РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



 РГГУ принимает участие в Московской международной книжной ярмарке
04.09.2020

РГГУ принимает участие в Московской международной книжной ярмарке


Издательский центр РГГУ принимает участие в 33-ей Московской международной книжной ярмарке, которая проходит в Москве со 2 по 6 сентября. В этом году ярмарка сменила привычное место дислокации — в 2020 году она проходит в центральном выставочном зале «Манеж». Книги издательского центра представлены на стенде Y-36 в дни работы ярмарки. Посетители могут купить литературу по философии, филологии, культурологии, лингвистики, литературоведению, экономике, политологии психологии, а также художественную литературу и научную периодику. Мы расскажем про некоторые книги, которые, безусловно, придутся по вкусу даже матёрому читателю.

Фольклор без фольклористов.: Рукописные альбомы и любительские собрания частушек первой трети XX века

Сост. М.Л. Лурье, Н.Н. Рычкова; под ред. М. Л. Лурье


В этом научном издании, вышедшем под редакцией Михаила Лурье, представлены фольклорные материалы, которые не были записаны фольклористами. Они попали на материальные носители в процессе бытования или в результате собирательской работы любителей.

Первый раздел составили рукописные школьные альбомы-песенники 1909 и 1935–1937 гг., второй – любительские коллекции частушек 1920-х гг. Публикации сопровождены комментариями и вступительными статьями, раскрывающими релевантные исторические, биографические, фольклористические и собственно фольклорные контексты каждого из публикуемых документов. Книга не только предоставляет исследователям массив не публиковавшихся ранее материалов, но и создает новый повод для продолжения теоретической дискуссии о природе фольклора и предметном поле фольклористики.

«Название книги, которую читатель держит в руках, выглядит либо провокационным, либо бессмысленным, - говорится в предисловии.— С точки зрения позитивистской науки, в парадигме которой возникла и существует традиционная фольклористика, фольклор в фольклористах не нуждается; с конструктивистских позиций, набирающих вес в фольклористике последних десятилетий, фольклор без фольклористов не существует. Между тем, идея этого сборника проста: она состоит в публикации материалов, которые не были записаны фольклористами, а попали на бумагу иными путями.

Последний гений XX века: Юрий Кнорозов: судьба ученого

Галина Ершова. Переплет


Юрий Кнорозов, гениальный русский ученый, известен во всем мире тем, что дешифровал письменность индейцев майя. И судьба – полная неожиданностей, невероятных совпадений и даже мистификаций – только подтверждает необычность этой удивительной личности. В написанной на основе архивов и воспоминаний книге профессора РГГУ Галины Ершовой биография ученого скорее напоминает увлекательный детектив, где появляются и злодеи, и хитрые интриганы, и неожиданные спасители.

И есть еще один непростой герой – Россия и ее богатая на события история ХХ века. Канва повествования сплетена из ярких пространств – могучий русский Север и самобытные южные окраины, университетская военная Москва и научный послевоенный Ленинград, шаманская Средняя Азия и прячущие путь в Америку Курильские острова, таинственная Гватемала и древняя Мексика, и даже мало кому известные закоулки США.

Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени

Дмитрий Антонов


Книга посвящена борьбе идей, развернувшейся в России Смутного времени. В период «междуцарствия» (1598-1618 гг.) представления, распространенные в древнерусской культуре, подверглись резкой трансформации. В ситуации кризиса власти рождались новые идеи, практики и институты. Влияние Смуты прослеживается на всем протяжении XVII в.

В книге рассматриваются создание и эволюция избирательного канона, который привел к власти Бориса Годунова, а затем Михаила Романова; представления о самозванце как царе-антихристе, колдуне, грешнике и создателе «ада» на Москве-реке; рассуждения современников о гордыне, природе власти и «домостроительстве» государства; демонизация иностранцев и критика католической церкви; конкурировавшие идеи о клятве, присяге и мирском крестоцеловании. Четыре экскурса затрагивают еще более широкий круг вопросов, связанных с культурой средневековой Руси: феномен зрительской агрессии и атаки на изображения, древнерусские тексты и визуальные образы Антихриста, иконографический мотив «адской троицы», а также представления о судебной присяге.

Французское неогегельянство: Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии Гегеля-Гуссерля-Хайдеггера

Иван Курилович


Книга представляет собой исследование оригинального философского течения середины XX века, значительно повлиявшего на современные дискуссии о статусе философского высказывания, о предмете и методе философии и ;о судьбе гегелевского наследия.

В книге содержится комплексный анализ, сделанный на единых философских основаниях, который охватывает работы всех четырех ключевых представителей данного течения — Жана Валя, Александра Койре, Александра Кожева и Жана Ипполита.

Автор показал процесс развития гегелеведения и гегельянства во Франции, раскрыл исторический контекст появления французского неогегельянства, специфику и философскую ценность данного философского течения в целом и каждого из его представителей в частности. Монография будет интересна историкам философии, исследователям современной европейской мысли, преподавателям, аспирантам и студентам высших учебных заведений.

Граф Дракула: опыт описания

Михаил Одесский


В книге изучаются признаки, определяющие уникальность вампиров, классифицируются концепции вампиризма и высказываются предположения об условиях возникновения и распространения этих представлений. Специальные разделы посвящены «историческим вампирам» и Брэму Стокеру – автору «канонических» литературных текстов о вампирах «Дракула» и «Леди в саване». В заключительных главах рассмотрены современные трансформации образа вампира: от поразительного социального проекта, предполагавшего использование вампирического опыта для построения коммунизма (теории и практическая деятельность утописта-врача А.А. Богданова), до кинематографического «вампиризма».

«Вампир – уникальный персонаж, - пишут авторы. - И, по-видимому, уникальность его таится в том, что он предмет не классически чистых фольклорных штудий, но – да простится академический жаргонизм – междисциплинарных исследований. Образ вампира подлежит определению не посредством привычного исторического анализа (от фольклорного зарождения образа – к проникновению в литературу и массовую культуру), а, так сказать, в “обратной перспективе”: от тиранического доминирования в современном социуме – к фольклорному источнику. А точнее, требуется совмещение и постоянное переключение двух “перспектив” – исторической и “обратной”.