационного обеспечения управления ФАД ИАИ РГГУ Михаил Ларин, доцент кафедры архивоведения Наталья Муравьева, а также директор Российского государственного архива литературы и искусства Ольга Шашкова. Участники совещания обсудили проект Рекомендаций по развитию архивного образования.
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Софья Легкая, Департамент коммуникаций РГГУ
Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.
11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».
Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.
В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.
Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.
4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.
Создание условий для инновационного развития науки и высшего образования, оптимизация управления и информационного обмена при проведении научных исследований, упрощение процедуры предоставления некоторых государственных услуг в этой сфере – достижение этих и других целей предусмотрено актуализированной редакцией стратегического направления в области цифровой трансформации сферы науки и высшего образования до 2030 года. Распоряжение, утверждающее такой документ, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Какие основные принципы преподавания истории религий и религиоведения, какие новые профили откроются в этом году и какие вызовы стоят перед студентами недавно созданного Института истории религий и духовной культуры — на эти и другие вопросы редакции сайта РГГУ ответил доцент и кандидат культурологии Николай Витальевич Шабуров.