РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Ольга Павленко: «РГГУ – это не только дом, в котором я провожу большую часть времени, но и бесконечность творческой мысли»

Ольга Павленко: «РГГУ – это не только дом, в котором я провожу большую часть времени, но и бесконечность творческой мысли»

Опубликовано: 08.02.2021 |  Обновлено: 09.02.2021 16:05:06 |  Просмотров: 856

8 февраля РГГУ, как и все российские вузы, возвращается к очному формату обучения. Символично, что это происходит в день Российской науки. О научных проектах нашего вуза, о месте РГГУ на мировой карте гуманитарного знания — в интервью первого проектора-проректора по научной работе РГГУ Ольги Павленко.

— Каковы роль и место РГГУ в российской гуманитарной науке и гуманитарном образовании? Что нужно сделать, чтобы укрепить позиции университета в научном и образовательном пространстве?

— Безусловно, РГГУ является одним из лидирующих вузов страны в развитии гуманитарных наук. При этом, конечно, сейчас конкуренция в гуманитарной сфере резко возрастает. Многое зависит от накопленных научно-образовательных ресурсов, от инновационной стратегии образования, как университет позиционирует себя в мировом пространстве, какое сетевое взаимодействие сформировал в разных областях научных исследований.

Для РГГУ сейчас время больших вызовов, связанных с сохранением лидерских позиций в гуманитарных науках. Нужно создавать совершенно новые прорывные образовательные технологии и стратегии.

Нам важно, чтобы научно-исследовательские разработки РГГУ как можно быстрее интегрировались в учебный процесс. Это зачастую одна из самых острых проблем: есть сильные научные коллективы с яркими инновационными идеями, а образовательный процесс во многом остается традиционным и отстает от научного. Необходимо включать студентов в проектные научные коллективы, чтобы они как можно раньше были вовлечены в исследовательский процесс, смогли почувствовать себя вовлеченными в научную среду университета.

— Какие направления исследований в РГГУ наиболее развиты и значимы?

— РГГУ ведет широкий спектр исследований. Благодаря работе Пресс-службы, Управления по научной деятельности и Центра цифровой гуманитаристики мы создали проект «Карта Науки», которая позволяет каждому в нашем академическом сообществе понимать и видеть, где какой проект в университете реализуется. С одной стороны, это форма «инвентаризации» научных достижений РГГУ, с другой стороны — инструмент, который поможет эффективно формировать исследовательские коллективы и обмениваться научной информацией. Очень надеюсь, что "Карта Науки" еще активнее стимулирует динамичную научную жизнь в университете.

Я бы не стала как-то разделять научно-исследовательские проекты РГГУ по степени их значимости. Каждый проект важен. Научная ценность не исчисляется объемом финансирования. Но внешнее инвестирование в научные разработки РГГУ — показатель уровня и качества гуманитарных исследований. Более двадцати проектов реализуются на внутренние гранты РГГУ. Они не менее значимы, чем те, которые поддерживаются грантами Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, госзаданиями и другими формами научного финансирования. В РГГУ традиционно развиты те направления, которые занимают лидирующие позиции в мировой гуманитаристике: лингвистика и все, что связано с речеобразованием, психология воспитания и развития, литературоведение и семиотика, когнитивные исследования, культурология, социология, журналистика, реклама и социальные коммуникации, международные отношения, зарубежное и отечественное регионоведение, востоковедение — список направлений с сильной научной составляющей можно продолжить. В РГГУ традиционно развивается все, что связано с формированием смысловых систем интерпретации культурных знаков человеческой цивилизации.

Диапазон исследований широкий — от историко-документальных подходов в изучении Второй мировой войны до формирования массовых рефлексий древних народов. По сути, предмет наших исследований — весь мир человеческой цивилизации, в основе которого человек с его эмоциями, чувствами, восприятием реальности, ценностной системой во всех измерениях прошлого, настоящего и будущего. Но в этом широком мировом контексте ядро исследований составляет Россия и российское общество.



Особо стоит отметить исследования России — от средневековой книжности до современного российского общества и евразийского пространства; от этно-антропологических и этнополитических до комплексных социологических подходов. В Историко-архивном институте, помимо отечественной и зарубежной истории, на высоком уровне развивается архивоведение, документоведение, вспомогательные исторические дисциплины. Появилось новое направление — историческая экология. Совместно с Российским Историческим обществом стал развиваться на качественно новом уровне Центр современной России.

Благодаря тому, что научные проекты, реализуемые в РГГУ, проходят конкурсные отборы и получают поддержку Российской академии наук, Министерства науки и высшего образования, крупных федеральных фондов, в 2019 году мы смогли привлечь 290,5 млн рублей на проектную научную работу. Это высокий показатель. К примеру, в 2015 году у нас было только 56 млн. Фактически за четыре года университет смог увеличить внешнее инвестирование в 5 раз. Конечно, это не предел. Научные ресурсы университета в последнее время динамично развиваются, возникают новые перспективные экспертно-аналитические и научные центры, куда привлекается талантливая молодежь. Создаются новые научные журналы, которые становятся сосредоточием исследовательской мысли по таким направлениям, как семиотика и фольклор, религиоведение, история и архивоведение, международные отношения и регионоведение и др. Четыре новых журнала мы подали на экспертную индексацию в Scopus.

В РГГУ около 30 крупных проектов, которые ведутся по федеральным госзаданиям. Второй год университет развивает программу поддержки научных коллективов (как исследовательских инициатив преподавателей и научных сотрудников, так и проектных научных студенческих коллективов). У нас было реализовано 15 студенческих исследовательских инициатив, успешных, с высокими результатами. Сейчас рассматриваются заявки на следующий год, из которых отборочная комиссия по конкурсу выберет лучшие. По внутренним грантам реализованы 10 научно-исследовательских общеуниверситетских проектов.

В этом году запланировано выделить 27 млн рублей на развитие научных разработок, исследовательские командировки, на поддержку научных журналов и нашей творческой молодежи.

— Как меняется РГГУ в последние годы?

— Прежде всего, мы научились лучше заявлять о своих научных достижениях urbi еt orbi. Информация стала гораздо активнее проникать во внешнюю среду, размещаться в социальных сетях. Были обновлены обе версии сайта РГГУ – русская и англоязычная, значительно увеличилось количество их посещений.

Мы научились проводить грамотную финансовую политику. Университет постоянно обновляется, идет изменение самой научной и образовательной среды. В результате к нам начали возвращаться ученые, которые в свое время ушли в другие университеты. Причем они возвращаются в РГГУ со своими грантами и проектами. Людям стало интересно здесь работать, потому что в РГГУ изменились возможности, и появились ресурсы для творческой самореализации.

Понятно, что мы только в начале пути, нужно решить еще много проблем. Но мы видим, как меняется атмосфера, как улучшаются взаимоотношения между людьми, как проясняется понимание перспектив развития университета. Неудивительно, что интерес к нашему университету среди абитуриентов неуклонно возрастает, несмотря на пандемию и демографическую яму.

— Как цифровые технологии меняют смысл и способы освоения гуманитарных знаний?

— В российской и зарубежной научной среде идет много дискуссий о том, что такое цифровые технологии в гуманитарном знании. Сейчас много говорят о том, что началась технологическая гуманитарная революция и пока можно осмыслить только ее отдельные грани. Мне близка точка зрения германского профессора Манфреда Таллера, одного из ведущих европейских теоретиков и практиков исторической информатики и цифровизации. Он выделяет четыре направления в развитии цифровой гуманитаристики:

  • Первое — семантический анализ текстов. Новые технологии позволяют это делать очень тонко и выходить на совершенно новый уровень обобщений.
  • Второе — квантитативные исследования в гуманитарных науках с использованием больших баз данных. Открываются широкие возможности для применения – от исследовательских проектов до цифрового менеджмента.
  • Третье направление — оцифровка больших художественных или технических коллекций с использованием трехмерных моделей артефактов. Особо стоит упомянуть об успешном проекте “3Da Vinci”, который был реали зован в Международном институте новых образовательных технологий РГГУ. Пресс-служба сделала трехмерное изображение наших музейных пространств, что тоже очень важно. Выстраивается новая цифровая реальность университета.. Мы можем включать наши коллекции в учебный процесс. Это меняет моделирование университетского пространства в целом.
  • Четвертое направление цифровой гуманитаристики – гуманитарная информатика, которая позволяет решать сложные мегаисследовательские задачи с использованием междисциплинарной методики.

Когда эти четыре направления начинают взаимодействовать друг с другом, возникают в научной среде разные рефлексии по поводу цифровой революции в гуманитаристике. Есть радикальная традиционность, с которой мы тоже сталкиваемся, когда ученые говорят: «Это не мое! Мы всё будем делать по классической модели, цифровые технологии никогда не дадут такого эффекта, как логико-интуитивный метод». Это тоже надо учитывать, потому что чрезвычайное увлечение цифровизацией может привести к состоянию утопии digital humanities. Технология будет жить в виртуальной проекции, но мы не сможем ее реализовать или применить в реальных условиях.

Пока еще не понятны границы цифровой трансформации в гуманитарных науках. Она может быть не менее опасной, чем жесткий традиционализм. Важно, чтобы каждый руководитель научных коллективов и структурных подразделений университета проявлял тонкое искусство междисциплинарной дипломатии. Без синтеза разных направлений гуманитарного знания уже невозможно постигать современный мир и развивать академические коммуникации. Меняется метаязык, смыслы, приоритеты, формы и методы анализа. Жесткое разграничение монодисциплин может стать серьезным препятствием в развитии отечественных гуманитарных исследований.

Именно поэтому проект «Карта науки» должен помочь нам в формировании среды междисциплинарной цифровизации, которую обязан создавать РГГУ. Без этого мы просто не сможем дальше удерживать свои позиции в науке и образовании.

— Какое место занимает Россия в современной мировой гуманитаристике?

— Прежде всего надо определить, какого уровня специалистов мы в РГГУ должны готовить для цифровой гуманитаристики. Что такое цифровой гуманитарий? Какими навыками и профессиональными компетенциями он должен обладать, чтобы быть конкурентоспособным на отечественном и мировом уровнях? Безусловно, сейчас, как никогда, востребованы навыки глубокого знания профессии, лидерские качества, способность достраивать свои знания в разных предметных полях гуманитарных наук. Коммуникативные компетенции в сочетании с развитым стратегическим мышлением. Конечно, осмысленная гражданская позиция и критическое мышление по отношению к любым формам общественных манипуляций.

Место отечественных гуманитарных исследований в мировой науке можно определить по данным таких цифровых платформ как, к примеру, Web of Science или Sky Wall. На диаграммах сразу видно, в каких областях гуманитарных наук российские ученые занимают лидирующие позиции. Но стоит также учитывать специфику гуманитарной экспертизы за рубежом. Например, сильные российские исследования по истории и политологии, международным отношениям и др. могут игнорироваться крупными зарубежными журналами и базами данных не по научным, а идеологическим соображениям, если содержат подходы, которые не приняты в западном сообществе. Здесь важна разработка отечественной системы индексов научной значимости и эффективности, которая, к сожалению, пока отсутствует. В то же время очень важно сохранять возможность диалога между национальными корпорациями ученых, стремление понять мотивы и интересы другой стороны.

В современном турбулентном мире особенно востребована научная дипломатия, чтобы сохранить и развивать международное академическое сотрудничество. Особенно в гуманитарной сфере.

— Как цифровые технологии меняют человека и какова роль гуманитарных наук в исследовании этих изменений?

— Сейчас в условиях гуманитарной цифровой революции важно развести уровни сложности в оценке социогуманитарных рисков. Возрастает понимание того, что увлечение современными цифровыми технологиями приводит к серьезному изменению профиля личности в целом. В РГГУ сложилось отдельное крупное направление, которое на разных уровнях исследует проблему социогуманитарных рисков. На базе Центра когнитивных исследований успешно реализован мегапроект по изучению вызовов и угроз в сознании русскоязычного человека. В рамках Московского научно-образовательного консорциума РГГУ также исследовал все основные типы угроз, которые существуют в современном мире. Был проведен семантический анализ более 120 ведущих мозговых центров в мире, которые занимаются изучением рисков и угроз. Выделены модели реагирования и исследованы возможности их применения для России. Без работы с большими базами данных, цифровых технологий невозможно было бы осуществить такой многоуровневый анализ.



Важно также понимать, что будет с людьми дальше, как будет изменяться общество в его разных возрастных и социальных стратах. Врачи бьют тревогу — каждый восьмой ребенок в развитых странах в возрасте от 8 до 14 лет страдает той или иной формой аутизма из-за того, что погружен в гаджеты. Для него виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Индексация и фиксирование активности человека делает его подконтрольным новым правилам и этике цифровой среды. Меняются формы человеческой коммуникации. Возникает проблема социогуманитарной безопасности: от безопасности психики отдельного человека и его приватности до безопасности массовой психики в результате сетевых манипуляций и их последствий.

На этом фоне предметное поле для российской и мировой гуманитарной науки чрезвычайно расширяется. И мы в РГГУ должны быть готовы к этим новым вызовам цифровой реальности.

— Какие направления гуманитарных исследований кажутся вам наиболее важными и перспективными в ближайшие годы?

— Мы идем к созданию крупных интерактивных баз данных, где будет междисциплинарный сплав от исторического знания до изучения качества жизни, сетевого взаимодействия между сообществами. То есть, весь спектр жизни общества сейчас может быть осмыслен и проанализирован. Важно видеть, что эти трехмерные модели от протезирования до художественных коллекций будут применяться и к изучению общества в целом. Запрос на гуманитарную экспертизу новой создающейся реальности очень велик. Этот запрос связан со знанием о человеке, его здоровьем и самореализацией в новых условиях.

В мире сейчас идет глобальный процесс соединения естественных и гуманитарных наук. Если мы посмотрим по базе данных научного развития Web of Science, к примеру, то увидим, что , естественные науки, связанные с происхождением и осмыслением жизни идут вместе с гуманитарными науками. Они совместно изучают риски для психического, физического и социального здоровья человека. Предмет их исследований — как человек воспринимает и будет воспринимать свое прошлое и настоящее, экологические изменения, общение с другими биологическими видами, как будет понимать принципы устойчивого развития, формировать свои политические и социальные коммуникации. Вся эта проблематика сейчас в фокусе внимания.общественности и академических сообществ.

Если кто-то пренебрежительно относится к гуманитарным наукам, то можно процитировать американского философа Марту Нуссбаум — «пренебрежение гуманитарными науками ставит под угрозу качество всей нашей жизни и здоровье нашей демократии».

— Почему-то есть стойкое убеждение, что быть гуманитарным ученым гораздо легче, чем физиком или математиком…

— Да, почему-то считается, что заниматься гуманитарными науками легче, чем, например, естественнонаучными экспериментами. Но и гуманитарная среда иногда воспринимает себя как элитарную, замкнутую корпорацию.

Если говорить об отношениях гуманитарных наук с обществом, очевидно, что общество проявляет к ним огромный интерес. История, политология, психология, культурология и многие другие гуманитарные направления чрезвычайно привлекают только общее внимание, но нередко присваиваются дилетантами, умеющими более ярко и образно представить актуальные темы, чем это делают профессионалы-гуманитарии. В этом особенность нашей профессии. Если хочешь быть востребованным, донести свои идеи не только до узкого круга знатоков, но и мыслящей публики — работай в социальных сетях, медиа, учись говорить и писать просто и доступно об очень сложных темах. Но часто профессионалу – гуманитарию достаточно несколько десятков единомышленников. Проблема только в том, что остальное пространство заполняют воодушевленные и не всегда компетентные дилетанты.

— Есть модная точка зрения, что цифровая революция приведет к «реваншу гуманитариев», потому что они могут выстраивать контексты и находить взаимосвязь вещей и явлений, что неподвластно математическим алгоритмам…

— Недавно Давосский форум обозначил главные задачи и вызовы, которые ожидают человечество к 2030 году. В частности, по некоторым прогнозам, около 80 миллионов рабочих мест в развитых странах будут замещены роботами. Отсюда вопрос: какими должны быть профессиональные компетенции выпускников вузов, чтобы они не оказались невостребованными и безработными?

Например, с 2012 года в компанию Google на работу активно стали брать философов - почти 4 тысячи человек . Из 100 руководителей 34% имеют гуманитарное образование. Если человек обладает креативностью, широкой гуманитарной подготовкой, способностью перспективно мыслить, да еще и технически профессионально подготовлен — такой специалист просто уникален. По сути, будет происходить и происходит гуманитарная достройка естественнонаучных и инженерных специалистов. Я думаю, эта потребность позволит гуманитарным наукам обрести второе дыхание.

— Как РГГУ продвигает русский язык в мире? Есть ли угроза существенного уменьшения роли русского языка в мировой науке и культуре, о чем говорят некоторые эксперты?

— Русский язык — наше величайшее наследие, невероятен по своему богатству и формам выражения. В декабре 2020 года Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина представил проект, где были выделены два индекса развития русского языка. Один индекс — глобальной конкурентоспособности русского языка по сравнению с другими языкам. Второй — индекс устойчивости русского языка в постсоветских странах, поскольку там большие русскоязычные сегменты. В итоге по их расчетам, в списке 12 ведущих языков мира русский язык занимает 5-е место. Это достойный результат, учитывая, что не такие крупные средства затрачиваются для продвижения русского языка, как это делает, к примеру, Китай. Русский язык не имеет такой масштаб глобализации как английский язык, который уже давно стал языком международного общения. Тем не менее, пятое место в мире показывает, что сохраняются огромные сегменты русскоязычного населения в мире.

Важно, чтобы была сформирована системная стратегия по сохранению и продвижению русского языка. РГГУ совместно с научно-образовательным форумом «Родное слово» активно вовлечен в работу по координации языковой политики. У нас накоплен большой опыт в реализации Дней русского языка и культуры в Армении, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Палестине, Сирии, Израиле, Италии, Австрии, Германии. В каждой стране — свои особенности, потребности и запросы. Русисты РГГУ разработали значительный объем учебно-методических модулей для преподавателей русского языка за рубежом. Общеуниверситетская кафедра русского языка, Институт истории и филологии, Институт лингвистики, — все наши крупные структуры вовлечены в научные и учебные программы изучения и развития русского языка. Запланировано открытие бакалавриата по русскому языку как иностранному, магистратуры совместно с Лингвистическим университетом г. Венеции.

Так что наш университет вносит достойный вклад в развитие русского языка и его продвижение в мировом языковом пространстве.

— Какова, по вашему мнению роль гуманитарного знания в воспитании гражданина?

— Гуманитарные исследования – особый тип знаний, раскрывающий ресурсы личностного совершенствования. Важно, чтобы в университете широко внедрялись программы, нацеленные на развитие креативности студентов, дискуссионные клубы, клубы дебатов, модели политического лидерства. Все это ребята должны осваивать на практике и на примерах великих людей, на психологических кейсах. Я считаю, что курсы по совершенствованию личности должны быть введены на всех направлениях подготовки. Психология сейчас особенно востребована, на ее основе формируются междисциплинарные практики.

Конечно, гуманитаристика — это гражданский проект, формирующий у студентов не только чувство сопричастности с судьбой Родины, но и гражданскую ответственность за все, что у нас происходит. Понимание своей страны и ответственность за ее устойчивое развитие, чувство коллективной сопричастности с историей России и ее современным развитием. Важно уметь ориентироваться в информационных потоках – отделять реальные факты от манипуляций, понимать, что будущее зависит от личной ответственности каждого гражданина. Манипулятивные технологии, рассчитанные на хаос и беспорядки, нередко имели успех в странах даже с сильной авторитарной властью. Все заканчивалось гуманитарной катастрофой, как в Ливии и Ираке. В результате цифровых технологий и пандемии мир стал еще более хрупким и уязвимым. Устойчивость и стабильность приобретают в этом смысле новое экзистенциальное качество. Но только та государственная система сохраняет устойчивость, когда она способна к изменениям и совершенствованию. В России были заявлены важные реформаторские инициативы, но пандемия на время их приглушила. Уверена, в нашей стране сохраняется большой потенциал для устойчивого развития, несмотря на все сложности, связанные с последствиями эпидемии.

— Как вы пришли в науку и образование? Что вам больше всего нравится и кажется самым важным в вашей работе?

— У меня мама историк, ученица советского историка и археолога Артемия Владимировича Арциховского. Я сразу поступила на исторический факультет МГУ, это было сосредоточение ярких ученых и интересных людей. Каждый профессор — целый мир. Когда стала работать в Историко-архивном Институте РГГУ, попала в среду высочайшего профессионализма, где царило высокое отношение к историческому документу. РГГУ ведь задумывался как университет нового типа, огромная творческая лаборатория, плавильный котел идей, мыслей, методологий. Отсюда вышло много крупных ученых и преподавателей, заложивших новые направления в гуманитаристике.



Для меня РГГУ — это не только дом, в котором я провожу большую часть времени, но и бесконечность творческой мысли. Здесь постоянно рождается что-то новое, и в этом уникальность нашего университета.

— Какие три самых важных совета вы бы дали студентам РГГУ?

— Первый — обязательно активно работать с Советом молодых ученых, который предоставляет широкие возможности тем, кто хочет себя реализовать в научной сфере.

Второй совет — выбрать профессора-наставника, под руководством которого Вы хотели бы исследовать интересную для Вас тему. Большое счастье для молодого человека, увлеченного наукой, встретить Ученого, который поведет за собой, передавая свои знания, опыт, не жалея времени и сил для своих учеников.

Третий совет — очень много читать российских и зарубежных авторов, учиться критически осмысливать тексты, сопоставлять, анализировать. Учитесь свободно и аргументировано выражать свое мнение, развивайте навыки академических дискуссий, не бойтесь критики. Наоборот, будьте благодарны за рациональную критику своим оппонентам, ведь она помогает Вам глубже осмыслить свою позицию и выстроить логичную аргументацию. В дискуссиях ярче всего проявляются новые идеи.

Наконец, всегда помните, что в Вашем РГГУ всегда готовы поддержать студенческие научные инициативы и дать возможность максимально развить профессиональные компетенции в гуманитаристике.



Проекты РГГУ


Проект «Исследование состояния и перспектив реализации приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации»

Проект реализован в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.». В команду проекта входили также университеты-члены научно-образовательного Консорциума: МГТУ «Станкин», РХТУ, РГАУ-МСХА, МАИ и МГМСУ.

В рамках проекта был выполнен экспертный анализ проведенных в России исследований и разработок с последующим формирование рекомендаций по корректировке и определению новых приоритетов стратегии научно-технического развития страны. Главной целью было названо создание системы научно обоснованной диагностики, прогнозирования и планирования реализации социогуманитарных приоритетных направлений стратегии НТР.

Действия научного коллектива были направлены на разработку системы мер эффективного противодействия техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и другим источникам опасности для общества, экономики и государства в современных условиях развития РФ.

Основной задачей проведенной работы была оценка потребностей компаний из традиционных и новых секторов экономики в результатах научных исследований. Также был составлен перечень высококвалифицированных специалистов в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также список российских и зарубежных центров компетенций в необходимой области развития.

С помощью семантических карт, тренд-карт и карт структурной динамики было представлено комплексное описание и визуальное представление динамики перспективных областей и подобластей соответствующих приоритетов, в том числе в сопоставлении со странами-лидерами. Наработки научного коллектива будут использованы при разработке и реализации единой комплексной Стратегии развития и безопасности Российской Федерации.



 Научный коллектив:

  • Первый проректор – проректор по научной работе, профессор, к.и.н. Ольга Павленко;
  • Директор Научно-исследовательского центра интегративной и цифровой гуманитаристики, к.п.н. Александр Либин;
  • Ведущий аналитик Учебно-научного инновационного центра ИЭУП РГГУ, к.п.н. Елена Либина;
  • Профессор , д.полит.н. Евгений Ходаковский;
  • Заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского центра интегративной и цифровой гуманитаристики, к.и.н., доцент Александр Медведь;
  • Президент консорциума «Инфорус», к.ф.-м.н. Андрей Масалович;
  • Заведующий кафедрой международной безопасности факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ, д.ю.н., чл.-к., профессор Василий Христофоров;
  • Помощник первого проректора – проректора по научной работе Ирина Баскакова.

Ссылки:

Проект «Этническая семиотика и семиотика культуры: историография и современные подходы»

Юрий Валентинович Кнорозов, разработавший систему дешифровки исторических систем письма, при переводе рукописей майя столкнулся с глобальной проблемой понимания древних текстов. За столетия и тысячелетия меняется не только сам язык – но и система изложения и образов, которые используются для передачи информации, актуальной на момент написания текстов. Для обозначения и решения проблемы он ввел понятие «этническая семиотика», используя и уточняя термин, введенный еще в XVII в. Джоном Локком.

То есть, в лингвистическую науку о коммуникативных системах и знаках, была введена столь необходимая для историка характеристика как «этнокультурный и исторический контекст». Таким образом, цель проекта - изучение семиотических подходов в отечественной науке второй половины ХХ - начала XXI вв.

Проект включает в себя три направления исследований. Галина Ершова и Евгения Долгова изучают процесс формирования теоретических взглядов Юрия Кнорозова в контексте развития российской науки начала ХХ в. и формирования советской науки в 1920-1940-е гг. Ученые также анализируют сформулированные Кнорозовым положения этнической семиотики, а также теорию фасцинации, которая основывается на эффекте повышения воздействия информации на поведение. Планируется рассмотреть применение этой теории к анализу различных форм искусства.

По второму направлению Евгений Пчелов, Филипп Тараторкин и Ольга Христофорова исследуют антропологическое измерение и историко-культурное значение символов и мифов в истории России, а также в исторической и социальной памяти. В рамках третьего направления Галина Ершова и Дмитрий Беляев анализируют ранние формы письменных систем и недешифрованных письменностей, прежде всего на материалах языков и письменностей Мезоамерики.

Исследование призвано с новой стороны изучить коммуникационные стратегии на базе российского и зарубежного опыта, а также рассмотреть теоретические и практические вопросы систем общения и их взаимосвязи с культурным и историческим контекстом.



 Научный коллектив:

  • Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, руководитель научно-образовательной программы «Центр междисциплинарных гуманитарных исследований», профессор, д.и.н. Галина Ершова;
  • Доцент, заместитель руководителя научно-образовательной программы «Центр междисциплинарных гуманитарных исследований» д.и.н. Евгения Долгова;
  • Доцент Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, к.и.н. Дмитрий Беляев;
  • Заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии, к.и.н., доцент Евгений Пчелов;
  • Декан факультета архивоведения и документоведения, доцент Филипп Тараторкин;
  • Директор учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора, профессор учебно-научного центра социальной антропологии Ольга Христофорова.

Проект «Историческая нарратология: новый подход в гуманитарном знании (на примере изучения русской литературы)»

Проект поддержан Российским научным фондом в 2020 году. Руководитель — профессор кафедры теоретической и исторической поэтики, доктор филологических наук Валерий Тюпа. Проект предполагает преодоление избыточного теоретизма западной нарратологии и рассмотрение базовых нарратологических категорий в исторической перспективе.

Возникшая 50 лет назад в рамках французского структурализма западная нарратология носит несколько схоластический характер, ей недостает исторического подхода к исследуемой проблематике. Это объясняется отсутствием в западной традиции аналогов русской школы «исторической поэтики», основанной в 19 ст. А.Н. Веселовским и получившей дальнейшее интенсивное развитие в России во второй половине 20 в.

За первый год работы завершена разработка общей концепции исторической нарратологии, что нашло отражение в публикации статьи руководителя проекта (В.И. Тюпа. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник, № 3(54). 2020. С. 32-54 [WoS]), а также в разработке словника будущего Тезауруса исторической нарратологии. Словник опубликован в международном электронном журнале «Narratorium».

Участниками проекта создано 10 исторических очерков, посвященных рассмотрению ряда нарратологических категорий в исторической перспективе. Эти очерки также опубликованы в журнале «Narratorium».

Круг исторических очерков будет расширяться, чтобы впоследствии объединить их в единой коллективной монографии. Кроме того, подготовлена к печати авторская монография руководителя проекта «Горизонты исторической нарратологии». Заявка на издательский грант для публикации данной монографии принята к рассмотрению Российским научным фондом.

В настоящее время ведется коллективная работа над «Тезаурусом исторической нарратологии русской литературы». Подобный замысел еще никем не осуществлялся. Сходную инициативу «Словаря диахронической нарратологии» планирует осуществить Европейское нарратологическое сообщество (ENN), с которым участники российского проекта активно сотрудничают.

Результаты проекта будут интересны российской и зарубежной аудитории профессиональных нарратологов, а также студентам и всем, кто интересуется современными нарратологическими исследованиями.



 Научный коллектив:

  • Руководитель — профессор кафедры теоретической и исторической поэтики, д. ф. н. Валерий Тюпа;
  • Профессор кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, д.ф.н. Галина Жиличева;
  • Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), д.ф.н. Вероника Озкан;
  • Научный сотрудник Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ, к.д.н. Екатерина Моисеева;
  • Заведующий кафедрой теории и истории гуманитарного знания ИФИ РГГУ, к.филол.н., Анатолий Корчинский;
  • Научный сотрудник Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ к.ф.н. Андрей Агратин;
  • Профессор кафедры издательского дела Уральского гуманитарного института (УГИ) Уральского федерального университета д.ф.н. Елена Козьмина;
  • Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы Факультета свободных искусств и наук СПбГ, к.ф.н. Лариса Муравьева.

Проект «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры»

Развитие и сохранение исторического, культурного, языкового, экологического наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока занимает важное место в государственной политике Российской Федерации. В октябре 2020 г. Президентом РФ утверждена Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 г.

Российскому государственному гуманитарному университету предложено организовать и провести работу по реализации проекта «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры». Проект рассчитан на 2021-2023 гг. Цель проекта — анализ, научная систематизация и подготовка к использованию большого объема данных об историко-культурном, социально-антропологическом и лингвистическом многообразии коренных малочисленных народов.

В рамках проекта в 2021 году планируется осуществить анализ интерактивных систем, содержащих данные о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока; провести мониторинг медиапространства; создать демонстрационную версию Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (на русском и английском языках) с учетом диахронического измерения.

Также в ходе реализации проекта предполагается постоянно осуществлять привлечение молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к участию в мероприятиях, направленных на поддержку молодежных инициатив и повышение социальной активности молодежи.

В течение 2021/2022  учебного года будут разработаны образовательные модули по направлениям подготовки: «Международные отношения», «Публичная политика и социальные науки», «Политология», «Фундаментальная и прикладная лингвистика», «Антропология и этнология» и формирование новых образовательных программ бакалавриата, магистратуры, дистанционного обучения по истории, языку и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.



 Научный коллектив:

  • Ректор, д.и.н. Александр Безбородов;
  • Первый проректор – проректор по научной работе, к.и.н. Ольга Павленко;
  • Проректор по развитию и информационным ресурсам РГГУ, к.и.н. Михаил Кожокин;
  • Академик РАН, директор Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, д.и.н. Валерий Тишков;
  • Директор Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ д.п.н. Магомед Омаров;
  • Начальник управления по научной работе РГГУ, д.п.н Николай Борисов;
  • Директор Научно-образовательного центра РГГУ, к.т.н.Фарида Чанхиева;
  • Главный научный сотрудник РГГУ, д.ф.н. Максим Кронгауз;
  • Доцент РГГУ, к.ф.н. Ольга Казакевич;
  • Президент консорциума «Инфорус», канд. физ-мат. наук Андрей Масалович;
  • Аналитик Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ Елена Молданова;
  • Академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, д.и.н. Александр Чубарьян;
  • Директор Института лингвистических исследований РАН, д.ф.н. Евгений Головко;
  • Директор Института языкознания РАН, д.ф.н. Андрей Кибрик;
  • Старший научный сотрудник, ученый секретарь Института всеобщей истории РАН, к.и.н. Герман Гиголаев;
  • Профессор кафедры регионоведения Московского государственного лингвистического университета, д.п.н. Арбахан Магомедов;
  • Директор центра прикладного анализа Томского государственного университета Вячеслав Гойко;
  • Декан социологического факультета Томского государственного университета, канд. социол. наук Виталий Кашпур;
  • а также другие ведущие специалисты в области изучения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Издание сборника «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников»

    Сборник был издан в РГГУ при поддержке Министерства просвещения РФ к 75-летию Победы. На страницах издания представлены 123 уникальных письма школьных учителей и их учеников с фронта и на фронт, найденных в федеральных государственных архивах, историко-краеведческих музеях и рукописных отделах библиотек. Предисловие к книге написано ветераном войны - ленинградской учительницей начальных классов Евдокией Ивановной Шапочкиной, которая сама прошла нелегкие испытания Великой Отечественной войны. Опубликованные письма дополнены многочисленными фотографиями, заметками, отрывками из дневников и научными статьями.

    Поиск архивных документов проводился преподавателями и студентами факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института РГГУ. Многолетний опыт изучения архивных фондов личного происхождения стал основой для образовательного модуля «Историко-документальное наследие Великой Отечественной войны: методика поиска, выявления и исследования документов личного происхождения».

    В рамках модуля студенты знакомятся с методикой работы с домашними архивами участников войны. Совместно с профессиональным сообществом школьных учителей истории и их учениками были разработаны методические рекомендации для проведения семинаров и тренингов по поиску и описанию личных документов участников войны.

    Благодаря кропотливому труду преподавателей и студентов появилась возможность не только найти драгоценные свидетельства боевого, трудового и профессионального подвига школьных учителей, но и исследовать многообразие судеб и жизненных ситуаций участников боевых действий.



     Научный коллектив:

    • Ректор, заведующий кафедрой истории России новейшего времени ИАИ, профессор, д.и.н Александр Безбородов;
    • Первый проректор-проректор по научной работе, профессор, к.и.н. Ольга Павленко;
    • Заведующий кафедрой истории и организации архивного дела, профессор, д.и.н. Татьяна Хорхордина;
    • Декан факультета архивоведения и документоведения, доцент, к.и.н. Филипп Тараторкин;
    • Помощник первого проректора-проректора по научной работе Ирина Баскакова;
    • Аспиранты К. Краснослободцев и Р. Султанов, а также магистрант А. Таштимирова.

    Проект «Транзитивное и виртуальное пространства — общность и различия»

    * реализуется по гранту РНФ

    Проект направлен на изучение сходства и различий в феноменологии и закономерностях двух пространств – интернета и современной транзитивной действительности. Актуальность данной проблемы определяется постоянно увеличивающимся влиянием сети Интернет, которая становится все более значимой в современной меняющейся действительности. Феноменологически можно констатировать наиболее яркие сходные черты, связанные с изменчивостью и неопределенностью обоих пространств. В то же время существуют и другие точки соприкосновения в феноменологии, сближающие и разделяющие социальный и виртуальный миры, которые определяются закономерностями их становления и функционирования. Одной из центральных задач проекта является анализ сходства и различий в структуре и содержании реальной и виртуальной идентичности, а также доминирующих стилей идентичности в обоих пространствах. Еще одной задачей является изучение тех трудностей, с которыми сталкиваются люди двух возрастных групп – молодежь и люди зрелого возраста - в процессе вхождения и формирования оптимальных путей деятельности в этих пространствах.

    В 2020 году произошла модификация первоначальных задач проекта. Это было связано с тем, что ситуация карантина по COVID19 стала стимулом, потребовавшим изучение происходящих трансформаций именно в рамках темы данного проекта. Ведь изменения произошли как в содержании транзитивности, сложившейся в новой ситуации, так и новых вариантах соотношения реального и интернет пространств, так как пандемия и возникшие в реальном пространстве барьеры привели к пересмотру роли виртуального и интернет пространств.

    При конструировании новой теоретической модели учитывалось то, что один из ведущих вызовов сегодня – проблема сохранения эмоционального благополучия и, одновременно, стремления к самореализации. Эти две тенденции – к эмоциональной стабильности и развитию, самореализации, являются континуумами, иногда с противоположными полюсами. Цифровое общество стимулирует овладение новыми формами работы с информацией. Но осмысление и интериоризация информации относит нас и к важности изучения связи между эмоциональным благополучием в новом цифровом обществе и характеристиками личности. Мы предположили, что переживания, связанные с переходом от реального аспекта хронотопа к интернет, виртуальному и дополнительному связаны с переживанием «spots of time». Они могут рассматриваться либо как стимулы к развитию, либо как новые риски и барьеры. Эмпирически, в этом случае надо изучать не только то, что помогает эмоциональной стабильности, но и то, как человек реагирует на фрустрацию. При этом выход в виртуальность может теоретически рассматриваться как уход от проблемы, а поиски дополнительной реальности – как способ преодоления прекарности, неуверенности.

    Полученные данные показали, что в ситуации пандемии активизируется поисковая деятельность людей, их стремление найти недостающую информацию о ситуации. Вопреки ожиданиям, не было обнаружено существенных отличий в источниках информации между респондентами разных возрастных групп. По-видимому, когда речь идет о важной для жизни информации, не только молодые люди, но и взрослые и пожилые стараются получить данные из разных источников, в том числе из разных Интернет-ресурсов. Не было выявлено и существенной разницы в поведении людей обеих возрастных групп. Постепенное привыкание к ситуации пандемии, приводит к изменению отношения людей к сложившейся ситуации. Появляется постепенное привыкание к новой реальности и даже открытие в ней позитивных сторон, например, возможности расширения контактов, активного интернет-взаимодействия с друзьями и родственниками, живущими в других городах.

    Основное различие в эмоциональном состоянии молодых и пожилых связано с временной перспективой. Пожилые люди испытывают депрессию не столько из-за ситуации карантина и ограничения передвижения, сколько из-за боязни, что для них эта ситуация может стать постоянной до конца жизни. Молодые люди в меньшей степени склонны к депрессии и не рассматривают карантин с точки зрения сужения временной перспективы и изменения своих глобальных планов на будущее. Сохранению эмоциональной стабильности у молодых респондентов способствует и тот факт, что они в большей степени смогли найти замещение реального общения и проведения досуга виртуальным. Еще один важный момент связан с оценкой новых технологий. Здесь можно констатировать отличие в преимущественно позитивном настрое молодых, а для взрослых и пожилых людей характерны более сдержанные ожидания и перспективы изменений оцениваются как амбивалентные. У многих взрослых это связано и с психологической и экономической прекарностью.

    Большой массив данных, полученных в исследовании, проведенном на основе разработанного нами опросника, дал возможность начать его валидизацию. Полученные результаты позволяют констатировать, что шкалы методики представляют собой достаточно надежный инструмент для диагностики различных аспектов переживания пандемии COVID-19.



     Научный коллектив

    • Директор института психологии им. Л.С. Выготского, профессор, д.психол.н, Татьяна Марцинковская;
    • Заведующая кафедрой психологии личности д.психол.н. Василиса Орестова;
    • Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, профессор кафедры социальной психологии института психологии РГГУ (по совместительству) профессор, д.психол.н Елена Белинская;
    • Старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка ПИ РАО, преподаватель кафедры психологии личности (по совместительству) канд.психол.н. Ольга Гребенникова;
    • Заведующая кафедрой психологии семьи, канд.психол.н. Екатерина Киселева;
    • Старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка ПИ РАО, преподаватель кафедры психологии личности (по совместительству) канд.психол.н. Наталья Голубева;
    • Научный сотрудник лаборатории психологии подростка ПИ РАО Анна Аянян;
    • Преподаватель кафедры психологии личности Дарья Ткаченко;
    • Аспирант института психологии Светлана Преображенская;
    • Аспирант института психологии Владимир Карпук.

    Проект «Коммуникативная организация естественного дискурса на звучащих и жестовых языках»

    * реализуется по гранту РНФ. Проект поддержан Российским научным фондом в 2017 году (грант №17-18-01184). Успешное завершение этапа 2017-2019 гг. позволило выиграть конкурс на продление проекта до 2021 года.

    Проект направлен на выявление единых механизмов, лежащих в основе функционирования коммуникативной структуры естественных языков независимо от канала передачи информации (звукового vs. визуально-кинетического), а также – на выявление лингвоспецифических факторов, влияющих на реализацию этих механизмов в том или ином конкретном языке. Эмпирическая валидность результатов данного исследования обеспечивается тем, что он опирается на первичные данные, непосредственно собираемые участниками проекта с использованием полевых и корпусных методов.

    Результаты проекта публикуются в изданиях «Studies in Language», «Linguistic Typology», «Sign Language Studies», «Sprachtypologie und Universalienforschung», «Вопросы языкознания», «Acta Linguistica Petropolitana» и др.; в том числе, в журналах, индексируемых в международных базах «WoS/Scopus», уже опубликовано 19 статей. Более 50 докладов представлены на международных конференциях с широкой географией (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Греция и др.).

    В ходе лингвистических экспедиций в места постоянного проживания и работы с отдельными группами информантов в диаспоре было осуществлено полевое изучение следующих идиомов: абазинского языка, хваршинского языка, аварского языка, диалектов даргинского языка,табасаранского языка, памирских языков, Главным научно-организационным достижением проекта явилось проведение международного воркшопа Managing information structure in spoken and sign languages: Formal properties and natural discourse organization в рамках 52-ой конференции Европейского лингвистического общества (Лейпциг, 21–24 августа 2019 г.).

    Результаты проекта, выработанные общие подходы к изучению информационной структуры в звучащих и жестовых языках были отражены в пленарном и четырех устных докладах, подготовленных участниками проекта на данном воркшопе, и еще двух докладах – на примыкающих сессиях конференции. В воркшопе принимали участие исследователи из Италии, Бразилии, Испании, Израиля. Был обеспечен синхронный сурдоперевод докладов и дискуссии, что дополнительно привлекло к участию в обсуждении не только исследователей, но и носителей жестовых языков.



     Научный коллектив:

    • Руководитель — профессор Учебно-научного центра лингвистической типологии, д.ф.н Вера Подлесская;
    • Профессор УНЦ лингвистической типологии, д.ф.н Яков Тестелец;
    • Ведущий научный сотрудник УНЦ лингвистической типологии, д.ф.н Нина Сумбатова;
    • Профессор УНЦ лингвистической типологии, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, д.ф.н Петр Аркадьев;
    • Профессор УНЦ лингвистической типологии, заместитель директора Института языкознания РАН, д.ф.н Андрей Сидельцев;
    • Доцент УНЦ лингвистической типологии, к.ф.н Николай Коротаев;
    • Аспирант Университета Амстердама Евгения Христофорова;
    • Профессор университета Бергена Вадим Киммельман;
    • Аспирант УНЦ лингвистической типологии Наталия Соломкина.


    5 фактов: День российской науки

    *По информации ТАСС: День российской науки. Досье

    1. День Науки приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета (Санкт-Петербургский государственный университет), учрежденных Петром I.
    2. Учредителем празднования Дня науки был президент РФ Борис Ельцин, подписавший указ от 7 июня 1999 года в ознаменование 275-летия со дня создания в России национальной Академии наук.
    3. 8 февраля традиционно в школах, колледжах и вузах проходят семинары и конференции, встречи с представителями академического сообщества.
    4. С 2009 года ко Дню российской науки приурочено торжественное вручение премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.
    5. За научные достижения 15 российских и советских ученых удостоены Нобелевской премии.

    Автор: Михаил Иванович Лукин, пресс-служба РАН, CC BY 4.0, Ссылка