РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Открытая лекция Светланы Бабкиной в Московском центре прогрессивного иудаизма
11.06.2023

Открытая лекция Светланы Бабкиной в Московском центре прогрессивного иудаизма

10 июня 2023 г. в доцент Центра изучения религий РГГУ, и.о. заведующего кафедрой теологии иудаизма, библеистики и иудаики Бабкина Светлана Викторовна прочитала открытую лекцию «Гора Сион: как топоним стал символом» в Московском Центре Современного Иудаизма


Главная тема лекции формирование и трансформация мифологи, связанной с горой Сион.

На протяжении лекции лектор и слушатели проделали долгий путь. Отправной точкой стала эпоха разделенных царств, когда, видимо, стало формироваться предание о связи царей Давида и Соломона с Сионом: иевусейская крепость, согласно преданию, захваченная еврейским царем, дала название близлежащему холму, на котором возводится главный иудейский храм. Мы поговорили о том, что могло означать название «Сион», о том, почему именно это место становится столицей царства, о том, почему Соломон мог приносить жертвы в Храме, и почему сыны Давида назывались «священники» (2 Сам. 8:18). Отдельной темой стал разговор о роли в предании о Сионе Мельхиседека, царя Салима, Адоницдека, царя Иерусалима, гумна Орны и черепа Орны.

Вторая линия мифа – пророческие представления о Сионе, определившие трансформацию представлений о священной горе в период плена и после него. Мы постарались найти ответы на вопросы о том, почему Иезекииль, описывая Сион, не называет его так, и был ли реален Сион, описанный Захарией, и почему Храмовая гора после плена стала называться Мориа.

На последней части лекции речь шла о «переезде» названия Сион на Западный холм с Восточного. О том, когда и почему это произошло и какие следствия имело. А также о том, что означаемое слова Сион распалось на множество разных. Оно перестало быть просто локацией, но, обретя новые смыслы в разных религиозных и даже нерелигиозных контекстах, разлетелось по миру, как географическому, так и по миру идей.   

Лекция состоялась при поддержке Российского еврейского конгресса.

Текст: С.В. Бабкина
Фото: Центр изучения религий