РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Зачем Сталин обманывал маршала Жукова
08.06.2020

Зачем Сталин обманывал маршала Жукова

Доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института РГГУ Борис Львович Хавкин рассказал интернет-изданию "Независимое военное обозрение" зачем Сталин обманывал маршала Жукова.


Засекреченная смерть нациста № 1

 Когда Красная армия была в одном квартале от имперской канцелярии, Гитлер застрелился.

Коалиция западных демократий и СССР во Второй мировой войне была основана на наличии общего врага – Гитлера. Не случайно эта коалиция называлась не антифашистской, не антинацистской, а антигитлеровской. Лидерам Великобритании, СССР и США для сохранения единства союзников Гитлер как символ нацистской Германии нужен был живым до конца коалиционной войны и суда над главными немецкими военными преступниками.

9 мая 1945 года Вторая мировая война в Европе закончилась победой антигитлеровской коалиции. В соответствии с Московской декларацией министров иностранных дел СССР, Великобритании и США 1943 года и решениями Крымской конференции «большой тройки» 1945 года встал вопрос о розыске и наказании главных немецких военных преступников, прежде всего Гитлера. Безусловно, Сталину хотелось заполучить нацистского фюрера в свои руки и наказать за «вероломное» нападение на СССР, огромные человеческие потери и колоссальный материальный ущерб, нанесенный гитлеровской агрессией.

Но Гитлер не дожил до капитуляции Германии. 30 апреля 1945 года, когда Красная армия с тяжелыми боями прорывалась к центру Берлина и была уже в одном квартале от имперской канцелярии и бункера, где прятался нацистский фюрер, он застрелился.

Накануне самоубийства, 29 апреля, Гитлер сочетался браком с Евой Браун, которая не желала уходить из жизни его любовницей, и продиктовал своей секретарше Траудль Юнге политическое завещание, завершавшееся словами: «Я обязываю руководство нации и подчиненных прежде всего к неукоснительному соблюдению расовых законов и к беспощадному сопротивлению мировому отравителю всех народов – международному еврейству».

Верил ли советский вождь в самоубийство нацистского фюрера? На телефонный доклад маршала Г.К. Жукова из Берлина ночью 1 мая 1945 года о самоубийстве Гитлера Сталин отреагировал словами: «Доигрался, подлец! Жаль, что не удалось взять живым», и сразу же спросил: «Где труп Гитлера?»

ТАСС был уполномочен заявить, что сообщения о смерти Гитлера «являются новым фашистским трюком: распространением утверждения о смерти Гитлера германские фашисты, очевидно, надеются предоставить Гитлеру возможность сойти со сцены и перейти на нелегальное положение».

26 мая 1945 года на встрече в Москве со специальным послом США Гарри Гопкинсом Сталин предположил, что «Гитлер, вероятно, спрятался вместе с Борманом», сбежав из Европы на одной из «3–4 больших подводных лодок». 17 июля 1945 года Сталин беседовал в Потсдаме с новым президентом США Гарри Трумэном и новым британским премьером Клементом Эттли о наказании нацистских военных преступников. Эттли: «Я не думаю, что перечисление имен усилит наш документ. Например, я считаю, что Гитлер жив, а его нет в нашем списке». Сталин: «Но его нет, он не в наших руках». Эттли: «Но вы даете фамилии главных преступников в качестве примера». Сталин: «Я согласен добавить Гитлера (общий смех), хотя он и не находится в наших руках. Я иду на эту уступку (общий смех)». Но Гитлер в этот список добавлен не был, хотя другой мертвец – заместитель Гитлера по партии Мартин Борман – в нем фигурировал и был в Нюрнберге осужден заочно.

Бывший офицер разведывательного отдела штаба маршала Жукова гвардии капитан Л.А. Безыменский, после войны – известный историк и журналист, в книге «Операция «Миф», или сколько раз хоронили Гитлера» отмечал, что маршал Жуков, беседуя через 20 лет после войны с писательницей Еленой Ржевской (во время войны она служила военной переводчицей отдела контрразведки 3-й ударной армии и была участницей операции по опознанию трупа Гитлера), не мог поверить, что спецслужбы информировали Сталина о смерти Гитлера как о случившемся факте, но не сообщили об этом Жукову. При этом вождь постоянно спрашивал маршала: где же Гитлер? Жуков просто не мог понять, зачем Верховному главнокомандующему нужно было обманывать своего первого заместителя.

Почему же никому не доверяющий Сталин должен был поверить в смерть Гитлера, если все тела покончивших жизнь самоубийством в берлинском фюрер-бункере удалось быстро идентифицировать, кроме двух – Гитлера и Евы Браун?

Первым о самоубийстве Гитлера советскому командованию сообщил начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал пехоты Ганс Кребс (перед войной Кребс был военным атташе Германии в СССР, немного говорил по-русски и был известен в советских военных кругах). В ночь на 1 мая в 3.30 утра Кребс в сопровождении начальника штаба 56-го танкового корпуса полковника фон Дуфвинга явился в качестве парламентера на участок 8-й гвардейской армии. Генерал передал советскому Верховному главнокомандованию письменное заявление за подписью Геббельса: «Я как первый из немцев сообщаю вождю советских народов, что сегодня, 30 апреля 1945 года, в 15.30 вождь немецкого народа Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством. В соответствии с законно отданным им распоряжением он передал свою власть и ответственность гросс-адмиралу Деницу как президенту империи и министру доктору Геббельсу как имперскому канцлеру, а также назначил исполнителем своего завещания своего секретаря, рейхсляйтера Мартина Бормана. Я уполномочен новым имперским канцлером и секретарем Адольфа Гитлера Мартином Борманом установить непосредственный контакт с вождем советских народов. Этот контакт имеет целью выяснить, в какой мере существует возможность установить основы для мира между немецким народом и Советским Союзом, которые будут служить для блага и будущего обоих народов, понесших наибольшие потери в войне. Доктор Геббельс».

Есть все основания утверждать, что Сталин знал, что произошло с Гитлером на самом деле: он застрелился, а его жена приняла яд. Еще накануне Гитлер отдал приказ доставить из гаража канистры с бензином для сожжения тел. 30 апреля после обеда Гитлер попрощался с лицами из своего ближайшего окружения и вместе с Евой Браун удалился в свою комнату, откуда вскоре раздался выстрел. В 15.15 (по другим данным в 15.30) слуга Гитлера Линге в сопровождении Гюнше, Геббельса, Бормана и Аксмана вошли в апартаменты фюрера. Мертвый Гитлер сидел на диване; на виске у него расплывалось кровавое пятно. Рядом лежала Ева Браун без видимых внешних повреждений. Гюнше и Линге завернули тело Гитлера в солдатское одеяло и вынесли в сад рейхсканцелярии; вслед за ним вынесли и тело Евы. Трупы положили недалеко от входа в бункер, облили бензином и подожгли.

Как же был обнаружен труп Гитлера? 30 апреля в Берлине в уличном бою был пленен ефрейтор Пауль Марзерс, входивший в состав сводного батальона СС, оборонявшего правительственный квартал Берлина. Получив от него данные, что до 28 апреля Гитлер, Геббельс и другие все еще находились в имперской канцелярии, начальник отдела контрразведки «Смерш» 79-го стрелкового корпуса подполковник И.И. Клименко немедленно распорядился о том, чтобы подчиненные ему оперативные разведгруппы с опознавателями из задержанных или пленных немцев приступили к розыску нацистских главарей.

3 мая в подвале лазарета имперской канцелярии задержали переодетого в гражданское платье сотрудника охраны Эриха Хабермана, который подтвердил сведения о смерти Гитлера. Кроме того, он сообщил, что у медсестры расположенного в имперской канцелярии лазарета Элизабеты Линдхорст он видел медальон матери Гитлера и золотой значок НСДАП, принадлежавший фюреру. Линдхорст была задержана чекистами с предметами, действительно принадлежавшими Гитлеру: карманные золотые часы, портрет матери Гитлера, его партийный значок, железный крест 1914 года и знак за легкое ранение. Другая медсестра лазарета рейхсканцелярии, Эрна Флегель, показала, что в ночь с 29 на 30 апреля ее пригласили к Гитлеру в составе всего медперсонала: фюрер пожал всем руки и поблагодарил.

Последнее убежище Гитлера было занято советскими войсками 2 мая. В тот же день в 17.00 офицеры «Смерш» И.И. Клименко, начальник отделения отдела контрразведки 3-й ударной армии майор Б.А. Быстров, заместитель начальника отдела контрразведки 207-й стрелковой дивизии майор И. Г. Хазин при осмотре сада имперской канцелярии вместе с привлеченными ими опознавателями – техником гаража Карлом Шнейдером и поваром имперской канцелярии Вильгельмом Ланге – обнаружили обгоревшие трупы мужчины и женщины. Опознаватели по внешним признакам признали в них Геббельса и его жену Магду. 3 мая в отдельной комнате бункера командир взвода отдела контрразведки «Смерш» 207-й стрелковой дивизии старший лейтенант Л.А. Ильин обнаружил трупы шестерых детей Геббельса и его жены.

5 мая неподалеку от места, где были найдены трупы Йозефа и Магды Геббельс, в воронке от бомбы в саду имперской канцелярии бойцами взвода гвардии старшего лейтенанта А.А. Панасова из контрразведки «Смерш» 79-го стрелкового корпуса рядовыми Чураковым, Олейником и Сероухом по торчавшему из земли куску одеяла были найдены сильно обгоревшие тела мужчины и женщины, предположительно, трупы Гитлеры и Евы Браун. В тот же день группа «смершевцев» во главе с помощником начальника отдела контрразведки 79-го стрелкового корпуса капитаном А.Г. Дерябиным обнаружила в воронке мертвые тела двух отравленных собак Гитлера. Останки семьи Геббельсов и четы Гитлеров, а также обеих собак перевезли для экспертизы в отдел контрразведки «Смерш» 79-го стрелкового корпуса.

С целью опознания трупов Гитлера, Евы Браун и семьи Геббельсов по распоряжению члена Военного совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта К.Ф. Телегина была сформирована группа военных медиков, которой руководили главный патологоанатом Красной Армии И.А. Краевский и главный судебно-медицинский эксперт 1-го Белорусского фронта Ф.И. Шкаравский (имя-отчество подполковника медслужбы Шкаравского было Фауст Иосифович. По иронии судьбы, Гитлера анатомировал доктор Фауст.) Тело Гитлера было опознано с помощью ассистентки зубного врача Гитлера Кете Хойзерман, подтвердившей сходство зубных протезов, предъявленных ей на опознании, с протезами Гитлера. Обгоревшие останки Гитлера привезли в ящиках в клинику в берлинском районе Бух, где в подвале их изучали авторитетные советские специалисты. Свидетельские воспоминания об этом оставила участвовавшая в проведении опознания гвардии лейтенант Елена Каган (Ржевская).

16 июня 1945 года Берия доложил Сталину об актах опознания останков Гитлера и результатах экспертиз, а также о показаниях свидетелей – задержанных немцев. Официальные заявления Советского правительства об итогах работы по поиску Гитлера и его окружения, документы дентологических и других исследований по опознанию трупов главных нацистов были засекречены и не обнародовались. Здесь вполне могли присутствовать как политические мотивы Сталина (карту Гитлера после войны можно было разыгрывать в большой политике), так и некоторые сомнения руководителей органов госбезопасности и внутренних дел в отношении результатов проверок и идентификации останков нацистских главарей.

В 2009 году начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ генерал-лейтенант В.С. Христофоров рассказал, что в 1946 году специальная комиссия с целью «тщательной и жесткой перепроверки всей группы фактов» провела дополнительные раскопки на месте обнаружения трупов Гитлера и Евы Браун. При этом была найдена «левая теменная часть черепа с выходным пулевым отверстием». Трупы же были закопаны на территории советской воинской части в Магдебурге. В 1948 году находки из бункера Гитлера (несколько обгоревших предметов, а также фрагменты челюстей и зубов, по которым проводилась идентификация трупов Гитлера, Евы Браун и Геббельсов) были направлены в Москву, в следственный отдел 2-го Главного управления МГБ СССР. С 1954 года по распоряжению председателя КГБ СССР И.А. Серова все эти предметы и материалы хранились в особом порядке. Челюсти Гитлера ныне находятся на хранении в Центральном архиве ФСБ России, а фрагменты его черепа — в Государственном архиве РФ.

В 1970 году в связи с передачей советского военного городка в Магдебурге властям ГДР по распоряжению председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова останки Гитлера, Евы Браун и семьи Геббельса под строжайшим секретом были вновь извлечены из земли. Утром 5 апреля 1970 года все, что осталось от Гитлера, Евы Браун и семьи Геббельса, сожгли в лесу, а прах развеяли по ветру. На вопрос: «Где Гитлер?» был дан окончательный ответ. Слухи о его якобы «спасении» и «второй послевоенной жизни» лишены всех оснований.

Зачем же Сталин обманывал маршала Жукова, скрывая от него правду об опознании трупа Гитлера? Елена Ржевская видела в этом преддверие грядущих изменений в судьбе Жукова, который вскоре попал в немилость. Скрывая разбирательство по «делу Гитлера» от Жукова, считал Лев Безыменский, Сталин как бы переносил на Жукова затаенное недовольство тем, что Гитлера не удалось поймать живым и судить: нацистский фюрер не стал живым трофеем советского вождя. Враг, поверженный, но еще живой, не стал кульминацией триумфа тщеславного генералиссимуса.

Абсурдное решение Сталина засекретить смерть Гитлера не только лишило Жукова возможности рассказать стране и миру о заключительной операции в саду имперской канцелярии, но и стало одним из поводов для конфронтации бывших союзников в годы холодной войны.

На Нюрнбергском процессе Гитлер не был включен в список обвиняемых. Он не был осужден ни посмертно, ни заочно. Неясность его судьбы давала Сталину возможность разыграть карту Гитлера, упрекая своих бывших западных союзников в укрывательстве преступника №1 и попустительстве возрождению нацизма.

Источник: Независимое военное обозрение: "Зачем Сталин обманывал маршала Жукова". Фото Александра Капустянского