РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ прошел ряд мероприятий, посвященных языку и культуре
25.05.2020

В РГГУ прошел ряд мероприятий, посвященных языку и культуре

Кафедра иностранных языков РГГУ во втором семестре 2019-2020 учебного года провела 2 заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия».


Одно из запланированных заседаний в связи с режимом самоизоляции, к сожалению, пришлось перенести на следующий семестр. Руководителями научного семинара стали Алмазия Катаева, зав. кафедрой, кандидат исторических наук, доцент и Ирина Воронцова, кандидат филологических наук, доцент; секретарем стала Казакова М.А.

В работе семинара приняли участие члены кафедры иностранных языков.

Целью деятельности научного семинара руководители считают последовательную разработку магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Современные тенденции профессионально-ориентированной подготовки студентов неязыковых вузов и факультетов. Лингводидактическая модель профессиональной подготовки поликультурной личности средствами иностранного языка».

Основной задачей семинара становится индивидуальная и коллективная апробация результатов научных исследований и выступления с научными сообщениями; анализ современных тенденций, связанных с обучением студентов профессионально ориентированному языку в неязыковом вузе, обмен практическим опытом использования информационно-коммуникационных технологий, обсуждение форм удалённого обучения и самостоятельной работы студентов.


На февральском заседании семинара прошли дискуссии по ресурсам развития технологий обучения иностранному языку (доклад доцента С.Д. Катаева). Исследование С.Д. Катаева представляется весьма актуальным, поскольку акцентирует внимание на рассмотрении общих психоэкологических и профессиональных компетенций обучающего и обучающихся как интегративных результатов образовательного процесса. На семинаре обсуждалось преподавание иностранного языка в алгоритме поэтапности формирования речевой компетенции. В апреле (семинар проходил в дистанционном режиме) темами обсуждения стали работы доцента Л.И. Пироговой «Использование метода проектов в обучении иностранному языку» и канд. филол. наук, доцента И.О. Окуневой, «Использование корпусов COBUILD, Macmillan, Oxford, BNC в обучении студентов профессиональным коммуникативным компетенциям и исследовательским методам».

Отмечалось, что первоочередная задача обучения иностранному языку в вузе состоит в том, чтобы научить будущего специалиста самостоятельно приобретать и постоянно совершенствовать свои знания и навыки, формировать собственную познавательную мотивацию, а также способность активно вовлекаться в регулярно обновляющийся поток научной информации.

Современный образовательный процесс должен быть личностно-ориентированным и содержать педагогические технологии, способствующие развитию у студентов востребованных сегодня умений: глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении на иностранном языке, умения работать в команде. Для решения поставленных задач как нельзя лучше подходит проектная методика, поскольку метод проектов стимулирует самостоятельную работу студентов по приобретению знаний, формирует креативность, позволяет моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов средствами иностранного языка, повышает мотивацию обучения и способствует включению обучаемых в транскультурную коммуникацию.

Большой внимание уделялось и возрастающей роли корпусно лингвистических методов в обучении языку. Констатировалось, что основная сложность кроется в возрастающем количестве корпусов, в их неоднородной структуре и функционале.

Теоретическая и практическая значимость представленных работ позволяет рекомендовать их для дальнейшей публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».

С удовольствием приглашаем коллег к участию в мероприятиях кафедры иностранных языков!