РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Международная научно-практическая конференция «Проблемы индоиранского мира.  Чтения памяти С.В. Кулланды (1954-2020)»
22.03.2023

Международная научно-практическая конференция «Проблемы индоиранского мира. Чтения памяти С.В. Кулланды (1954-2020)»


С. В. Кулланда – известный филолог и историк, специалист по индоевропеистике, скифо-сарматскому миру, и по яванско-малайско-полинезийским обществам и языкам, на протяжении многих лет проработал в РГГУ, где преподавал ряд дисциплин, в частности санскрит.

С приветственной речью к участникам мероприятия обратилась Вера Ивановна Заботкина, д.ф.н., проф., и. о. проректора по международному сотрудничеству РГГУ, которая поблагодарила организаторов мероприятия, а также ученых и преподавателей российских и зарубежных университетов за сотрудничество с РГГУ. Вера Ивановна подчеркнула, что участники конференции представляют различные страны и культуры, и научная специфика обсуждаемых тем лежит на стыке ментальных пространств различных языков и культур. Вера Ивановна также отметила особую роль Сергея Всеволодовича Кулланды в плане развития международных подходов российской гуманитарной науки и применял этот подход в своих научн6ых исследованиях как в Институте востоковедения, так и в РГГУ.

Проф. Сергей Дмитриевич Серебряный, директор ИВГИ РГГУ отметил, что Сергей Всеволодович Кулланда всегда подкупал востоковедов широтой и глубиной своих научных интересов. По первоначальному образованию был историком – специалистом по Индонезии, но одновременно он занимался и индоевропейским образованием, скифологией. Проф. Серебряный подчеркнул, что поскольку С. В. Кулланда работал в РГГУ, то такого рода чтений в его память следует сделать регулярным. Сергей Всеволодович должен остаться для нас вдохновляющим примером широких научных занятий, соединяющих различные сферы науки.

32 участника из разных университетов России и СНГ, независимые исследователи из различных стран мира – Малаги (Испания), Лозанны (Швейцария) представили свои доклады на трех секциях. Было заслушано 32 доклада независимых исследователей и сотрудников из РГГУ, ИСАА МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Центра палеоэтнических исследований, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера» (г. Санкт-Петербург), Казанского Федерального университета (КФУ), Государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Донское наследие" (г. Ростов-на-Дону), Лаборатория исторической антропологии БелГУ (г. Белгород), Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург), Гентского университета (г. Гент, Бельгия), Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Национальной Академии Республики Таджикистан, Таджикского национального университета, Таласской долины (Кыргызстан), Института археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армения, Института востоковедения РАН (г. Москва), Института Восточных рукописей РАН (г. Санкт-Петербург), Института языкознания РАН (г. Москва), Российской академии музыки имени Гнесиных.

Представленные на конференции доклады отразили ряд аспектов многогранных научных интересов С. В. Кулланды. Один из докладов был посвящен австронезийским языкам (А. И. Давлетшин, Е. В. Коровина «Корпус языка острова Пасхи: современное состояние»). Большинство докладов включало новейшие материалы по актуальным вопросам индологии и иранистики. Докладчиками были охвачены различные аспекты изучения всех ветвей индоевропейской арийской семьи (дарды, нуристанцы, иранцы, индоарии): язык, история, материальная и духовная культура. Значительная часть докладов была посвящена языкознанию (П. Б. Лурье «Тюрко-согдийские надписи большой скалы Терек-сая», С. П. Виноградова, А. С. Баяндур «Мидийский язык: к попытке реконструкции», А. Е. Маньков «Санскритское śaśá- ‘заяц’ и проблема праиндоевропейского *а», Л. В. Хохлова «Семантические группы иранских заимствований в различных стилях разговорного и литературного хинди», А. С. Крылова «Источники индоарийской лексики куллуи». Доклад Л. И. Куликова был посвящен отражению прасеверокавказской лексики в праиндоиранском («Кентавр, цербер и их возможные северо-кавказские корни: о предполагаемых контактах индоевропейцев на Ближнем востоке в древности»). Широко была представлена собственно индологическая часть (С. Д. Серебряный «Рамаяна Вальмики и становление индоевропеистики», Б.А. Захарьин «О различном понимании термина ‘adhyayana («изучение/рецитация»)’ сторонниками мимансы и грамматистами», М. А. Олимов «Индология в Таджикистане», Д. В. Бобков, Г. Ф. Мратхузина «Казанская школа индологии», А.А. Столяров «Сатры острова Маджули: экасарана дхарма», И.А. Газиева «Индология в ТашГУВ»). Из докладов, связанных с религией и историей иранцев можно отметить доклады В. Ю. Крюковой «Культовые животные в Авесте и индоевропейские связи», Н. Дж. Ходжаевой «О конгломерате арийских стран на территории Центральной Азии на рубеже II-I тыс. до н.э.», А. К. Нефёдкин «Ардашир I — военный теоретик?». Большое количество докладов было посвящено древним восточно-иранским кочевым народам: скифам, сарматам, массагетам, аланам и проч., языками и культурой которых С. В. Кулланда особенно активно занимался в последние десятилетия: А. Солька «Древние скифские племена Черного моря и изучение топонимии Скифии: от анатолийских касков до аргонавтов», Б. Б. Мисиков, К. К. Кочиев «О мифологическом архетипе одного из воинских обычаев скифов и индоариев», Ю. К. Гугуев «Танаисские сюжеты С. В. Кулланды», А. В. Файферт «Скифские и савроматские племена Северного Причерноморья как первобытное общество»). Особое место заняли доклады, посвященные материальной культуре иранских народов (С. И. Каверин, С. А. Яценко «Ритуальные топорики индоиранцев», С. А. Яценко «Новые данные об осетинских клановых и семейных эмблемах XVI–XIX вв.», А. В. Омельченко «Грифон в античной Средней Азии: к сложению образа». Часть докладов была посвящена индоиранскому миру мусульманского периода: Ю. И. Дробышев «Расправа с останками хорезмшаха Мухаммада в сочинении Шихаб ад-Дина ан-Насави», К. С. Васильцов, С. Красуцкий «Сочинение Ваиз-и Кашифи Лаваʾих ал-камар», А. М. Смирнова «Иранская рукопись по истории Кашмира из собрания ИВР РАН», П. В. Башарин «Сисар: формирование образа в могольской миниатюре». Отдельно следует отметить доклады, касающиеся этнографии (Л. Р. Додыхудоева «Народные игры Бадахшана: этнолингвистический аспект», Т. М. Джани-заде «Музыка индоиранского мира через призму культуры ислама: макам и рага», А. З. Шмелёв «К вопросу о духовной музыке башгальских кафиров»).

    Организаторами мероприятия выступили:
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ):
    факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения, кафедра зарубежного регионоведения и внешней политики Историко-архивного института;
    факультет востоковедения и социально-коммуникативных наук;
    международный российско-иранский центр;
    международный научный центр изучения Южной Азии;
  • кафедра индийской филологии Института стран Африки и Азии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ);
  • факультет международных отношений Таджикского государственного университета (г. Душанбе, Таджикистан);
  • центр изучения Индии Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, Татарстан, Россия)

Текст: Павел Башарин, директор Международного российско-иранского центра РГГУ
Фото: Павел Башарин, директор Международного российско-иранского центра РГГУ