О роли искусственного интеллекта в образовательном процессе, подмене критического мышления, идеологических играх и необходимости регулирования новых технологий.
8 апреля 2025 г. советник Президента Российской Федерации, научный руководитель Института научной информации и социального образования РГГУ Валерий Фадеев принял участие в заседании круглого стола «Угрозы искусственного интеллекта для образования и социальной сферы», которое прошло в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Центральными темами обсуждения стали влияние искусственного интеллекта на систему образования, общественное сознание и ценностные ориентиры молодёжи.
«Мы стоим на пороге информационного идеологического бедствия. Российское общество пока недооценивает эту опасность», — выразил обеспокоенность Валерий Фадеев, отметив, что сегодняшние нейросети черпают свои «знания» преимущественно из источников, отражающих западную идеологию.
По мнению советника Президента, это прямым образом угрожает нашей культурной идентичности и влечёт за собой идеологическую дезориентацию молодёжи, так как системы ИИ способствуют формированию у школьников и студентов противоречащих отечественным историческим и культурным ценностям представлений об исторических фактах, устройстве мира и государственных границах.
Масштаб проблемы становится очевидным, если обратиться к статистическим данным. Согласно опросу Ассоциации организаторов студенческих олимпиад, 85% обучающихся в России активно используют нейросети, в том числе при написании курсовых и дипломных работ, что уже говорит о том, что современные школьники и студенты не приспособлены к классическому получению образования, включающему в себя поиск, чтение, анализ и критическое мышление. Молодёжь привыкла к быстрому потреблению короткой информации и воспринимает ИИ как авторитетный источник знаний.
«Нужен настоящий закон, необходим регулирующий орган, который мог бы сертифицировать доверенный искусственный интеллект и детский искусственный интеллект, применяемый в образовании», — поделился член СПЧ, предприниматель в сфере информационных технологий Игорь Ашманов, подчеркнув, что многие продукты на базе ИИ, например, умные колонки, позиционируются как детские игрушки. Однако, в отличие от других товаров, которые проходят сертификацию перед выходом в продажу, игрушки с искусственным интеллектом попадают в руки детей напрямую, минуя все этапы проверки.
По этой причине особое внимание в ходе дискуссии было уделено способам регуляции ИИ в образовательной и социальной сферах и необходимости выработки норм и стандартов, обеспечивающих безопасность и качество обучения.
Споры о целесообразности, эффективности, рисках и угрозах использования искусственного интеллекта в любой сфере человеческой деятельности ведутся давно. И хотя запятая пока ещё не нашла своего места в предложении «Запретить нельзя использовать», необходимость в разработке механизмов контроля искусственного интеллекта, способных обеспечить безопасное использование, очевидна.
Текст: Департамент коммуникаций
Фото: МИА «Россия сегодня»
В филиале Российского государственного гуманитарного университета в г. Домодедово в рамках программы «РГГУ. Четверг» состоялась встреча студентов с олимпийской чемпионкой, многократным победителем чемпионатов Европы и мира по стрельбе, заслуженным мастером спорта, выпускницей РГГУ Любовью Владимировной Галкиной.
Проект Российского государственного гуманитарного университета «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» пополнился новым видеоматериалом из цикла, созданного на XX Международной выставке «Сокровища Севера». Его героиня — Альбина Николаевна Дмитриева, эвенкийская мастерица и оленевод.
Центр истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ представил новое справочное издание — словарь «Советская наука в ключевых понятиях эпохи». Книга подготовлена в рамках инициативы «Работа с опытом и проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий и призвана помочь читателям осмыслить уникальную архитектуру советской научно-технической системы, элементы которой продолжают влиять на современный научный ландшафт России.
Проект Российского государственного гуманитарного университета «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» продолжает знакомить с уникальным наследием. В коллекцию добавлена видеозапись, посвящённая эвенскому фольклорному празднику «Нургэнэк» — обряду встречи Нового года, приуроченному ко дню летнего солнцестояния.
В РГГУ прошла встреча студентов с Владимиром Башмаковым — выпускником университета, пресс-секретарём Российской автомобильной федерации, спортивным журналистом и комментатором, чей голос знаком всем поклонникам «Формулы-1» в России. Открытый диалог со студентами модерировал декан факультета управления Андрей Ильин.
Накануне Дня Конституции Российской Федерации ведущие учёные-правоведы на Алексеевских чтениях в РГГУ обсудили, как реформировать юридическое образование в условиях цифровизации и сохранить при этом правовые традиции прошлого.
Проект Российского государственного гуманитарного университета «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» представляет новый видеоматериал, посвящённый годовому циклу оленеводов Чаунской тундры на Чукотке.
В начале декабря в России отмечался День добровольца. По этому случаю Волонтёрский центр РГГУ традиционно подвёл итоги года, наградив своих самых активных участников. Это повод не только отметить вклад каждого в общее дело, но и рассказать, как работает одно из самых крупных студенческих объединений университета. О своём пути в волонтёрстве, секретах управления командой из 200 человек и самых ярких проектах рассказала глава Центра, студентка Ирина Карякина.
Глава Совета по правам человека и научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ Валерий Фадеев предложил отменить избыточные экзамены для русскоговорящих детей соотечественников из постсоветских стран, защитить права работников и помочь бездомным получить положенное им бесплатное лечение.