Какие перспективы и возможности обучения информационным технологиям предлагает Российский государственный гуманитарный университет, как правильно использовать нейросети — на эти и другие вопросы редакции сайта РГГУ ответила доцент Галина Александровна Шевцова.
— Чем сегодня отличается ИТ-обучение в Вашем Институте от других образовательных программ?
— Институт информационных наук и технологий безопасности (ИИНТБ) более 40 лет готовит специалистов по информационным технологиям, реализуя исключительно те направления, которые дают наиболее актуальные на сегодняшний день представления об ИТ-отрасли.
Сохраняя профессиональный подход к преподаванию в данной области, мы понимаем, что без практико-ориентированного обучения невозможно подготовить хорошего специалиста. Поэтому погружение в практическую деятельность происходит уже с первого курса, а со второго студент готов подключиться к проектной работе и начать зарабатывать.
Также хочется отметить, что все направления подготовки сочетают в себе обучение как технического характера, так и по основным гуманитарным направлениям. Большое внимание уделяется юридическим и управленческим дисциплинам, поскольку в профессиональной жизни техническому специалисту в области ИТ необходимо обладать навыками ведения документации, составления инструкций, технических регламентов, с одной стороны, а с другой — организовывать работу большого коллектива, часто задействуя знания по многим сложным, междисциплинарным направлениям.
В Институте придерживаются «индивидуальной траектории обучения»: профессорско-преподавательский состав «выращивает» будущего специалиста, учитывая его склонности к тем или иным дисциплинам.
Данный подход себя оправдал: студенты из нашей среды становятся наиболее преуспевающими по научным направлениям в области программирования, информационной безопасности, математического моделирования, удостаиваются диплома «Лучший студент года» на Инфофоруме.
— Какие направления подготовки в сфере информационных технологий в образовании наиболее востребованы у абитуриентов?
— За последние 3–5 лет абитуриенты показали заинтересованность к ключевым направлениям подготовки. В частности, вырос спрос на обучение по программам «Информатика» и «Информационная безопасность». Кроме того, развитие ИИ способствовало росту интереса к направлению «Прикладная математика». В 2025–2026 гг. в РГГУ планируется введение двух новых профилей по данному направлению: «Математика эффективных ИТ-решений» и «Математические основы искусственного интеллекта».
— Какие навыки и знания в области ИТ-обучения студенты получают уже на первом курсе?
— Студенты получают все необходимые базовые знания с последующим углублением. Мы стараемся донести необходимую информацию в формате, не допускающем разницу в уровне подготовки наших первокурсников. Для нас крайне важно, чтобы на профильных предметах следующих курсов преподаватели и студенты понимали дисциплины и сохраняли к ним интерес.
— С учётом быстро меняющихся технологий, в том числе нейросетей, планируются ли изменения в структуре ИТ-обучения в ближайшие годы?
— В 2026 г. будут утверждены новые стандарты по всем направлениям подготовки с учётом перехода на 5-летний срок обучения. В 2027 г. будет произведён первый набор обучающихся. Претерпят заметные изменения учебные планы: помимо увеличения срока обучения подвергнется пересмотру содержательная часть. Будет введено больше дисциплин, отражающих актуальные тенденции развития информационных технологий, в частности применения ИИ, особенно в сфере «Информационная безопасность».
— Нейросети для диплома: возможно ли использование в Вашем вузе?
— В ближайшее время в РГГУ утвердят Положение, согласно которому будут установлены параметры использования нейросетей. По моему мнению, запреты здесь неуместны. Нужно не запрещать, а обучать правильному использованию программ, при этом задавать параметры дозволенности их применения. И мы, преподаватели, также должны развиваться в данном направлении, способствовать внедрению в образовательный процесс стремительно развивающихся технологий.
— Как Вы себе представляете гуманитария будущего?
— В гуманитарии будущего я вижу профессионала, грамотно сочетающего знания, полученные по гуманитарному направлению, с использованием информационных технологий, что облегчит деятельность в обработке, анализе и хранении данных.
Чтобы оставаться востребованным специалистом высокого уровня, ему будет необходимо постоянно обучаться генеративным программам, использовать их в работе, соответствовать актуальным тенденциям их стремительного развития.
Подробную информацию вы можете найти на сайте ИИНТБ.
Текст: Департамент коммуникаций
Фото: Департамент коммуникаций
Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.
11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».
Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.
В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.
Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.
4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.
Создание условий для инновационного развития науки и высшего образования, оптимизация управления и информационного обмена при проведении научных исследований, упрощение процедуры предоставления некоторых государственных услуг в этой сфере – достижение этих и других целей предусмотрено актуализированной редакцией стратегического направления в области цифровой трансформации сферы науки и высшего образования до 2030 года. Распоряжение, утверждающее такой документ, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Какие основные принципы преподавания истории религий и религиоведения, какие новые профили откроются в этом году и какие вызовы стоят перед студентами недавно созданного Института истории религий и духовной культуры — на эти и другие вопросы редакции сайта РГГУ ответил доцент и кандидат культурологии Николай Витальевич Шабуров.